Меню Закрыть

Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности

С момента обретения независимости в Украине уже немало сделано для создания реальных гарантий реализации ее гражданами своих законных прав и свобод. Как указано в ст. 3 Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.

Это стало предпосылкой пересмотра концептуальных положений правоприменительной, в том числе и оперативно-розыскной, деятельности. Учитывая то, что ОРД играет весьма важную роль в борьбе с преступностью (благодаря осуществлению оперативно-розыскных мер раскрывается около 90 процентов неочевидных преступлений), а вместе с тем она сопряжена с некоторыми ущемлениями прав и свобод человека, государство постоянно уделяет внимание, во-первых, совершенствованию правового регулирования указанной деятельности, а во-вторых, усилению гарантий соблюдения законности при ее осуществлении.

Законность в оперативно-розыскной деятельности представляет определенную систему правовых отношений в обществе, которые закреплены законом и реализуются при осуществлении этой деятельности ее непосредственными субъектами, и иными участниками. Реализация законности в ОРД — это сложный нормативно-правовой, организационный, практический и контрольно-надзорный процесс, в котором задействованы различные уполномоченные на то государственные органы и отдельные исполнители.

В первую очередь соблюдение законности в ОРД предполагает наличие и сбалансированность четких правовых норм, которые могут применяться для достижения ее целей, задач, а также установление единого порядка и условий реализации этих норм.

Таким образом, с одной стороны, к ОРД следует подходить как к определенной отрасли материального права, уполномочивающего ее специальных субъектов на применение от имени государства в отношении отдельных лиц и групп строго определенных мер и средств, содержание и направленность которых в некоторых случаях ограничивают конституционные права и свободы этих лиц, а с другой — как к специфическому правоприменительному процессу, устанавливающему и регулирующему основания, порядок, функции, сроки реализации указанных мер и средств, пути и формы использования полученных результатов (фактических данных о преступной деятельности отдельных лиц и групп), а также способы контроля (надзора) за оперативно-розыскной деятельностью.

Выше были предметно рассмотрены вопросы, касающиеся мер, средств, субъектов ОРД, и главные процессуальные аспекты этой деятельности. Дальнейшей нашей задачей является уяснение содержания прав и свобод личности, подлежащих правовой охране в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а также механизма этой охраны и гарантий ее обеспечения.

Как известно, оперативно-розыскная деятельность на протяжении всего предшествующего периода своего существования не имела под собой четко определенной правовой основы и базировалась главным образом на ведомственных нормативных актах. Понятно, что такое положение сводило к минимуму соблюдение законности в процессе фактического осуществления ОРД. Сегодня же указанная деятельность все более опирается на прочную законодательную базу и признается одним из важнейших составных элементов уголовного судопроизводства.

Законодательная база ОРД включает в себя правовые нормы Конституции Украины, уголовного и уголовно-процессуального кодексов, законов Украины о милиции, о Службе безопасности, о прокуратуре, а главное — законодательство, которое впервые не только декларирует оперативно-розыскную деятельность как систему гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с целью предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, в интересах уголовного судопроизводства, безопасности граждан, общества и государства, но также устанавливает принципы этой деятельности, основания ее осуществления, обязанности и права субъектов, гарантии законности и т.д.

Содержательный анализ норм ОРД позволяет увидеть то, что некоторые из них связаны с временным ограничением прав и свобод человека, а также юридических лиц. Это, в частности, касается негласного проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства и на земельные участки (д. 7 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»); негласного снятия информации с каналов связи (п. 9 ст. 8); контроля путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовых отправлений (п. 10 ст. 8) и др.

Однако эти меры носят исключительный и временный характер. В последней редакции упомянутого выше закона говорится, что негласное проникновение в жилище или иное владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией проводятся исключительно в целях предотвращения преступления либо установления истины при расследовании уголовного дела, если иным способом получить информацию невозможно. Причем это допускается только лишь по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения.

Следует отметить, что исключительность названных выше мер ОРД и особый порядок их осуществления являются выражением конституционных гарантий неприкосновенности жилища и обеспечения тайны переписки, телефонных разговоров и т.п. (ст. ст. 30-31 Конституции Украины).

Учтена также важнейшая конституционная гарантия относительно сбора, хранения, использования и распространения конфиденциальной информации о лице в процессе осуществления ОРД только в случаях, определенных законом, и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека (ст. 32 Конституции Украины).

Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» относит к исключительным мерам ОРД и осуществление визуального наблюдения в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств (п. 11 ст. 8). Это наблюдение, согласно последним дополнениям к названному закону, может проводиться лишь с санкции прокурора и только с целью установления данных о лице и его связях в случае, если имеются факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, а также для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц (ч. 15 ст. 9).

Вместе с тем, хотя законодатель прямо и не указал на исключительный характер некоторых других оперативно-розыскных мер, они также по своей сути могут быть отнесены именно к таким мерам. Это, в частности, касается права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью на частичное или полное освобождение от уголовной ответственности и наказания отдельных участников организованных преступных сообществ в случае, если такие лица оказывали содействие в изобличении их участников и раскрытии совершенных ими преступлений (ст. 14 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»).

То же самое можно сказать и о праве оперативных подразделений (п. 2 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности») на проведение оперативной закупки и контролируемой поставки товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных действий.

Как видно, в содержании приведенных мер ОРД прослеживаются не только некоторые очевидные признаки преступлений, но и элементы их провоцирования субъектами оперативной разработки. Поэтому не случайно законодателем установлено, что порядок проведения оперативной закупки и контролируемой поставки определяется ведомственными нормативными актами, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины.

Итак, можно констатировать, что на сегодня создана прочная правовая база для легитимного осуществления оперативно-розыскной деятельности. Именно эта база и сама практика ОРД являются первоосновой реального обеспечения законности в этой деятельности.

Во-первых, сегодня новое содержание в ОРД обретают такие принципы, как целевая направленность сугубо на борьбу с преступностью, гибкая избирательность оперативно-розыскных мер и средств, установление четких границ применения тех из них, которые временно ограничивают права и свободы человека.

Выбор негласных мер и средств ОРД должен прямо зависеть от направленности и целесообразности их применения (предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, розыск преступников и безвестно отсутствующих лиц и т.д.). Оперативно-розыскная деятельность, не решающая указанных задач, не имеет социальной ценности, а в ряде случаев признается незаконной. Кроме того, правовые нормы, регулирующие ОРД, не могут появляться либо изменяются по субъективному волеизъявлению отдельных лиц. Содержание, соотношение и направленность этих норм сегодня объективно обусловлены и органически взаимосвязаны. Они устанавливаются только государством, являются общими и обязательными для всех субъектов и других участников оперативно-розыскной деятельности.

Эти нормы либо уполномочивают субъектов ОРД на применение оперативно-розыскных мер или средств, устанавливают соответствующий порядок их реализации, либо запрещают или ограничивают осуществление некоторых мер и т.п. Тем самым устанавливается законность всей практики ОРД.

Во-вторых, принцип законности в ОРД реализуется не командно-административными методами, а посредством применения соответствующих правовых норм.

В-третьих, законность обеспечивается оптимальным соотношением права и профессионализма, а также нравственности и культуры в практике ОРД. Современные социально-правовые преобразования в Украине смещают акценты в провозглашенных принципах оперативно-розыскной деятельности в сторону безоговорочного соблюдения демократических прав, свобод и иных не противоречащих обществу ценностей каждой отдельной личности.

И, в-четвертых, гарантиями законности является государственно-правовой и ведомственный контроль за ее соблюдением в процессе осуществления ОРД. Для того чтобы раскрыть весь механизм этого контроля необходимо предельно уяснить характер и содержание социальных ценностей, подлежащих государственно-правовой охране при проведении оперативно-розыскной деятельности. Эти ценности сводятся к следующим.

Свобода и личная неприкосновенность человека. Эта ценность неоднократно провозглашалась и закреплялась международным сообществом в соответствующих правовых документах, в частности в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 5 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г.

Согласно требованиям Конституции Украины никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 2 ст. 29).

Оперативные подразделения (как представители органа дознания) имеют право осуществлять задержание подозреваемого. Статья 106 УПК Украины определяет его порядок. При наличии оперативно-розыскной информации о подготовке или совершении преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, орган дознания имеет право задержать лицо на таких основаниях:

  1. лицо застигнуто на месте преступления или непосредственно после его совершения. Добавим, что на этом основании могут быть задержаны и лица, подготавливающие преступление или покушающиеся на него;
  2. очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо, как на совершившее преступление;
  3. на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления;
  4. наличие других данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления. Здесь особое место принадлежит данным оперативно-розыскного характера, которые также могут послужить основанием для задержания.

