Перечень нарушений водного законодательства содержится в ст. 110 Водного кодекса Украины. Он включает в себя:
- самовольный захват водных объектов;
- загрязнение и засорение вод;
- нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда;
- разрушение русел рек, ручьев и водотоков или нарушение природных условий поверхностного стока при строительстве и эксплуатации автодорог, железных дорог и других инженерных коммуникаций;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или устройств надлежащей мощности;
- несоблюдение условий разрешения или нарушения правил специального водопользования;
- самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, каналов, скважин);
- нарушение правил ведения государственного учета вод или искажение либо внесение недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности;
- повреждение водохозяйственных и гидрометрических сооружений и устройств, нарушение правил эксплуатации и установленных режимов их работы;
- незаконное создание систем сброса возвратных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию и несанкционированном сбросе возвратных вод;
- использование земель водного фонда не по назначению;
- несообщение (утаивание) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах;
- отказ от предоставления (утаивание) проектной документации и заключений о качестве проектов предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и заключений комиссий, принимавших объект в эксплуатацию;
- нарушение правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения.
Необходимо отметить, что перечень правонарушений не является исчерпывающим. Законодательством может быть установлена ответственность и за иные правонарушения по воспроизводству, охране и использованию водных ресурсов.
Нарушение водного законодательства влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.
Водопользователи освобождаются от ответственности за нарушения водного законодательства, если они возникли вследствие действия непреодолимых сил природы или военных действий.
Имущественная, гражданско-правовая ответственность представляет собой возложение на виновное лицо неблагоприятных для него имущественных последствий за правонарушение в размерах, определенных законодательством. Основной формой такой ответственности выступает возмещение ущерба (ст. 111 ВК Украины).
Кроме того, необходимо учитывать, что применение мер дисциплинарной, административной, уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации ущерба, причиненного ими в результате нарушения водного законодательства.
В соответствии со ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» ущерб, как правило, возмещается в полном объеме. Однако при наличии определенных обстоятельств возможны случаи, когда размер ущерба может быть уменьшен, что и следует из анализа указанной статьи закона. Ущерб возмещается, если он причинен здоровью человека, его имуществу, качеству окружающей природной среды и природным ресурсам. Ущерб, причиненный здоровью человека, определяется по правилам гражданского законодательства. В случае причинения ущерба природным ресурсам применяются соответствующие нормы экологического законодательства (водного, флористического, фаунистического и др.).
Также необходимо подчеркнуть, что при возмещении ущерба, причиненного водным ресурсам, необходимо руководствоваться водным и иным экологическим законодательством. При отсутствии норм для подсчета убытков в водном законодательстве необходимо в субсидиарном порядке применять нормы гражданского законодательства.
При этом ущерб, причиненный водным ресурсам, будет определяться в соответствии с разработанными методиками или таксами.
Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушений водного законодательства, не освобождает виновных от платы за специальное водопользование, а также от необходимости осуществления мер по ликвидации вредных последствий.
Министерством экологии и природных ресурсов Украины 18 мая 1995 года была утверждена Методика расчета возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов, которая применяется в следующих случаях: самовольного водопотребления; самовольных сбросов оборотных вод с предприятий, судов и объектов; превышение утвержденных нормативов и норм сбросов загрязняющих веществ; превышения утвержденных нормативов и норм расхода оборотных вод; сбросов загрязняющих веществ, не указанных в разрешениях на спецводопользования; самовольных сбросов оборотных вод или сырья с морских или речных судов, плавсредств, надводных или подводных сооружений; вынужденных санкционированных аварийных сбросов, которые не предусматривались проектом, но осуществляются в целях предупреждения аварийных ситуаций; сбросов вредных веществ, которые привели к загрязнению подземных вод как непосредственно, так и вследствие загрязнения поверхности земли и зоны аэрации грунтов и др.
Уплата сбора за загрязнения окружающей природной среды не освобождает юридических и физических лиц от возмещения убытков, причиненных нарушением экологического законодательства (п. 13 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора). Поэтому необходимо различать возмещение убытков, как формы гражданско-правовой ответственности от осуществления уплаты сбора за загрязнение водных ресурсов. Убытки во всех случаях возмещаются в пользу потерпевшего лица, а сбор за загрязнение вносится в местные бюджеты за сбросы загрязняющих водные ресурсы веществ, как в пределах установленных нормативов, так и сверх этих пределов. В данном случае эти сборы нельзя рассматривать как разновидность имущественной ответственности, т.к. это форма экономического влияния и при правонарушении, и при отсутствии его (в пределах нормативов при загрязнении).
В случаях отказа от добровольного возмещения убытков взыскание их сумм проводится в судебном порядке по искам органов Министерства охраны окружающей природной среды Украины, органов прокуратуры, общественных организаций, граждан и др.
Государственным комитетом Украины по водному хозяйству 18 января 2002 г. было утверждено Методику исчисления размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения правил охраны водных ресурсов на землях водного фонда, повреждением водохозяйственных сооружений и устройств, нарушением правил их эксплуатации.
