Меню Закрыть

Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды

В соответствии со ст. 16 Закона Украины « Об охране окружающей природной среды», государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды осуществляют Кабинет Министров Украины, органы местного самоуправления, а также специально уполномоченные на то государственные органы по охране окружающей природной среды и иные государственные органы в соответствии с законодательством Украины.

Специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды являются специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, его органы на местах, иные государственные органы, к компетенции которых законодательством Украины и АРК отнесено осуществление соответствующих экологических функций.

В юридической литературе существуют различные классификации органов управления на виды. Различают органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции; органы общего (комплексного) государственного управления, функциональные органы, координационные специально уполномоченные органы управления. Существуют также деления на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции осуществляют управление природопользованием и охраной окружающей природной среды наряду с управлением многими другими функциями и видами деятельности. Напротив, для органов специальной компетенции управление в экологической сфере является основным или исключительным видом и направлением их деятельности.

К государственным органам общей компетенции относятся Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Совет и Совет министров АРК, органы местного самоуправления, государственные администрации регионов.

Верховная Рада Украины. Ей принадлежит главенствующая роль в системе регулирования общественных экологических отношений. Основополагающей функцией парламента Украины является его законодательная функция. Посредством принятия законодательных актов Верховная Рада Украины наиболее эффективно и радикально воздействует на состояние общественных отношений, возникающих в связи с рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности. Масштабность решаемых заданий в сфере законотворчества требует функционирования в парламенте специальных подразделений, которые бы обеспечили прогнозирование, планирование, разработку и экспертизу законодательных актов в сфере экологии, принимаемых Верховной Радой Украины. Такие функции в парламенте осуществляют:

  • комитет по вопросам экологической политики;
  • научно-экспертный отдел Секретариата ВР Украины;
  • юридический отдел Секретариата ВР Украины.

В соответствии со ст. 85 Конституции Украины, к. полномочиям Верховной Рады Украины в сфере регулирования экологических общественных отношений относятся:

  • принятие законов;
  • утверждение общегосударственных программ охраны окружающей природной среды;
  • утверждение Указов Президента об объявлении отдельных территорий зонами чрезвычайных экологических ситуаций.

Президент Украины. Место и роль Президента Украины в решении экологических проблем определяется его конституционным статусом главы государства. С учетом потребностей природоохранной практики Президент Украины, как один из субъектов законодательной инициативы, имеет право вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины соответствующие проекты законодательных актов, направленных на регулирование экологических общественных отношений.

В своей деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности, Президент Украины осуществляет руководство Советом Национальной безопасности и обороны Украины. Главной задачей этого органа является обеспечение единой государственной политики в сфере национальной безопасности, составной частью которой является экологическая безопасность.

Кабинет Министров Украины, как высший орган в системе органов исполнительной власти, имеет собственную сферу деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды. Это направление деятельности КМУ реализует с помощью таких его функциональных аспектов, как:

  • обеспечение проведения государственной экологической политики;
  • разработка государственных экологических программ, обеспечение их выполнения;
  • координация деятельности министерств и иных органов центральной исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • принятие решений об ограничении, временном запрете (приостановление) либо прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими экологического законодательства;
  • осуществление в рамках своих полномочий государственного управления в сфере охраны и рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, иных природных ресурсов.

Верховный Совет АРК осуществляет представительские функции и полномочия в рамках, предусмотренных Конституцией Украины и Конституцией АРК. Так, ВС утверждает программы рационального использования и охраны окружающей природной среды, решает вопросы использования и охраны земельных и иных природных ресурсов, организует создание и управление территориями заповедного фонда республики.

Совет министров АРК осуществляет исполнительные функции в сфере управления природопользованием и охраной окружающей природной среды на территории АРК. К ним относятся вопросы сельскохозяйственного производства, лесовосстановления и лесоразведения, землеустройства, водохозяйственного строительства и орошаемого земледелия, охраны окружающей природной среды, организации лечебно-оздоровительной, курортной и рекреационной сферы и туризма.

Органы местного самоуправления осуществляют управление природопользованием и охраной окружающей природной среды в соответствующем регионе, руководствуясь Законом «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 № 280/97-ВР и Законом «Об охране окружающей природной среды». К управленческим функциям этих органов относятся: организация разработки местных экологических программ; утверждение с учетом экологических требований проектов планировки и застройки населенных пунктов, генеральных планов и схем промышленных узлов; организация проведения экологической экспертизы; принятие решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и иных территорий, подлежащих особой охране; осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды.

Государственные администрации регионов осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.1994 (№ 586-ХГУ). Они обеспечивают выполнение программ охраны окружающей природной среды, реализацию делегированных органами местного самоуправления полномочий по вопросам предоставления земельных участков для градостроительных нужд, организацию охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения, ликвидацию последствий экологических катастроф, взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

К государственным органам управления специальной компетенции относятся: Министерство охраны окружающей природной среды Украины; Государственный комитете Украины по земельным ресурсам; Государственный комитет Украины по водному хозяйству; Государственный комитет лесного хозяйства Украины, а также Министерство здравоохранения Украины, Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство строительства и архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Министерство аграрной политики Украины, Государственный комитет по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора.

