Меню Закрыть

Правовая охрана вод

Охрана вод представляет собой осуществление комплекса мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения, засорения, исчерпания вод, а также иных действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, причинять вред здоровью людей, привести к уменьшению рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшению условии существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.

Правовая охрана вод регламентируется Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», Водным кодексом Украины и другими нормативными актами.

В соответствии с положениями Водного кодекса Украины охрана вод обеспечивается: установлением правил и норм охраны, использования и воспроизводства вод, запрещением или ограничением использования вод в случаях необходимости; установлением специального режима использования земель водного фонда, а также водных объектов, отнесенных к природно-заповедному фонду, или к категории лечебных; установлением мер по охране вод от загрязнения, засорения и исчерпания; установлением мер по предотвращению вредного действия вод и аварий на водных объектах, а также ликвидации их последствий и др.

При всем многообразии форм и методов охраны вод, предусмотренных законодательством в этом параграфе будут анализироваться только основные из них.

Среди основных водоохранных мер Водный кодекс выделяет следующие:

  • образование водоохранных зон. Эти зоны устанавливаются для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов. Размеры и границы водоохранных зон определяются на основе нормативно-технической документации. В водоохранной зоне соблюдается режим регулируемой хозяйственной деятельности. Так, на территории зоны запрещается сброс неочищенных сточных вод с использованием балок, карьеров, ручьев и т.д. Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 мая 1996 г. утвержден Порядок определения размеров и границ; водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них, которым установлен единый правовой механизм установления этих зон, ведения хозяйства в них;
  • выделение земель прибрежных защитных полос и полос отвода в пределах водоохранных зон. Прибрежные защитные полосы и полосы отвода устанавливаются у различных водных объектов. Так, в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнении, засорения и сохранения их водности вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы. Эти полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Например, в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки почвы для залуження и залесения), а также садоводство и огородничество; мойка и обслуживание транспортных средств и техники и т.п.

Полосы отвода с особым режимом пользования устанавливаются для нужд эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и плотин на реках.

Размеры этих полос и режим пользования ими устанавливаются по проекту, разрабатываемому и утверждаемому водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства:

  • установление береговых полос водных путей. Эти пути устанавливаются на судоходных водных путях за чертой городских поселений для ведения работ, которые связаны с судоходством. Кабинет Министров Украины определяет Порядок установления береговых полос водных путей и пользования ими;
  • установлением зон санитарной охраны. Эти зоны образовываются с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд. Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Так, постановлением Кабинета Министров Украины 18 декабря 1998г. утвержден «Правовой режим зон санитарной охраны водных объектов». Зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водных объектов входят в состав водоохранных зон и делятся на три пояса особого режима: первый пояс (строгого режима) включает территорию размещения водозабора, площадки водопроводных сооружений; второй и третий пояса (ограничений и наблюдений) включают территорию, которая предназначается для охраны источников водоснабжения от загрязнения. Правовой режим всех трех поясов зависит от вида источников водоснабжения (поверхностных или подземных вод) и включает дозволенные или запрещенные меры.

В отличие от иных природных объектов воды при определенных обстоятельствах могут быть причиной стихийных бедствий. К вредным действиям вод относятся: последствия наводнения, которые привели к затоплению и подтоплению земель и населенных пунктов; разрушение берегов, защитных дамб и иных сооружений; заболачивание, подтопление и засоление земель, вызванные повышением уровня почвенных вод в результате ненормированной подачи воды при орошении, утечки воды из водопроводно-канализационных систем и перекрытия потоков подземных вод при размещении крупных промышленных и других сооружений; осушение земель, вызванное забором подземных вод в количестве, превышающем установленные объемы отбора воды; загрязнение (засоление) земель в районах добычи полезных ископаемых, а также после окончания эксплуатации месторождений и их консервации; эрозия почв, образование оврагов, оползней и селей.

