Рассмотрение социальной, правовой и деятельностной сущности оперативно-розыскной деятельности определило объективную потребность в раскрытии ее процедурных аспектов, охватывающих законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие в первую очередь:
- соблюдение предельно четко установленных оснований и форм осуществления ОРД;
- порядок проведения оперативно-розыскных мер, а также применения оперативных и оперативно-технических средств;
- использование добытых материалов ОРД, а также соблюдение при этом установленного документооборота;
- законность осуществления ОРД;
- государственную, социально-правовую защиту и личную безопасность работников оперативных подразделений и лиц, привлекаемых к оперативно-розыскной деятельности.
Очевидно, что речь идет о процессуальной стороне оперативно-розыскной деятельности или, по существу, об оперативно-розыскном процессе, который базируется не иначе как на законодательной основе.
Рассмотрим основные его структурные слагаемые.
1. Основания проведения оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» такими основаниями являются:
- наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки с помощью применения оперативно-розыскных мер и средств:
- о преступлениях, подготавливаемых или совершенных неустановленными лицами (данное основание для проведения ОРД фактически сопряжено с необходимостью раскрытия так называемых неочевидных преступлений, в том числе находящихся на стадии осуществления неизвестными преступниками соответствующих подготовительных действий, например таких, как отключение на объекте проникновения тревожной сигнализации, закладка на месте намеченного совершения террористического акта взрывного устройства и т.п.);
- лицах, подготавливающих или совершивших преступления (здесь речь идет об известных лицах, готовящихся к совершению преступлений или уже совершивших их);
- лицах, скрывающихся от органов следствия, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- лицах, безвестно отсутствующих (это лица, пропавшие без вести, однако не признанные еще таковыми в установленном законом порядке);
- разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
- реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей є целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности;
- запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне или к работе с ядерными материалами и на ядерных установках;
- потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства.
Данную потребность принято относить, в узком смысле слова, к деятельности разведывательных служб, что само по себе так и разумеется. Однако получение разведывательной информации занимает центральное место при осуществления ОРД всеми иными ее субъектами, в том числе в поиске фактических данных о преступной деятельности отдельных лиц и групп. Надо полагать, что эту норму законодатель предусмотрел специально с тем, чтобы придать оперативно-розыскной деятельности в целом разведывательный характер.
К источникам получения сведений о наличии указанных выше оснований закон относит прежде всего заявления, сообщения граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, материалы органов дознания и других правоохранительных органов.
Кроме того, основания для проведения ОРД могут содержаться в письменных поручениях и постановлениях следователей, указаниях прокуроров, судебных определениях по уголовным делам, находящимся в их производстве. Обратим внимание на то, что данная норма введена в ст. б Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» лишь в 2001 году (законом № 2246-Ш от 18 января 2001 г.).
Некоторые авторы в этой связи полагают, что закон тем самым отнес следователей, прокуроров и судей к субъектам ОРД. Однако это не так. Иное дело, что законодатель, придавая исключительное значение материалам ОРД в познании истины по уголовным делам, предусмотрел допуск следователей, прокуроров и судей к материалам оперативно-розыскной деятельности и разрешил им одновременно инициировать (поручать) ее осуществление в рамках находящихся в их производстве уголовных дел.
К рассматриваемым источникам закон также относит запросы оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросы полномочных государственных органов, учреждений и. организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне или к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.
Следует особо обратить внимание на то, что перечень указанных выше оснований и источников их получения в законе определяется исчерпывающим образом и что законом запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мер при их отсутствии.
Вместе с тем, законодатель вправе вносить поправки, расширяющие либо сужающие основания для осуществления оперативно-розыскной деятельности, равно как и источники сведений об этих основаниях, что, собственно, и наблюдается после принятия Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Процессуальные формы проведения оперативно-розыскной деятельности.
Рассматривая этот процессуальный аспект ОРД, следует сразу обратить внимание на то, что законодатель отводит ему исключительно важную роль как непременному условию соблюдения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Так, в ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается, что в каждом случае при наличии оснований для осуществления ОРД заводится оперативно-розыскное дело.