Личное достоинство человека. Действующее оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное законодательство Украины в ряде правовых норм воссоздает конституционное право гражданина на уважение к его личному достоинству (ст. 28 Конституции Украины).

Гарантия уважения к достоинству человека не зависит от его процессуального положения как участника уголовного судопроизводства, гласности или негласности осуществляемых в отношении подозреваемого оперативно-розыскных мер, тяжести совершенного преступления, возраста, пола, политических, религиозных и других убеждений.

В ст. 28 Конституции Украины, ст. 22 УПК и ст. 4 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится прежде всего о недопустимости получения показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер, унижающих достоинство человека. Эти требования отвечают положению принятой в 1984 году Конвенции против истязаний, других жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания.

Соблюдение принципа уважения к достоинству человека в процессе осуществления ОРД сводится к недопущению со стороны субъектов этой деятельности произвола, безосновательного физического или психологического воздействия на объект ОРД, провокационных действий негласных сотрудников, подтасовки фактов, компрометирующих разрабатываемых лиц, подстрекательства последних к совершению противоправных действий и использования этих обстоятельств в ходе оперативной разработки.

Неприкосновенность жилища. Согласно Конституции Украины не допускается проникновения в жилище или иное владение лица, а также проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда. И только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможен иной, установленный законом, порядок проникновения в жилище или другое владение лица, проведения в них осмотра или обыска.

Это положение согласуется со статьей 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, по которой никто не может безосновательно или незаконно посягать на неприкосновенность жилища. Неприкосновенными являются также личные вещи и все, что находится в помещении.

Некоторые авторы под словом «жилище» понимают помещение, которое служит для постоянного проживания. Тем не менее термин «жилище», приведенный в ст. 30 Конституции Украины, нельзя отождествлять с понятием «жилая площадь». Жилище по конституционному определению — это не только квартира, жилой дом, но и все вспомогательные, подсобные помещения, приусадебные участки, дачи, гаражи и т.п., то есть те помещения, которые расположены на определенной территории, границы которой отделяют сферу личной жизни гражданина от окружающих.

Тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Статья 31 Конституции Украины учла положение статьи 12 Общей декларации прав человека, провозгласившей, что каждому гражданину гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Под термином «другая корреспонденция» следует также понимать электронную почту, шифрограммы и т.п. Тайна корреспонденции относится к личным тайнам человека.

Гарантии тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции тесно связаны с другими конституционными правами, а именно: гарантиями невмешательства в личную и семейную жизнь (ст. 32 Конституции Украины); правом на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34); правом на свободу мировоззрения и вероисповедания (ст. 35); правом на судебную защиту прав и свобод (ст. 55).

Приведенные выше гарантии тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции конкретизируются в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Так, ч. 2 ст. 141 УПК Украины определяет, что личная жизнь граждан, тайна переписки могут быть ограничены только на основании действующего законодательства и международно-правовых норм. К последним следует отнести статью 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Она предусматривает, что никто не может быть объектом незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь, противоправных посягательств на неприкосновенность его жизни, тайну его корреспонденции, его честь и достоинство. Каждый человек имеет право на защиту от такого вмешательства или таких посяга-тельств1. Этим требованиям отвечают и нормы действующего оперативно-розыскного законодательства. В соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения имеют право негласно контролировать телеграфно-почтовые отправления путем их отбора по отдельным признаками, если другим способом невозможно получить фактические данные для обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств. Но, несмотря на тайный характер этой оперативно-розыскной меры, разрешение на ее проведение все же дает только суд, что определено ст. 31 Конституции Украины.

Кроме прослушивания телефонных переговоров, действующее оперативно-розыскное законодательство также допускает снятие информации с каналов связи и, кроме того, применение других технических средств получения информации (п. 9 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Невмешательство в личную и семейную жизнь. Гарантии невмешательства в личную и семейную жизнь человека (ст. 32 Конституции Украины) базируются на Всеобщей декларации прав человека, в п. 3 ст. 16 которой говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Эта гарантия зафиксирована и в п. 1 ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Действующее оперативно-розыскное законодательство устанавливает специальные гарантии относительно сбора, использования и распространения конфиденциальной информации о лице.

