Объекты природно-заповедного фонда в соответствии со ст. 60 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» подлежат особой охране, поскольку имеют большую экологическую ценность как уникальные типовые природные комплексы для сохранения благоприятной экологической обстановки, предупреждения и стабилизации отрицательных процессов и явлений. Закон «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 г. территории и объекты природно-заповедного фонда включил в составные структурные элементы экосети.
Режим особой охраны подразумевает совокупность запретов либо ограничений в целях реализации специальных задач и достижения определенных целей, возложенных на соответствующий объект природно-заповедного фонда. Под особо охраняемой природной территорией следует понимать совокупность объектов окружающей природной среды (земля, недра, растительный и животный мир, водные ресурсы, атмосферный воздух и др.) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим использования и охраны.
Основной целью создания объектов природно-заповедного фонда как особо охраняемых природных территорий является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
Природно-заповедный фонд представляет собой участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда растительного и животного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения общего мониторинга окружающей природной среды.
Общественные отношения, которые возникают в связи с использованием и охраной территорий и объектов природно-заповедного фонда, урегулированы Законом Украины «О природно-заповедном фонде». Большое значение в урегулировании указанных отношений имеют утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 22 сентября 1994 г. «Программа перспективного развития заповедного дела в Украине», а также Указы Президента Украины «О мерах по дальнейшему развитию природно-заповедного фонда» от 23 мая 2005 г. и «О неотложных мерах по обеспечению соблюдения законодательства в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда» от 11 ноября 2004 г.
Названными правовыми документами предусмотрено разрешение следующих основных задач в становлении и развитии заповедного дела в стране:
- определение стратегии развития заповедного дела;
- укрепление научных, организационных, правовых, финансовых, материально-технических и других основ развития заповедного дела;
- оптимизация сети природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, территорий и объектов природно-заповедного фонда иных категорий;
- активизация научных исследований на основе заповедных территорий;
- содействие повышению роли заповедного дела в экологическом и патриотическом воспитании граждан и подготовке специалистов, вхождению Украины в международную систему сотрудничества по вопросам развития заповедного дела.
Территории и объекты природно-заповедного фонда подразделяются на две категории: природные и искусственно созданные.
К природным территориям и объектам относятся: природные заповедники; биосферные заповедники; национальные природные парки; региональные ландшафтные парки; региональные ландшафтные парки; заказники; памятники природы; заповедные урочища.
К искусственно созданным объектам относятся: ботанические сады; дендрологические парки; зоологические парки; парки-памятники садово-паркового искусства.
Каждый из объектов природно-заповедного фонда имеет свою внутреннюю классификацию. Например, заказники подразделяются на: ландшафтные, лесные, ботанические, орнитологические, ихтиологические, палеонтологические; памятники природы: на ботанические, зоологические, геологические, гидрологические.
В зависимости от экологической и научной ценности заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства подразделяются на объекты общегосударстенного и местного значения; региональные ландшафтные парки и заповедные урочища относятся к объектам местного значения, а природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки – к объектам общегосударственного значения.
Территории природных заповедников, заповедные зоны биосферных заповедников, земли и иные природные ресурсы, предоставленные национальным паркам, являются собственностью Украинского народа.
Региональные ландшафтные парки, зоны – буферная, антропогенных ландшафтов, регулируемого заповедного режима биосферных заповедников, земли и иные природные ресурсы, которые включены в состав, но не предоставлены национальным природным паркам, а также заказники, памятники природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства могут находиться в собственности Украинского народа и в иных формах собственности, предусмотренных законодательством Украины.
Ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки, которые были созданы до принятия Закона Украины «О природно-заповедном фонде», не могут быть приватизированы.
Использование территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется с соблюдением требований законодательства о природно-заповедном фонде законодательства об экологической сети. Видами использования являются: природоохранные цели; научно-исследовательские цели; оздоровительные и иные рекреационные цели; образовательно-воспитательные цели; нужды мониторинга окружающей природной среды.