Законодатель не дает четкой классификации этих дел, однако, определяя сроки их ведения (ст. 9-1), он дифференцирует их применительно к различным объектам ОРД, выделяя, в частности:
- неустановленных лиц, подготавливающих или совершивших преступление;
- лиц, в отношении которых имеются данные об их участии в подготовке или совершении преступления;
- лиц, в отношении которых расследуются уголовные дела;
- лиц, скрывающихся от органов следствия, суда или от отбывания уголовного наказания;
- безвестно отсутствующих лиц;
- лиц, в отношении которых имеются данные об их участии или причастности к террористической деятельности, террористической группе или организации, о материальном, организационном или ином их содействии созданию террористической группы или террористической организации, а также об осуществлении ими разведывательных мер в интересах безопасности общества и государства.
В соответствии с приведенной дифференциацией в различных органах, осуществляющих ОРД, допускается классификация оперативно-розыскных дел с использованием условных наименований. В оперативных подразделениях системы МВД, в частности, ведутся оперативно-розыскные дела, имеющие такие наименования:
- «Преступление» — в отношении неустановленных лиц, совершивших преступление;
- «Защита» — в отношений известных лиц, подготавливающих или осуществляющих преступные действия;
- «Розыск» — в отношении конкретных разыскиваемых лиц.
Приведенная дифференциация оперативно-розыскных дел хотя и является условной, однако она отвечает главным задачам и функциям ОРД, а также основным обязанностям оперативных подразделений, изложенным в ст. 7 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» (предотвращение, пресечение, раскрытие преступлений, розыск преступников и др.).
Как видно, Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», определив в качестве общей формы проведения оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскное дело, одновременно заложил и правовые предпосылки для дифференциации таких дел по двум определяющим критериям: функциональному и предметно- деятельностному.
По первому критерию основаниями различения дел служат дифференцированные цели, задачи, направления ОРД. В частности, можно говорить о сформированных на сегодня определенных самостоятельных функциях ОРД, каждой из которых соответствует своя процессуальная форма проведения оперативно-розыскных мер.
По второму же критерию определяются конкретизированные информационно-познавательные, аналитические, и организационные мероприятия, а также адекватные упомянутым целям, задачам, направлениям и функциям меры и средства ОРД.
Данный критерий служит опредмечиванию объектов оперативно-розыскной деятельности, конкретизации их изучения, познания характера, направленности и содержания их преступной деятельности, выбору наиболее целесообразных, экономичных и эффективных оперативно-розыскных мер, средств и тактики их применения и т.п.
В ОРД существует еще ведомственная так называемая «оперативная окраска» оперативно-розыскных дел («воры», «грабители», «мошенники», «насильники» и т.п.), что имеет в основном оперативно-тактическое значение для разработки соответствующих объектов.
Упомянутая роль оперативно-розыскных дел как гарантии соблюдения законности в процессе осуществления ОРД закреплена законодателем в целом ряде процессуально-правовых положений. В частности, проведение оперативно-розыскных мер без заведения оперативно-розыскного дела Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается (ч. 3 ст. 9). Исключение составляет только необходимость проверки лиц в связи с их допуском к государственной тайне, а также к работе с ядерными материалами и на ядерных установках (ч. 4 ст. 9). Причем такая проверка должна длиться не более одного месяца. Эта норма прямо не связана с задачами борьбы с преступностью, но нацелена на выполнение особой функции государства — обеспечения подбора надежных кадров.
3. Процессуальный порядок заведения, продления и закрытия оперативно-розыскных дел, сроки их ведения.
Согласно закону при наличии достаточных оснований, разрешение на заведение оперативно-розыскных дел дает только руководитель оперативного подразделения, который и несет ответственность за осуществляемые по ним меры ОРД (ч. б с. 9 Закона Украины «Об Оперативно-розыскной деятельности»).
О заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, утверждаемое начальником или уполномоченным заместителем начальника органа, имеющего право на проведение оперативно-розыскной деятельности. В этом постановлении отмечаются место и время его составления, должность и фамилия лица, вынесшего постановление, а также основание и цель заведения оперативно-розыскного дела (ч. 3 ст. 9).
В рамках указанных дел планируется осуществление оперативно-розыскных мер и применение средств, разрабатываются оперативные комбинации, документируется преступная деятельность разрабатываемых объектов и т.д.