Декларирование гарантий соблюдения прав и свобод человека в процессе осуществления ОРД, а также наличие необходимой для этого правовой базы само по себе еще не разрешает рассматриваемой проблемы. Нужна эффективная система организационных, нормативных, методических и практических действий со стороны как непосредственно оперативно-розыскных подразделений, так и государственных органов, на которые возложены функции контроля и надзора за соблюдением законности при проведении мер ОРД.

Контролирующими органами прежде всего являются ведомства, которым законодательно разрешено осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Они же являются и гарантами восстановления нарушенных прав и свобод граждан в процессе этой деятельности. К таким ведомствам Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 2 ст. 9) относит Министерство внутренних дел Украины, Службу безопасности Украины, Государственный комитет по охране государственной границы Украины, Управление государственной охраны Украины, Государственную налоговую администрацию Украины, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний. Эти ведомства осуществляют внутренний контроль за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В случаях же нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также если причастность к преступлению лица, в отношении которого проводились оперативно-розыскные меры, не подтвердилась, указанные выше ведомства обязаны безотлагательно возобновить нарушенные права и возместить причиненные материальные и моральные убытки в полном объеме (ч. 8 ст. 9).

Полученные вследствие оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении противозаконных действий, не подлежат сохранению и должны быть уничтожены. При этом граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложены функции осуществления оперативно-розыскной деятельности, письменные объяснения по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия (чч. 9, 12 ст. 9).

Но главным механизмом обеспечения гарантии соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности сегодня является прокурорский надзор. Это вытекает из требований Конституции Украины (п. 3 ст. 121) и Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 14), которыми на Прокуратуру Украины непосредственно возложен надзор за соблюдением законности во время проведения ОРД.

Отметим, что до недавнего времени этот надзор базировался главным образом лишь на общих законодательных и подзаконных актах, основным пробелом в которых была недостаточная правовая определенность оснований относительно истребования прокурорами для изучения материалов оперативно-розыскной деятельности, пределов их изучения, места и порядка работы с конкретными материалами прокуроров и т.п. Поэтому практика осуществления прокурорского надзора была крайне несовершенной.

Наверное, ни для кого не является секретом то, что в органах, проводящих оперативно-розыскную деятельность, не создано еще действенной ведомственной системы контроля за соблюдением законности в ее осуществлении. В этих условиях прокурорский надзор имеет огромное значение. Именно прокуратура является независимой от любых других органов и должностных лиц, руководствуется только Конституцией и законами Украины. Вот почему сегодня законодатель коренным образом пересмотрел и усовершенствовал правовое регулирование прокурорского надзора за ОРД.

В Законе Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривается, что надзор за соблюдением законов в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами и их заместителями, а также уполномоченными приказом Генерального прокурора Украины начальниками и прокурорами управлений, отделов Генеральной прокуратуры Украины и прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (ст. 14 Закона).

Непосредственное проведение надзора Приказом Генерального прокурора Украины № 4/1 гн от 6 апреля 2004 г. «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности» возложено на такие специализированные подразделения, как: Главное управление Генеральной прокуратуры по надзору за соблюдением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность; Второй отдел; Главное управление военных прокуратур; Управление надзора за соблюдением и применением законов на транспорте. В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, военных прокуратурах регионов и Военно-морских сил Украины — на отделы надзора за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности; отделы надзора за соблюдением законов специальными подразделами, ведущими борьбу с организованной преступностью; отделы надзора за соблюдением законов органами Службы безопасности, таможенной службы и Пограничной службы Украины; отделы надзора за соблюдением законов органами налоговой милиции; управления надзора за соблюдением и применением законов на транспорте (старшие помощники) и т.д. В специальном приказе Генерального прокурора Украины № 4/ 1га от б апреля 2004 г. определены также оперативные подразделения, надзор за законностью деятельности которых осуществляют управления и отделы Генеральной прокуратуры и областных прокуратур.

