Пространственно-территориальное устройство объектов природы представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты естественных ресурсов, создание благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения, развития природной среды.
Термин «пространственно-территориальное устройство объектов природы» используется как обобщающее понятие, в состав которого включаются: землеустройство, лесоустройство, индивидуализация недр, водных объектов и других природных ресурсов.
Землеустройство представляет собой совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной организации территории административных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил (ст. 181 ЗК Украины).
Сущность землеустройства раскрывается посредством его содержательных характеристик, к числу которых относятся: установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании; разработка общегосударственной и региональной программ использования и охраны земель; составление схем землеустройства, разработка технико-экономических обоснований использования и охраны земель соответствующих административно-территориальных образований-; обоснование установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; составление проектов приведения в порядок существующих землевладений и землепользовании и создание новых; составление проектов отвода земельных участков; установление в натуре (на местности) границ земельных участков; подготовка документов, которые удостоверяют право собственности или право пользования землей; составление проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также разработка мероприятий по охране земель; разработка другой землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель; осуществление авторского надзора за выполнением проектов использования и охраны земель.
Согласно Закону Украины от 22 мая 2003 г. «О землеустройстве» (858-ІУ), регулирование в сфере землеустройства осуществляют Верховная Рада Украины, Верховная Рада АРК, Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, а также центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в границах полномочий, установленных законом.
Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение производительности лесов, их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повышение культуры ведение лесного хозяйства.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса Украины в процессе лесоустройства осуществляется система мероприятий, направленных на определение границ и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесопользователей; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; обоснование деления лесов на группы и отнесение их к категориям защитности; определением расчетной лесосеки, объемов рубок, связанных с ведением лесного хозяйства и объемов использования других видов лесных ресурсов.
Лесоустройство осуществляется государственными лесоустроительными службами Государственного комитета Украины по лесному хозяйству за счет средств государственного бюджета и по единой системе. В материалах лесоустройства определяется комплексная оценка ведения лесного хозяйства, использование лесных ресурсов, пользование земельными лесными участками, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства.
Индивидуализация недр (пространственно-территориальное устройство недр) осуществляется при помощи пространственно-геометрических (объемных) измерений. Формы и размеры участка недр, которые предоставляются в пользование, ограничиваются натурными маркшейдерскими измерениями.
Участок недр, который предоставляется в пользование для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, называется горный отвод.
Пространственно-территориальное устройство недр осуществляется маркшейдерскими службами Министерства охраны окружающей природной среды Украины.
Индивидуализация водных объектов осуществляется с помощью их паспортизации. Под паспортизацией следует рассматривать совокупность государственных мероприятий, направленных на упорядочение использования водных объектов, охрану их от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидация их последствий, улучшение состояния водных объектов.
Паспорт источника водного объекта (его акватории) предусматривает: место нахождения, состояние, характер использования, качество воды, необходимые мероприятия по упорядочению использования и охраны водного объекта. Индивидуализация водных объектов осуществляется органами Государственного комитета Украины по водному хозяйству.
Ведение природоресурсных кадастров – это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на систематизацию сведений относительно правового, природного и хозяйственного состояния объектов природы, а также их отдельных составных частей.
Ведение природоресурсовых кадастров включает в себя осуществление: земельного, водного кадастра, кадастра растительного мира, лесного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра животного мира, кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, учета в области охраны атмосферного воздуха.
Термин «кадастр» (реестр) означает систематизированный банк количественных и качественных данных относительно определенного объекта.
В соответствии со ст. 193 ЗК Украины, государственный земельный кадастр представляет собой единую государственную систему земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками и содержит совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику, распределение среди собственников земли и землепользователей.
Государственный земельный кадастр включает кадастровое зонирование, кадастровые съемки, бонитировку почв, экономическую оценку земель, денежную оценку земельных участков, их государственную регистрацию, а также учет количества и качества земель.
Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о поверхностных, подземных, внутренних морских водах и территориальном море; объемы, режим, качество и использование вод; состав водопользователей. В водный кадастр включаются также сведения о водохозяйственных объектах, которые обеспечивают использование воды, очищение и сброс обратных вод (сооружения для забора и транспортирования воды, сооружения, на которых осуществляется очистка обратных вод, и т.п.).
Назначением водного кадастра является систематизация данных государственного учета вод и определение имеющихся для использования водных ресурсов.
Кадастр растительного мира содержит систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями (в т.ч. арендаторами) земельных участков, количественные и качественные характеристики народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, деление естественных растительных групп на категории, экономическую оценку, технические, кормовые, врачебные, пищевые и другие свойства естественных растительных ресурсов, другие данные о растительных естественных ресурсах, необходимых для обеспечения их неистощительного использования, воспроизводства и эффективной охраны.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределении его между пользователями, качественное и количественное состояние лесного фонда, деление лесов по группам и отнесение к категориям, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Задачей государственного учета лесов и лесного кадастра являются организация охраны и защиты лесов, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде и обеспечение органов местного самоуправления, заинтересованных органов государственной исполнительной власти, лесопользователей сведениями о лесном фонде.
Месторождения, в т.ч. техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых. Государственный учет месторождений запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, по таким показателям: количество и качество запасов полезных ископаемых и имеющихся в нем компонентов, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения, его геолого-экономическая оценка, а также сведения о любом проявлении полезных ископаемых.
Государственный кадастр животного мира содержит систематизированную совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численность и состояние, характеристики среды пребывания и современного хозяйственного использования, а также другие сведения, необходимые для обеспечения охраны и рационального использования животного мира.
Ведение кадастра животного мира предусматривает выполнение таких кадастровых работ: проведение экспедиционных работ (наблюдение и изучение численности, состояния и других характеристик животного мира непосредственно в естественной среде); анализ данных, полученных во время проведения экспедиционных работ, а также данных, которые имеются в материалах государственного лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий, государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии животного мира, численность и объемы хозяйственного использования диких животных и т.п.
Ведение кадастра животного мира возлагается на Министерство охраны окружающей природной среды.
Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда содержит сведения о правовом статусе, принадлежности, режиме, географическом положении, количественные и качественные характеристики этих территорий и объектов, их природоохранную, научную, образовательную, воспитательную, рекреационную и другую ценность.
Назначением кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда является: оценка состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния территорий и объектов, которые входят в него, организация их охраны и эффективного использования, планирование научных исследований, а также обеспечение государственных органов, других заинтересованных объектов соответствующей информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, размещение продуктивных сил и в других целях, предусмотренных законодательством Украины.
Ведение указанного кадастра возложено на Министерство охраны окружающей природной среды Украины.
Государственному учету в области охраны атмосферного воздуха подлежат: объекты, которые воздействуют или могут негативно влиять на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха; виды и объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух; виды и степень влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.
Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Экологическое планирование – это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного использования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей природной среды.
Экологическое планирование осуществляется в форме разработки экологических программ.
Согласно статье 6 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» государственные, межгосударственные, региональные, местные и другие экологические территориальные программы разрабатываются с целью проведения эффективной и целенаправленной деятельности государства по организации и координации мероприятий по охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов.
Экологическое прогнозирование – это урегулированная экологическим законодательством деятельность специально уполномоченных субъектов права, направленная на подготовку и проведение экологических прогнозов в области использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения благоприятного состояния окружающей природной среды и экологической безопасности.
Экологическое прогнозирование подразделяется на краткосрочное (до 5 лет) и долгосрочное (до 25 лет). Как указано в ч.4 ст. 22 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», специально уполномоченные государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями обеспечивают организацию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования изменений окружающей природной среды. Указанные изменения должны учитываться при разработке и выполнении программ и мероприятий по экономическому и социальному развитию государства, в том числе по охране окружающей природной среды, использованию и восстановлению природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.