Сроки ведения оперативно-розыскных дел Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» установлены строгие и вместе с тем неодинаковые в зависимости от категорий этих дел (ч. 1 ст. 9-1), а именно:
- в отношении неизвестных лиц, готовящих или совершивших преступление, т.е. по нераскрытым преступлениям, а также в отношении лиц, скрывающихся от органов следствия, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, — до их установления или розыска, но не более сроков давности привлечения к уголовной ответственности или сроков давности исполнения обвинительного приговора;
- в отношении лиц, находящихся под следствием по уголовным делам, — до вступления в законную силу вынесенного в отношении их приговора, до вынесения постановления (определения) суда о применении к ним мер медицинского или воспитательного характера или до закрытия уголовного дела судом, следователем, прокурором, органом дознания;
- в отношении лиц, безвестно отсутствующих — до их розыска или до вступления в законную силу решения суда о признании таких лиц безвестно отсутствующими или об объявлении их умершими;
- в отношении лиц, по которым имеются данные об их участии в подготовке или совершении преступления, -до шести месяцев;
- разведывательные меры в интересах безопасности общества и государства проводятся до их завершения или до исчерпания возможностей их дальнейшего осуществления;
- в отношении лиц, о которых имеются данные об их участии или причастности к террористической деятельности, террористических групп или террористических организаций, а также к материальному, организационному или иному содействию созданию террористической группы или террористической организации, — до 5 лет.
При наличии данных, полученных в ходе ведения оперативно-розыскного дела, об участии лица в подготовке или совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления срок ведения дела может быть продлен до 12 месяцев начальниками главных (центральных) и самостоятельных оперативных управлений или их заместителями (ч. 2 ст. 9).
Дальнейшее продление срока ведения оперативно-розыскного дела, но не более чем до 18 месяцев, может быть осуществлено Министром внутренних дел Украины, Председателем Службы безопасности Украины, первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины — начальником налоговой милиции, а также Председателем Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины и начальником Управления государственной охраны Украины (ч. 3 ст. 9).
Продление сроков ведения оперативно-розыскных дел в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подозреваемых в разведывательно-подрывной деятельности против Украины, подготовке или совершении террористического акта, свыше 18 месяцев осуществляет Председатель Службы безопасности Украины по согласованию с Генеральным прокурором Украины (ч. 4 ст. 9).
Исчисление срока ведения оперативно-розыскного дела начинается со дня утверждения начальником соответствующего органа или его заместителем постановления о заведении дела и заканчивается в день утверждения постановления о закрытии оперативно-розыскного дела (ч. 5 ст. 9).
Исчисление указанного срока в соответствии с законом (ч. 6 ст. 9) может прекращаться, если лицо, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело, временно выбыло за пределы Украины или тяжело заболело и возможность проводить в отношении его оперативно-розыскную деятельность отсутствует.
О прекращении и возобновлении исчисления срока ведения оперативно-розыскного дела выносится мотивированное постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа или его заместителем (ч. 7 ст. 9).
Законодатель также определил обязанность, четкие основания и процессуальный порядок закрытия оперативно-розыскных дел. Так, согласно ч. 1 ст. 9-2 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскное дело должно быть закрыто в случае:
- розыска лица, скрывавшегося от органов следствия, суда, уклонявшегося от отбывания уголовного наказания, а также лица, безвестно отсутствующего;
- вступления в законную силу приговора, постановления или определения суда;
- закрытия уголовного дела судом, прокурором, следователем или органом дознания;
- завершения выполнения разведывательных, контрразведывательных мер или исчерпания возможностей для их осуществления;
- опровержения в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица;
- выезда лица на постоянное местожительство за пределы Украины, если невозможно проведение в отношении его оперативно-розыскных мер;
- неустановления в предусмотренные этим законом сроки данных, указывающих на признаки преступления в действиях лица;
- выявления прокурором незаконно заведенного дела в случае выполнения по нему оперативно-розыскных мер;
- смерти лица, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело.
О закрытии оперативно-розыскного дела составляется мотивированное постановление, утверждаемое начальником соответствующего органа или его заместителем. Причем если по такому делу осуществлялись оперативно-розыскные меры по решению суда, то уведомление о закрытии дела направляется в суд в трехсуточный срок (ч. 2 ст. 9-2). Закон указывает также на то, что сроки хранения закрытых оперативно-розыскных дел устанавливаются в соответствии с законодательством Украины (ч. 3 ст. 9-2).
4. Процессуальное регулирование проведения отдельных мер ОРД.
Выше были рассмотрены общие процессуальные нормы, устанавливающие основания, сроки и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности. Однако законодатель все более включается и в процессуальное регулирование порядка осуществления отдельных мер ОРД.