Вышеуказанным приказом Генерального прокурора Украины определены также основания проведения проверок законности оперативно-розыскной деятельности:

  1. плановые проверки;
  2. указания уполномоченного прокурора высшего уровня;
  3. решения суда;
  4. результаты изучения материалов уголовных дел о раскрытых преступлениях;
  5. информации о ненадлежащем выполнении соответствующих поручений следователя, указаний прокурора и судебных определений по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  6. инициирование руководителей соответствующих отраслевых управлений и отделов в иных случаях (п. 3 приказа).

Но, вместе с тем, существует законодательное и нормативное установление границ прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Это весьма значимо для последовательной реализации главных принципов ОРД: конспирации, конфиденциальности негласных отношений граждан с оперативными подразделениями, неразглашения результатов оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, к непосредственному прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью могут быть отнесены такие вопросы.

Наличие оснований и законность проведения оперативно-розыскной деятельности:

  • наличие и достоверность информации о подготовке или совершении лицом (группой лиц) преступления, или о причастности их к преступлениям, которые готовились или были совершены неустановленными лицами;
  • наличие письменных поручений и постановлений следователей, письменных указаний прокуроров, определений судов о проведении оперативно-розыскной деятельности в интересах расследования уголовных дел, находящихся в их производстве;
  • наличие запросов полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также запросов соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов других государств на основании договоров и соглашений;
  • обоснованность постановления о заведении оперативно-розыскного дела;
  • правомерность решения руководителя органа, имеющего право на проведение ОРД, о заведении указанного дела и проведении оперативно-розыскных мер;
  • правовые основания применения исключительных и временных оперативно-розыскных мер, ограничивающих права и свободы граждан;
  • своевременность информирования соответствующих государственных органов о выявленных фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц;
  • порядок регистрации и полнота реагирования на обращения граждан по поводу незаконного проведения оперативно-розыскных мер;
  • своевременность, сроки и полнота возобновления прав и свобод граждан, нарушенных вследствие незаконного проведения оперативно-розыскных мер;
  • выполнение требований Генерального прокурора Украины и прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, по устранению выявленных прежде нарушений законности; эффективность реагирования руководителей оперативных подразделений на факты нарушения законности со стороны подчиненных работников.

Наличие оснований заведения и закрытия оперативно-розыскных дел:

  1. обоснованность вынесения постановления о заведении оперативно-розыскного дела, наличие оснований для проведения по нему оперативно-розыскных мер и правомерность принятия соответствующего решения руководителем органа;
  2. эффективность проведения оперативно-розыскных мер по делам, заведенным на организованные группы и преступные организации, лиц, преступная деятельность которых имеет межрегиональный характер, а также на лиц, занимающихся бандитизмом, подготовкой и совершением убийств, разбойных нападений на банки, кассы и инкассаторов, других преступлений, совершаемых с применением оружия, взрывчатых, отравляющих и сильнодействующих веществ;
  3. соблюдение сроков и порядка заведения оперативно-розыскного дела при приостановлении следствия по уголовным делам, когда не установлено лицо, совершившее преступление, а также неизвестно местонахождение обвиняемого;
  4. наличие оснований для закрытия оперативно-розыскного дела и правомерность принятого решения соответствующим руководителем.

Соблюдение порядка реализации материалов оперативно-розыскных дел:

  1. наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности;
  2. полнота и эффективность выполнения письменных поручений следователя, прокурора, суда;
  3. формы взаимодействия следователя и работников оперативного подразделения при реализации оперативно-розыскных данных и использования их в качестве доказательств по уголовному делу.

Соблюдение оснований и порядка закрытия оперативно-розыскных дел:

  1. вступление в законную силу приговора, постановления или определения суда;
  2. розыск лица, скрывающегося от органов расследования, суда, уклоняющегося от отбытия уголовного наказания, а также лица, безвестно отсутствующего;
  3. закрытие уголовного дела судом, прокурором, следователем или органом дознания;
  4. завершение выполнения разведывательных, контрразведывательных мер или исчерпание возможностей для их осуществления;
  5. опровержение в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица;
  6. выезд лица на постоянное местожительство за границы Украины, если нет возможности проведения в отношении него оперативно-розыскных мер;
  7. неустановление в предусмотренные законом сроки данных, указывающих на признаки преступления в действиях объекта ОРД;
  8. выявление прокурором незаконно заведенного дела в случае выполнения по нему оперативно-розыскных мер;
  9. смерть лица, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело.