На ликвидацию последствий причиненного вреда необходимо затрачивать значительные материальные средства. Поэтому законодатель предусматривает, что при проектировании водохозяйственных и иных объектов должно учитываться возможное вредное действие вод. При эксплуатации этих объектов – приниматься меры по их предотвращению, а именно: залужение и создание лесонасаждений на прибрежных защитных полосах, склонах, балках и оврагах; строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, земляных валов, водосбросов, защитных дамб, водохранилищ-регуляторов; сооружение дренажа; укрепление берегов и т.п.

Водным законодательством предусматриваются неотложные меры по предотвращению стихийных бедствий, вызванных вредным действием вод, аварий на водных объектах и ликвидации их последствий.

Так, в государственных, межгосударственных и региональных программах использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов предусматриваются меры по предупреждению и ликвидации вредного действия вод.

Кроме того, в случае угрозы стихийного бедствия, связанного с вредным действием вод, местные советы с привлечением предприятий, учреждений, организаций обязаны предпринять неотложные меры по предотвращению этого бедствия, а в случае его наступления – по незамедлительной ликвидации его последствий в соответствии с законодательством Украины.

В аварийных ситуациях на водных объектах, связанных с их загрязнением, которое может оказать вредное воздействие на здоровье людей и состояние водных экосистем, предприятие, учреждение или организация, по вине которых произошла авария или которые обнаружили ее, должны незамедлительно начать ликвидацию ее последствий и сообщить об аварии государственным органам охраны окружающей природной среды, санитарного надзора, водного хозяйства, геологии и соответствующему совету.

Государственные органы водного хозяйства должны обеспечивать безаварийное функционирование водных объектов при половодьях и паводках, прогнозировать распространение вызванных ими последствий и совместно с соответствующими советами осуществлять меры по обеспечению бесперебойного водоснабжения населения и отраслей экономики.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гидрометеорологии ведет наблюдения за развитием стихийных явлений и обеспечивает местные советы и органы государственной исполнительной власти необходимой гидрологической и гидрохимической информациями.

Большое внимание в водном законодательстве, в частности в Водном кодексе Украины, уделено правовым мерам, предусматривающим охрану вод от загрязнения, засорения и исчерпания.

В соответствии со ст. 1 ВК Украины загрязнение вод определяется как поступление в водные объекты загрязняющих веществ. Загрязняющее вещество – вещество, которое привносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека.

Таким образом, загрязненными признаются водные объекты, если состав и свойства воды изменились в результате влияния либо хозяйственной деятельности населения до такой степени, когда водные объекты становятся частично или полностью непригодными для одного из видов водопользования. Источники загрязнения – неочищенные сточные воды, неправильно захороненные радиоактивные отходы, сборы нефти и т.д. Факты загрязнения устанавливаются либо инспекторами Государственной экологической инспекции Минприроды Украины, либо должностными лицами специально уполномоченных органов иных министерств и ведомств в соответствии с их компетенцией.

Засорение вод понимается как привнесение в водные объекты посторонних предметов и материалов, которые вредно воздействуют на состояние воды. В качестве таких предметов и материалов могут выступать, прежде всего, посторонние нерастворимые предметы – древесина, строительный мусор, металлолом, производственные отходы и т.п. Они непосредственно не влияют на качество воды, но со временем такие изменения могут иметь место. Прежде всего, засорение оказывает отрицательное влияние на русло рек, иных водоемов и препятствует их использованию.

Исчерпание вод рассматривается как количественное уменьшение природных запасов воды в водоемах и источниках, возникшие вследствие неправомерных действии или природных стихийных явлений либо значительными качественными изменениями в результате химического, радиационного загрязнения до такой степени, когда вода не может быть использована для любого вида водопользования. Исчерпание в данном случае выступает высшей формой загрязнения вод. Для уменьшения колебаний стока и т.п. устанавливают водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и проводятся иные лесомелиоративные, противоэрозийные и др. мероприятия.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *