В случаях, если обвиняемый скрылся от следствия (суда) или когда по иным причинам не установлено его место пребывания, а также при неустановлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, досудебное следствие (дознание) приостанавливается производством.
При организации работы по делам, приостановленным производством по указанным основаниям, перед руководителями следственного аппарата, криминальной милиции, органов внутренних дел возникают проблемы, связанные с обеспечением розыска скрывшихся преступников и тех из них, местопребывание которых не установлено по иным причинам, и необходимостью добиться раскрытия всех преступлений, включая преступления прошлых лет.
Практикой выработано два направления организаторской работы по рассматриваемым делам:
- в процессе принятия решения о приостановлении досудебного следствия (дознания);
- спустя определенное (порой длительное) время, когда преступления переходят в разряд «преступлений прошлых лет», которые, будучи зарегистрированными в установленном порядке на январь следующего года, остались нераскрытыми.
Работа по приостановленным делам должна планироваться. В планы работы следственного отдела, криминальной милиции и других подразделений (служб), которые взаимодействуют со следователями, необходимо включать соответствующие организационные, методические и иные мероприятия по вопросам взаимодействия, созданию следственно-оперативных, оперативных, оперативно-розыскных групп, равно как по организации и использованию иных форм взаимодействия, контроля за его ходом и результатами, оказанию методической и практической помощи участникам взаимодействия.
В следственных аппаратах и органах дознания проводится ежегодная (по состоянию на 1 января) инвентаризация приостановленных уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет и неразысканных преступниках, изъятых по таким делам следов и иных вещественных доказательств, с одновременной проверкой их использования для получения ориентирующей информации о личности преступников. Такая инвентаризация является формой контроля за своевременным заведением розыскных дел и дел оперативной проверки, объявлением в розыск обвиняемых, скрывшихся от органов расследования (суда), за своевременным возобновлением производства по приостановленным уголовным делам, когда место пребывания обвиняемых будет установлено, а также 4юрмой контроля за сохранностью следов и других вещественных доказательств.
Проведение ежегодных инвентаризаций приостановленных уголовных дел, по которым проводилось дознание или досудебное следствие, и изъятых по ним вещественных доказательств организуется приказом или устным указанием начальника горрайлиноргана внутренних дел (начальника УМВД, УМВДТ, ГУМВД, министра внутренних дел).
На этой основе начальник следственного отдела и начальник криминальной милиции организуют сверку уголовных дел, приостановленных производством органами дознания, с розыскными делами и делами оперативной проверки.
По итогам инвентаризации принимаются соответствующие меры:
- решается вопрос со следователем (а при его возражении возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении расследования по приостановленным уголовным делам, при наличии к тому оснований;
- немедленно заводятся розыскные дела и объявляется розыск скрывшихся от расследования обвиняемых, если это не сделано своевременно;
- отбираются дела о нераскрытых преступлениях, совершенных сходными способами, решается вопрос со следователем (а при его возражении возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении по ним расследования при наличии к тому оснований;
- создаются следственно-оперативные группы (группа) для раскрытия и расследования преступлений прошлых лет (группы преступлений прошлых лет, того или иного преступления прошлого);
- в случае утраты следов и иных вещественных доказательств или приведения их в негодность вследствие небрежности при хранении принимаются меры, исключающие это в дальнейшем, решается вопрос об ответственности виновных лиц за утрату (порчу) следов (вещественных доказательств).
По приостановленным производством уголовным делам, по которым проводилось дознание, вышеуказанные варианты решений (мер) начальник органа дознания принимает самостоятельно либо обращается по данным вопросам к надзирающему прокурору, если у него возникают сомнения в правильности принятия того или иного решения.
Организация работы по раскрытию преступлений прошлых лет должна осуществляться на основе комплексного использования возможностей органов дознания, следственного аппарата, оперативно-розыскных, экспертно-криминалистических и иных подразделений органов внутренних дел, а также информационных центров. В необходимых случаях следует обращаться за содействием и помощью к другим правоохранительным органам: СБУ, налоговой милиции, таможенным органам, прокуратуре и др. Здесь исключительно велика роль первых руководителей горрайлинорганов внутренних дел, УМВД, УМВДТ, ГУМВД, МВД, которые должны обеспечивать интенсификацию оперативно-розыскной, процессуальной, информационной, экспертно-криминалистической, организационно-управленческой деятельности, улучшение взаимодействия, внедрение положительного опыта и современных научно-технических средств и средств связи. Они же должны осуществлять своевременное ресурсное и материально-техническое снабжение, оказывать необходимую помощь и обеспечивать содействие соответствующих сил и средств иных правоохранительных органов.
Особенности организации работы по делам прошлых лет о нераскрытых преступлениях обусловлены рядом факторов. К отрицательным последствиям в раскрытии преступлений приводят некачественные осмотры документов и мест происшествий, ненадлежащее проведение обысков и выемок, экспертиз, недостаточно полно проведенная работа по выявлению очевидцев и разнообразных источников информации, несвоевременное выявление лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений, недостаточное использование или отсутствие поисковой работы в преступной среде и в местах возможного появления лиц, совершивших преступления, т.е. все те ошибки и пробелы, которые были допущены на предыдущих этапах производства по уголовным делам.