Обоснованность решений в процессе ведения оперативно-розыскных дел:

  1. соблюдение правовых требований об ограничении прав и свобод подозреваемых (проверяемых) лиц;
  2. соблюдение процессуального порядка ввода (приобщения) фактических данных в уголовное судопроизводство;
  3. состояние контроля руководителя органа (оперативного подразделения) за соблюдением законов при ведении оперативно-розыскного дела;
  4. обеспечение оперативным подразделением государственно-правовой защиты субъектов ОРД, а также лиц, привлекаемых к выполнению задач ОРД, членов их семей и близких родственников.

Наличие оснований и законность применения оперативно-технических средств:

  1. соответствие применения оперативно-технических средств степени общественной опасности противоправных посягательств или угрозы интересам безопасности общества и государства;
  2. наличие достаточных оснований для принятия руководителем оперативного подразделения решения о применении оперативно-технических средств, когда на это не требуется получения санкции прокурора или суда;
  3. обоснованность обращения оперативного подразделения для получения судебного разрешения или санкции соответствующего прокурора на применение оперативно-технических средств, а также обоснованность принятия решения о неотложном применении этих средств без разрешения суда или санкции прокурора;
  4. соблюдение сроков применения оперативно-технических средств; обоснованность продления их;
  5. законность использования и сохранение информации, полученной в результате применения оперативно-технических средств;
  6. обоснованность применения оперативно-технических средств при обеспечении безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников;
  7. состояние реагирования руководства оперативного подразделения на нарушения подчиненными работниками оснований и порядка применения оперативно-технических средств.

Для осуществления прокурорского надзора за законностью проведения ОРД прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

  1. беспрепятственно входить во все помещения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  2. требовать для изучения и проверки распоряжения, инструкции, приказы и другие акты, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные дела, регистрационные, учетные, отчетные, статистические, аналитические документы и прочие сведения, имеющие отношение к этой деятельности;
  3. поручать руководителям соответствующих органов проведение в подведомственных им подразделениях проверок с целью устранения нарушений закона;
  4. давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мер в интересах уголовного судопроизводства, о розыске лиц, безвестно отсутствующих;
  5. давать согласие на продление сроков проведения оперативно-розыскной деятельности;
  6. получать объяснения о нарушениях требований закона от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  7. проверять жалобы о нарушении законов при проведении ОРД, с ознакомлением в необходимых случаях с оперативно-розыскными материалами;
  8. отменять незаконные постановления о заведении или закрытии оперативно-розыскного дела;
  9. принимать меры по устранению нарушений законности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности и по привлечению виновных к ответственности;
  10. опротестовывать незаконное постановление суда о разрешении или отказе в разрешении на проведение оперативно-розыскных мер. Внесение протеста останавливает проведение оперативно-розыскных мер, разрешенных судом.

Но следует заметить, что прокурор имеет и некоторые ограничения прав при истребовании для проверки документов и других сведений об оперативно-розыскной деятельности. Это касается прежде всего данных на лиц, являющихся гласными и ; негласными работниками, документации, зашифровывающей лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений, и т.п.

В формальном отношении актами прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере ОРД могут быть представления прокурора соответствующему органу, постановления, письменное указания, протесты, судебные иски и т.п., которые являются обязательными для их рассмотрения и соответствующего реагирования на них.

Наряду со всем вышеизложенным, следует отметить, что прокуратура должна не только реагировать на факты конкретных нарушений законности в оперативно-розыскной деятельности, но и выявлять несбалансированность правовых норм, пресекать попытки наделить те или другие оперативные подразделения противоправными полномочиями на основе принятия ведомственных нормативно-правовых актов.

Без такой сбалансированности правовых норм, без соответствия их общественным потребностям и социальной практике невозможно достичь законности, какими бы политическими, идеологическими или волюнтаристскими намерениями ни оправдывались подобные попытки.

Источник – глава из учебного пособия:

Основы оперативно-розыскной деятельности в Украине (понятие, принципы, правовое обеспечение) Часть первая. Учебное пособие Э.А. Дидоренко, Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, Н.И Курочка, В.А. Силюков, А.Г. Цветков; Под. ред. проф. Э.В. Виленской; МВД Украины, Луг. акад. внутр. дел им. 10-летия независимости Украины. — Луганск: РИО ЛАВД, 2006. — 245 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *