Особенностями государственных доходов в Греции. Риме, а также основанных ими колониях, являлось то, что на этом этапе чрезвычайные потребности государства немедленно распределялись на граждан (позднее, это будет решаться с помощью государственных займов, которые выплачиваются постепенно).
Ксенофонт утверждал, что государство в случае необходимости может располагать всем имуществом граждан как своей собственностью. Источниками государственных доходов, по его мнению, являлись: казенные промыслы; доходы от аренды; повинности, наложенные на иностранцев; доходы от рабского труда; добровольные приношения и пожертвования.
Аристотель исходил из участия граждан а формировании доходов государства, так как благополучие здесь реализовывалось как единое целое.
Цицерон, отрицая связь между казной и гражданами, довольно подробно описал налоговый механизм и его применение в интересах государства.
Например, в Афинах финансовое законодательство принадлежало гражданам, а высшее управление сосредоточивалось в особом Совете. Отдачей сборов в откуп заведовали 10 полетов, заседавших в Полеторионе. Списки плательщиков и распределение собранных сумм осуществляли аподекты. Аналогичная система существовала и в колониях.
Доходы государства делились на обыкновенные и чрезвычайные.
- Обыкновенные доходы – это монополии, регалии, выручка от конфискованного имущества, пошлины и добро вольные приношения (литургии).
- Основой чрезвычайных доходов являлись подати и займы. Подать, падавшая на все имущество по совокупности, основывалась на предварительно произведенной оценке, которая осуществлялась под присягой самим плательщиком. Оценочное имущество делилось на классы, определяя ту часть. которая должна попасть под обложение, и после этого определялся размер подати. Для обеспечения правильности показаний плательщика поощрялся донос и допускался насильственный обмен имущества высшего класса на имущество, неверно записанное в низший разряд.
В целом финансовое управление не считалось у эллинов предметом, достойным особых исследований и научных изысканий, но граждане, способствовавшие усовершенствованию состояния финансовой системы полисов, пользовались всеобщим уважением.
Основу бюджета в полисах составляла единая система пошлин на ввоз и вывоз товаров и разные виды налогов. Сбор налогов отдавался на откуп. Сбором налогов занимались комиссии «семи» и «девяти». Значительной статьей доходов были пожертвования богатых горожан, они вносили деньги в городскую казну, а в неурожайные годы обеспечивали города хлебом. Такие случаи были неединичными. Народное собрание награждало таких людей почетным декретом, золотым венком или статуей. Таких почестей могли добиться и иностранцы: если они оказывали большую услугу городу, им давали торговые льготы, а иногда и гражданство. Любая важная финансовая мера принималась и утверждалась народным собранием.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.