В организации работы по такого рода делам прежде всего должны быть выявлены ранее допущенные недостатки, устранены их вредные последствия, восполнены пробелы.
Значительную роль играет фактор времени, который влияет в первую очередь на изменение вещественных доказательств, свидетепьских показаний, а также сказывается на психологии преступников. В дальнейшем у них может притупиться чувство осторожности, они могут начать реализацию добытого преступным путем, жить не по средствам, проговариваться, хвалиться, раскаиваться, указанные обстоятельства следует учитывать и с помощью тщательно продуманных тактических приемов и методов оперативно-розыскной деятельности выявлять и документировать факты так называемого уликового поведения заподозренных лиц, организовать их надлежащую проверку, проводить в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказания совместно с их оперативными частями работу по склонению заподозренных в совершении преступлений к явке с повинной. Особое внимание при этом следует уделять лицам, которые продолжительное время находились в розыске или «гастролировали», совершая преступления в разных регионах Украины и за ее пределами.
Руководители должны знать все нераскрытые преступления на обслуживаемой территории и обстоятельно анализировать относящуюся к ним информацию, уделяя внимание остатку дел не только текущего отчетного года, но и прошлых лет. Среди них необходимо выделить, во-первых, дела об умышленных убийствах, изнасилованиях, тяжких телесных повреждениях, бандитизме, разбойных нападениях и грабежах, а особенно дела о преступлениях, совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, другие дела о тяжких преступлениях и преступлениях, совершенных сходными способами, при сходных обстоятельствах, в совершении которых можно подозревать одних и тех же лиц (при этом совершивших преступления и на территориях, обслуживаемых другими отделами, управлениями); во-вторых, дела оперативной проверки, по которым имеется объективная информация для ведения оперативного поиска в преступной среде, а также о конкретных заподозренных лицах, подлежащих активной оперативной проверке. Такие дела необходимо закрепить за наиболее опытными сотрудниками или группами сотрудников, особенно из числа руководящего состава, а также специализирующимися по определенным линиям работы.
За деятельностью указанных сотрудников следует установить тщательный контроль, создать для них благоприятные условия, в необходимых случаях хотя бы временно освободив от ряда иных функций, систематически оказывать им помощь, обеспечить взаимодействие со следователями, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными аппаратами мест лишения свободы и др. Особенно важна организация максимального использования при раскрытии преступлений возможностей системы оперативно-розыскных и справочных учетов органов внутренних дел, службы безопасности, налоговых органов различных уровней.
Большую роль в раскрытии преступлений пропетых лет играют меры оперативного поиска, осуществляемого как по инициативе, так и в соответствии с заданиями и ориентировками. Руководители обязаны следить за обновлением информации о нераскрытых преступлениях, внедрять оправдавшие себя на практике формы доведения ее до личного состава и применения в повседневной работе. Целесообразно повсеместное создание компьютерных банков данных о нераскрытых преступлениях и собранной о них процессуальной и иной информации.
При организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет следует широко внедрять в практику принцип специализации как следователей, так и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. В этой связи могут создаваться постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений прошлых лет. В их состав включаются опытные следователи, сотрудники оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции, а в необходимых случаях -сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и другие специалисты. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью оперативных работников, включенных в состав таких СОГ, осуществляет начальник криминальной милиции, хотя в ряде случаев он может поручить данную линию работы своему заместителю.
Созданным специализированным следственно-оперативным группам по раскрытию и расследованию преступлении определенной категории целесообразно поручать и работу по нераскрытым преступлениям прошлых лет. Важнейшими факторами, определяющими эффективность деятельности специализированных следственно-оперативных групп по раскрытию преступлении прошлых лет являются: стабильность их состава, однородность выполняемой работы, поисковые принципы выбора ее направлений, согласованные планирование и деятельность следователей и других членов СОГ, постоянный процессуальный и ведомственный контроль за их деятельностью, оказание им практической и методической помощи.
В небольших следственных подразделениях и отделах внутренних дел из-за недостатка следственных кадров и сотрудников криминальной милиции специализированные следственно-оперативные группы не создаются. Однако и здесь возможна и необходима специализация путем возложения на одного из следователей функциональных обязанностей по организации раскрытия преступлений прошлых лет. Решением начальника органа внутренних дел (начальника криминальной милиции) к такому следователю необходимо прикрепить сотрудника оперативно-розыскного подразделения криминальной милиции.
Залогом эффективности в работе является четко организованный контроль за выполнением плановых и внеплановых мероприятий. При организации ведомственного контроля начальник органа внутренних дел (начальник криминальной милиции, начальник следственного подразделения) применяет обычные формы контроля: анализ статистических показателей процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; изучение уголовных, розыскных дел и дел оперативной проверки; проверку жалоб в пределах своей компетенции; проверку работы по делам прошлых лет; заслушивание дознавателей, следователей, оперативных работников, специалистов по вопросам взаимодействия, участия в раскрытии преступлений прошлых лет. Контроль должен быть постоянным, сопровождаться в необходимых случаях методической и практической помощью тем следователям, дознавателям, сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, которые в ней действительно нуждаются.
Источник – глава из учебного пособия:
Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.