Значение последующего этапа производства по уголовному делу заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и на первоначальном этапе расследования.
Инициатива в организации взаимодействия на последующих этапах производства обычно исходит от следователя, в производстве которого находится дело, однако она может исходить от начальника следственного отдела, от руководителя оперативно-розыскного подразделения или начальника правоохранительного органа, заинтересованного в эффективности окончания расследования. Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечить преемственность мероприятий, определить организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан ли подозреваемый или он скрылся от органов расследования.
После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, допроса и применения к нему меры пресечения. Предъявление обвинения конкретному лицу или группе лиц не всегда ведет к прекрашению взаимодействия. В большинстве случаев основные усилия участников взаимодействия после предъявления обвинения должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу, в т.ч. выявление и изобличение всех соучастников, доказывание всех эпизодов их преступной деятельности и т.п. Информация из расследуемого уголовного дела с ведома органа, в производстве которого находится уголовное дело, если в этом возникает необходимость, используется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для активизации оперативно-розыскной деятельности на обслуживаемых ими объектах и участках.
Если преступление на первоначальном этапе производства по делу окажется нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:
- согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
- квалифицированное осуществление оперативно-розыскных и процессуальных мероприятий, проведение которых следователь может поручить органам дознания;
- применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
- активное использование оперативно-технических средств, криминалистических методов и достижений науки и техники для раскрытия преступления (преступлений);
- анализ информации о новых преступлениях, с тем чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информации о ранее совершенных преступлениях, в том числе на территориях/ обслуживаемых другими следственными и оперативно-розыскными аппаратами; контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической и методической помощи.
Если принятые меры не приводят к раскрытию преступления, сотруднику соответствующего оперативно-розыскного подразделения следует дать указание о заведении дела оперативной разработки, что оформляется постановлением, которое утверждает начальник криминальной милиции.
По нераскрытому преступлению составляется план согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, копия которого помещается в дело оперативной разработки. В развитие этого плана составляется отдельный план оперативно-розыскных мероприятий. Первый утверждается начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции (либо начальником органа внутренних дел и начальником следственного отдела), второй — начальником криминальной милиции. Руководители, утвердившие данные планы, осуществляют контроль за проведением запланированных мероприятий. При этом контроль за выполнением процессуальных мероприятий следователем (группой следователей) осуществляет начальник следственного отдела.
Одновременно с заведением дела оперативной разработки руководители должны принять решение по СОГ, которую в зависимости от сложности преступления, квалифицированности сотрудников, их загруженности по другим делам и т.п. можно оставить в прежнем составе, или создать новую следственно-оперативную группу, или частично обновить ранее созданную.
Эффективной формой организации взаимодействия на последующих этапах производства по уголовным делам зарекомендовали себя специализированные следственно-оперативные группы. Если при расследовании предполагается большой объем работы, то решением начальника следственного отдела или прокурора создается следственная группа, за которой в таких случаях решением начальника криминальной милиции (или решением начальника ОВД) могут быть закреплены для взаимодействия сотрудники оперативно-розыскных подразделений или оперативная группа, а также специалисты и другие сотрудники органа внутренних дел.
При организации работы по зональному принципу взаимодействие со следователем поручается сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, работающим в соответствующих зонах, где совершено преступление, а по линейному принципу — наиболее опытным сотрудникам криминальной милиции и при необходимости других оперативно-розыскных подразделений, а также руководящему составу.
Анализ сложившейся практики свидетельствует о том, что весьма эффективными являются следующие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:
- повторные проверки по учетам;
- дополнительное ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
- анализ материалов о других преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);
- направление заданий в места лишения свободы;
- продолжение активного поиска преступников по приметам их внешности, возможным следам на одежде и теле;
- активный поиск добытого преступным путем имущества;
- дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности при наличии сомнений в том, что ранее это было сделано недостаточно профессионально;
- повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;
- использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств, включая микроследы, для выявления лиц, причастных к преступлению;
- проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если на первоначальном этапе производства по делу она не проводилась или проводилась поверхностно.
Положительные результаты нередко дает оперативная проверка в установленном порядке подозреваемых (обвиняемых) в совершении аналогичных (схожих) преступлений по месту их задержания, в том числе не только органами внутренних дел, но и другими правоохранительными органами. В необходимых случаях оперативные мероприятия в отношении таких лиц проводятся после их этапирования в места производства досудебного следствия по делу о нераскрытом преступлении (преступлениях). При этом работа с лицами, проходящими по другим уголовным делам, возможна и допустима только с разрешения следователей, в производстве которых находятся эти дела, при строгом соблюдении закона и ведомственных нормативных актов, регламентирующих данную форму взаимодействия.
Взаимодействие должно быть непрерывным до завершения расследования, однако интенсивность согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, равно как и иных мероприятий, регулируется с учетом достигаемых результатов.
Взаимодействие не следует сворачивать, если не все преступления раскрыты, не все эпизоды преступной деятельности выявлены, если имеются обоснованные предположения о причастности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.
Вряд ли можно считать взаимодействие завершенным, если согласованные процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия не обеспечили выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, данные следствия и оперативно-розыскной деятельности, а также результаты деятельности других подразделений не использованы при подготовке представления.
Начальник следственного отдела обязан обеспечить использование следователями помощи сотрудников оперативно-розыскных подразделений, милиции общественной безопасности и иных участников взаимодействия по назначению, не допускать, чтобы следователи перекладывали на них свои процессуальные функции по производству следственных действий либо по выполнению технической работы. Право следователя по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий должно быть реализовано следователями лишь при наличии к тому законных оснований. Такие поручения и указания следователя адресуются начальнику органа дознания, даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Наличие в плане согласованных следственных и оперативно-розыскных мероприятий пункта, предусматривающего проведение тех или иных следственных действий сотрудниками органов дознания, не освобождает следователя от обязанности направить начальнику органа дознания письменное поручение (указания) о проведении обозначенного в плане следственного действия. В противном случае производство сотрудником органа дознания следственных действий окажется неправомерным, а его результаты не будут иметь юридического (доказательственного) значения.
В процессе взаимодействия возможны коллизии и даже конфликты между следователями и взаимодействующими с ними сотрудниками других подразделений, которые разрешаются начальником следственного отдела совместно с руководителем соответствующего подразделения без нарушения при этом процессуальной самостоятельности и независимости следователя, профессиональной этики.
Если возникает необходимость в отмене процессуального решения следователя, то начальник следственного отдела по собственной инициативе либо начальник правоохранительного подразделения вносит предложение об этом надзирающему прокурору, который и разрешает вопрос по существу.
Признав неправоту сотрудников оперативно-розыскных подразделений, взаимодействующих со следователем, начальник криминальной милиции как их прямой начальник дает указание своим подчиненным действовать в соответствии с поручением (указанием) следователя. Аналогично поступают руководители и других подразделений правоохранительных органов, когда подчиненные им сотрудники оказываются неправыми в споре со следователем по поводу его письменных указаний и поручений, которые даны им в связи с расследованием уголовного дела органом дознания.
Источник – глава из учебного пособия:
Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.