Данной Методикой определяется исчисление размера убытков, причиненных вследствие: загрязнения и засорения поверхности вод; самовольного водопользования; переуступки права водопользования; забора воды с нарушением планов водопользования; бесхозяйственного использования воды; нарушения правил ведения первичного учета количества воды, которая забирается из водных объектов и сбрасывается в них; самовольного захвата водных объектов; нарушения режимов работы водохозяйственных сооружений и устройств и др.
Убытки в соответствии с Методикой исчисляются, если они причинены субъектам хозяйствования, если они используют водные ресурсы или выполняют хозяйственную деятельность на землях водного фонда (кроме земель водного фонда, занятых морями и островами на них) и др.
Сами факты нарушения требований водного законодательства, которые привели к убыткам, устанавливаются уполномоченными должностными лицами органов Госкомитета по водному хозяйству Украины при проведении проверок.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года была утверждена Методика исчисления размера убытков от загрязнения нефтью. Действие данного нормативного акта распространяется на территорию Украины, ее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную (морскую) экономическую зону. Убытки от загрязнения нефтью включают: убытки от загрязнения окружающей среды и упущенные вследствие такого загрязнения доходы; затраты на осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, которые фактически были приняты или должны быть приняты; затраты на предупредительные меры, а также дальнейшие убытки или ущерб, причиненный предупредительными мерами и неполученные вследствие нарушения хозяйственной деятельности доходы.
Исчисление размера убытков осуществляется соответствующими государственными органами на основании протоколов и иных материалов, подтверждающих факт загрязнения.
В Украине разработаны Таксы для исчисления размера возмещения ущерба, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Украины вследствие загрязнения с судов, кораблей и иных плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июля 1995 г.
Исчисление размера возмещения убытков проводится в долларах США на основании количества загрязняющих веществ, сброшенных в водную среду (соли тяжелых металлов; органические вещества; пестициды, мусор и т.д.).
В случаях отказа от добровольного возмещения убытков соответствующее подразделение Госэкоинспекции Минприроды Украины оформляет и передает в суд иски в установленном порядке для взыскания их сумм.
Убытки возмещаются и при правомерных действиях. Так, в соответствии с Порядком возмещения убытков, причиненных водопользователям прекращением права или изменением условий специального водопользования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14 августа 1996г. – это, например, признание водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность. Само определение размера убытков необходимо проводить в соответствии с Методикой расчета убытков, причиненных водопользователям прекращения права или изменением условий специального водопользования.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране, воспроизводстве и использовании вод установлена соответствующими статьями КоАП Украины.
Так, в соответствии со ст. 48 должностные лица и граждане несут административную ответственность за: нарушение права государственной собственности на воды; самовольный захват водных объектов или самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение иных сделок, которые в прямой или скрытой форме нарушают право государственной собственности на воды.
Также к административным правонарушениям отнесено: нарушение правил охраны водных ресурсов; загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водозаборах, приводящее к их загрязнению, водной эрозии грунтов и другие вредные явления; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и иных объектов без сооружений и приспособлений, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредному действию (ст. 59).
Кроме того, ряд статей КоАП Украины предусматривает ответственность за иные виды правонарушений в этой сфере:
- Загрязнение и засорение территориальных и внутренних морских вод в результате сбросов с судов, совершенных без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или с нарушением установленных правил; проведение погрузочных и разгрузочных работ, которые могут привести к загрязнению территориальных и внутренних морских вод, без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Украины; неуведомление администрации ближайшего порта Украины о проведенном, в результате крайней необходимости, без надлежащего на то разрешения, сбросе в море вредных веществ с судна или иного плавучего средства, воздушного судна, платформы или иной искусственно сооруженной в море конструкции, а в случаях сброса в целях захоронения – и органа, выдающего разрешения на такой сброс, сразу после осуществления или входе осуществления такого сброса – (ст. 60).
- Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод – (ст. 61).
- Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.
Уголовная ответственность за нарушение водного законодательства предусмотрена в Уголовном кодексе Украины.
В частности, за нарушение правил охраны вод и загрязнение моря.
Нарушение правил охраны вод (водных объектов), если это повлекло загрязнение поверхностных либо подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменение их природных свойств; или истощение водных источников и создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды влечет за собой наступление уголовной ответственности в соответствии со ст. 242 Уголовного кодекса Украины.
За загрязнение моря в пределах внутренних морских либо территориальных вод Украины или в пределах вод исключительной (морской) экономической зоны Украины материалами либо веществами, вредными для жизни или здоровья людей, либо отходами вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни или здоровья людей либо живых ресурсов моря или могло воспрепятствовать законными видами использовании моря, а также незаконный сброс или захоронение в пределах внутренних морских или территориальных вод Украины либо в открытом море указанных материалов, веществ и отходов наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 243 УК.
Дисциплинарная ответственность применяется в случаях нарушения водного законодательства виновными лицами в соответствии и положениями Кодекса законов о труде Украины.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.