В частности, в ч. 14 ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что оперативно-розыскные меры, связанные с временным ограничением прав человека, осуществляются с целью предотвращения тяжких или особо тяжких преступлений, их пресечения и раскрытия, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или безвестно отсутствующих, защиты жизни, здоровья, жилища и имущества работников суда и правоохранительных органов, а также лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, прекращения разведывательно-подрывной деятельности против Украины.
В случае же оперативной необходимости неотложного осуществления этих мер оперативные подразделения обязаны в течение 24 часов сообщить суду или прокурору об их проведении и основаниях для этого.
Визуальное наблюдение в соответствии с требованиями ст. 9 ч. 15 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» может проводиться с целью установления данных о лице и о его связях в случае, если имеются факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, а также для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц.
Закрепляется и ряд частных требований процессуального характера, относящихся к порядку осуществления отдельных мер ОРД.
Например, законодательно предоставленное оперативным подразделениям право на изготовление копий документов предприятий, учреждений и организаций может быть реализовано лишь при условии осуществления данной меры по требованию руководителей этих предприятий, учреждений и организаций исключительно на территории этих предприятий, учреждений и организаций. Изъятие же таких документов может быть осуществлено только с разрешения суда, причем с обязательной передачей их описи и соответствующих копий лицам, у которых они были истребованы (данный пункт 4 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» излагается в редакции закона № 2322-IV от 12 января 2005 г.).
Проникновение негласного работника в преступное формирование согласно закону может быть осуществлено при условии вынесения постановления, утверждаемого начальником соответствующего органа (п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»), тогда как негласное проникновение в жилище или в иное владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией могут быть проведены только по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя (ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Помимо приведенных выше норм процессуального характера, закрепленных Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», аналогичные нормы, относящиеся к процессуальному регулированию этой деятельности, уже встречаются и в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в ч. 5 ст. 97 УПК Украины указывается на то, что заявления или сообщения о преступлениях до возбуждения уголовного дела могут быть проверены путем осуществления оперативно-розыскной деятельности. Причем предусмотренные законодательными актами Украины отдельные оперативно-розыскные меры осуществляются в этих случаях с разрешения суда по согласованным с прокурором представлениям руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя.
Особый акцент законодатель сделал на том, что во всех случаях проведения мероприятий ОРД с целью получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и прочие вещества, угнетающие волю или наносящие ущерб здоровью людей и окружающей среде (ч. 16 ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).
5. Процессуальные нормы, регулирующие отношения оперативных подразделений с лицами, привлекаемыми к выполнению задач ОРД.
Закон устанавливает, что по желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности этого сотрудничества. Такое соглашение может быть заключено с дееспособным лицом. Порядок же заключения соглашения определяется, согласно требованию закона (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»), Кабинетом Министров Украины.
В то же время закон обязывает лиц, привлекаемых к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, сохранять тайну, ставшую им известной в связи с этим. Причем указывается, что разглашение тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека (ч. 3 ст. 11).
Законом также запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, в отношении которого они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом (ст. 11 ч. 3 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).
6. Процессуальное регулирование использования материалов ОРД.
Согласно ст. 10 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» материалы оперативно-розыскной деятельности используются:
- как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или проведения неотложных следственных действий (в последнем случае речь идет о таких следственных действиях, проведение которых должно быть незамедлительным, с тем чтобы не утратить следы преступления, не дать возможности преступнику скрыться и т.п., как, например, задержание и арест подозреваемого; арест на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи; проведение осмотра места происшествия и др. Причем арест на корреспонденцию, снятие информации с каналов связи и осмотр места происшествия согласно ч. 3 ст. 187 и ч. 2 ст. 190 УПК Украины могут в неотложных случаях проводиться до возбуждения уголовного дела);
- для получения фактических данных, могущих быть доказательствами по уголовному делу;
- для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников и безвестно отсутствующих лиц;
- для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников, лиц, конфиденциально сотрудничающих либо сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей;
- для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;
- для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Возвращаясь к приведенному выше положению, закрепленному в п. 2 ст. 10 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», следует отметить, что оно подкрепляется еще и нормой, предусмотренной в ст. 65 УПК Украины. В ней указывается на то, что доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь или суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.
Причем эти данные устанавливаются, наряду с прочим, протоколами с соответствующими приложениями, составленными уполномоченными органами по результатам оперативно-розыскных мероприятий.
7. Документальное оформление оперативно-розыскной деятельности.
В ходе становления и развития оперативно-розыскного процесса актуальными становятся вопросы об уяснении понятий оперативно-розыскного документа, документоведения и оперативно-розыскного документирования в интересах криминального судопроизводства. Творческие поиски дают возможность высказать некоторые умозаключения по этим вопросам.
Прежде всего, правильным будет признать, что документоведение в оперативно-розыскной деятельности по своему содержанию представляет процесс, включающий получение (составление), сохранение (накопление) и использование оперативно-розыскных документов в целях решения задач этой деятельности. Оно должно осуществляться непосредственными субъектами ОРД в соответствии с едиными требованиями секретного делопроизводства в системе соответствующих органов.
Под оперативно-розыскным документом следует понимать свидетельство о фактах (событиях, явлениях, процессах), выявленных (обнаруженных) в процессе осуществления мер ОРД и зафиксированных как в письменной форме, так и посредством другого материального носителя (кино-, фото-, аудио-, видеоматериалов и т.п.). Согласно основным функциям ОРД главное назначение оперативно-розыскных документов усматривается в фиксации, сохранении и использовании:
- фактических данных о преступных действиях отдельных лиц и групп с целью своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для использования этих данных в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве;
- оперативно-розыскной информации о местонахождении лиц, скрывающихся от органов следствия, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания либо безвестно отсутствующих, с целью обнаружения и задержания таких лиц;
- оперативно-розыскной информации в интересах безопасности граждан, общества и государства, в том числе о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, в целях осуществления профилактики правонарушений, а также оперативно-розыскных сведений, имеющих ориентирующее значение для осуществления ОРД.
Оперативно-розыскные документы можно подразделять на нормативно установленные внутриведомственные документы и на предусмотренные законодательством документы, имеющие уголовно-процессуальное значение.
К внутриведомственным оперативно-розыскным документам относятся главным образом документы, отражающие процесс организации и практического проведения ОРД, получения, проверки и отработки полученных результатов выполнения задач ОРД и т.п.
В первую очередь это документы о заведении и движении оперативно-розыскных дел:
- постановление о заведении оперативно-розыскного дела;
- постановление о приостановлении и возобновлении исчисления сроков ведения оперативно-розыскного дела;
- постановление о закрытии оперативно-розыскного дела;
- постановление об осуществлении проникновения в преступную группу негласного работника оперативного подразделения;
- представление руководителя оперативного подразделения или его заместителя о получении разрешения суда на проведение негласного проникновения в жилище или иное владение лица, снятие информации с каналов связи, установление контроля за почтовой, телеграфной и другой корреспонденцией, а также на применение других технических средств получения информации.
В остальных случаях к указанным документам внутриведомственного характера относятся различные рабочие документы (планы, рапорты оперативных работников, справки, справки-меморандумы, сообщения негласных работников и т.п.), фиксирующие сведения, имеющие практическое значение по оперативно-розыскному делу.
К оперативно-розыскным документам уголовно-процессуального назначения относятся протоколы о результатах оперативно-розыскных мероприятий с соответствующими приложениями, которые, как уже отмечалось, могут использоваться в качестве источников доказательств в уголовном судопроизводстве.
В случаях, когда оперативно-розыскные документы явились орудием совершения преступлений, предметом преступных посягательств или их продуктом, сохранили на себе следы преступления и пригодны для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, они могут рассматриваться в уголовном судопроизводстве как вещественные доказательства.
Речь идет об оперативном документировании преступной деятельности объектов ОРД (которое включает в себя выявление, сбор, фиксацию, определенное исследование, оценку и документальное оформление фактических данных о подготовке или совершении отдельными лицами или группами преступлений; о причастности этих лиц и групп к преступлениям, подготавливаемым или совершенным ранее неустановленными лицами), а также о документировании местонахождения разыскиваемых лиц.
К оперативному документированию правомерно также отнести поиск и получение фактических данных о реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам.
Источник – глава из учебного пособия:
Основы оперативно-розыскной деятельности в Украине (понятие, принципы, правовое обеспечение) Часть первая. Учебное пособие Э.А. Дидоренко, Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, Н.И Курочка, В.А. Силюков, А.Г. Цветков; Под. ред. проф. Э.В. Виленской; МВД Украины, Луг. акад. внутр. дел им. 10-летия независимости Украины. — Луганск: РИО ЛАВД, 2006. — 245 с.