Установленные законодательством основные виды использования, а также заготовка древесины, лекарственных и иных ценных растений, их плодов, сена, выпас скота, охота, рыболовство и иные виды использования могут осуществляться при условиях, когда такая деятельность не противоречит целевому использованию территорий и объектов природно-заповедного фонда, установленных требований охраны, воспроизводства и использования их природных комплексов и отдельных объектов.
Для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов и объектов природных комплексов и объектов природных заповедников, предупреждения отрицательного влияния хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях устанавливаются охранные зоны.
В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также вокруг заказников, памятников природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и парков-памятников садово-паркового искусства.
Размеры охранных зон определяются соответственно их целевому назначению на основе специальных обследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, на основе оценки ее воздействия на окружающую природную среду. В охранных зонах запрещается строительство промышленных и иных объектов, развитие хозяйственной деятельности, которая может создать отрицательное воздействие на территории и объекты природно-заповедного фонда. Оценка такого воздействия осуществляется на основе экологической экспертизы, которая проводится в порядке, установленном Законом Украины «Об экологической экспертизе».
Положения, которые определяют режим каждой охранной зоны территорий и объектов природно-заповедного фонда, утверждаются государственными органами, которые принимают решения об их отводе.
Охрана природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, общегосударственного значения возлагается на службы их охраны, которые входят в состав службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины. Положения о службе государственной охраны природно-заповедного фонда Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
Охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда иных категорий возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. В случае необходимости их охрана может быть возложена на администрации расположенных вблизи природных и биосферных заповедников, национальных и региональных ландшафтных парков.
Органы местного самоуправления, местные государственные администрации, исполнительные органы местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природно-заповедного фонда, исполнению возложенных на них задач.
Работники служб государственной охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц объяснений в связи с нарушением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон;
- проверять у граждан и должностных лиц удостоверения на право пребывания, использования природных ресурсов на осуществление другой деятельности в пределах соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда;
- доставлять нарушителей установленного режима с целью выяснения личности;
- составлять протоколы о нарушениях требований законодательства, направлять их соответствующим органам для привлечения виновных лиц к ответственности;
- изымать у нарушителей предметы и средства незаконного использования природных ресурсов, транспортные средства, соответствующие документы;
- проводить личный досмотр вещей, транспортных средств и проверку продукции, полученной в результате природопользования;
- беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, суды и иные транспортные средства в пределах соответствующих территорий, объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон для проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды и природно-заповедного фонда;
- вносить предложения в соответствующие государственные органы о прекращении, остановке либо ограничении любой деятельности, которая нарушает требования законодательства о природно-заповедном фонде, предъявлять обязательные для выполнения требования с целью устранения нарушений, обнаруженных в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Работники службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины во время исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение формы установленного образца, табельного оружия и иных специальных средств в соответствии с законодательством Украины.
Государственный контроль за использованием режима территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется центральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, его органами на местах и иными специально уполномоченным государственным органами. Центральным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды является Министерство охраны окружающей природной среды. В его составе функционирует Государственная служба заповедного дела.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 2001 г. «О государственной службе заповедного дела», ее главными задачами являются:
- участие в пределах своей компетенции в реализации государственной политики в сфере сохранения и неистощительного использования природно-заповедного фонда, воспроизводства его природных комплексов и объектов;
- обеспечение государственного управления территориями и объектами природно-заповедного фонда;
- осуществление государственного контроля за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда;
- обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия на территориях природно-заповедного фонда;
- подготовка предложений по стабильному развитию репрезентативной сети природно-заповедного фонда и формирования национальной экологической сети.
Общественный контроль за соблюдением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об общественном контроле в сфере охраны окружающей природной среды. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины (ныне Министерство охраны окружающей природной среды Украины) от 27 февраля 2002 г.
Основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполненных в природных заповедниках, национальных природных парках, являются их Летописи природы, материалы которых используются для оценки состояния окружающей природной среды, разработки мероприятий по охране и эффективному использованию природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Порядок подготовки и программа Летописи природы утверждается Министерством охраны окружающей природной среды Украины совместно с Национальной академией наук Украины.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.