Министерство охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды) в соответствии с Указом Президента Украины от 27 декабря 2005 г. № 1842/2005, является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, заповедного дела, обращения с отходами, геологического изучения недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.

На Минприроды возлагается осуществление комплекса задач, среди которых выделяют: обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, животный и растительный мир, природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины), обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, экологической и в рамках своей компетенции, радиационной безопасности, заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, геологического изучения недр, топографо-геодезической и картографической деятельности; осуществление управления и регулирования в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, восстановлении и охране природных ресурсов, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности, по вопросам обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), а также обеспечение осуществления государственного геодезического надзора за топографо-геодезической и картографической деятельностью.

Для осуществления возложенных на него задач, Минприроды обладает широким кругом полномочий: готовит предложения по формированию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ по вопросам охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, геологического изучения недр; организует и осуществляет государственную экологическую экспертизу; организует проведение мониторинга окружающей природной среды, создание и функционирование географических, экологических, геологических и иных информационных систем; обеспечивает ведение государственных кадастров растительного и животного мира, принимает участие в ведении водного кадастра; осуществляет государственный контроль за соблюдением правил, нормативов, норм, лимитов, квот, условий разрешений в сфере использования и охраны природных ресурсов, требований экологической безопасности, режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также в сфере обращения с отходами.

В структуре Минприроды Украины функционируют:

  • Государственная служба заповедного дела, которая обеспечивает управление территориями и объектами природно-заповедного фонда Украины, организует ведение Красной книги и Зеленой книги Украины;
  • Государственная экологическая инспекция, которая осуществляет контроль в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
  • Государственная межрегиональная Азово-Черноморская экологическая инспекция, которая осуществляет управление бассейнами Азовского и Черного морей, их континентального шельфа и территориальных вод;
  • Государственная инспекция по контролю за охраной, защитой, использованием и восстановлением лесов, которая осуществляет контроль в данной сфере общественных отношений.

На региональном уровне в системе Минприроды Украины функционируют Государственный комитет по охране окружающей природной среды и природных ресурсов АРК, государственные управления экологии и природных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе.

Государственный комитет Украины по земельным ресурсам. В соответствии с Указом Президента от 14 августа 2000 г. (№ 970_ 2000) Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем), – это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинг земель, ведение государственного земельного кадастра и обеспечения его реализации; координация проведения земельной реформы в Украине; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; осуществление землеустройства; разработка и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений рационального использования, охраны и мониторинга земель, возобновления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства.

В составе Госкомзема функционирует Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель, а на региональном уровне – главные областные, городские управления, региональные отделы земельных ресурсов, инженеры-землеустроители сел и поселков.

Государственный комитет Украины по водному хозяйству (Госкомводхоз) является центральным органом исполнительной власти в сфере использования и охраны вод. В соответствии с положением о Госкомводхозе, утвержденном Указом Президента Украины от 14 июля 2000 г., его основными задачами являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения нужд населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, осуществление в этой сфере единой технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий, передового опыта работы и обеспечения реализации этой политики; разработка и участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны вод, воспроизводства водных ресурсов; осуществление мероприятий, связанных с предупреждением вредного воздействия вод и ликвидацией его последствий.

В систему Госкомводхоза входят бассейновые водохозяйственные объединения, областные управления комплексного использования водных ресурсов, бассейновые (территориальные) инспекции по использованию и охране вод, их участки и гидрохимические лаборатории.

Государственный комитет лесного хозяйства Украины. В соответствии с Указом Президента Украины от 14 августа 2000 г. Государственный комитет Украины по лесному хозяйству Украины (Гос-комлесхоз) – это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: обеспечение реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, а также охраны, защиты, рационального использования и восстановления лесных ресурсов, охотничьих животных, повышения эффективности лесного и охотничьего хозяйства; разработка и организация выполнения общегосударственных, межгосударственных и региональных программ в сфере защиты, повышения продуктивности, рационального использования и воспроизводства лесов, а также участие в разработке и выполнении таких программ по вопросам использования и воспроизводства охотничьих животных, развития охотничьего хозяйства.

В структуру Госкомлесхоза входят областные производственные лесохозяйственные объединения (в Закарпатской, Ивано-Фран-ковской и Черновицкой области – управления лесного хозяйства), гослесхозы, лесничества и лесосеменные станции.

Министерство здравоохранения Украины в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 24 июля 2000 г. обеспечивает санитарно-гигиеническую охрану окружающей природной среды, утверждает отдельные экологические нормативы, предупреждает вредное экологическое воздействие на здоровье человека.

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (положение о Министерстве утверждено Указом Президента Украины от 10 октября 2005 г.) координирует работу государственных и иных органов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидации их последствий; осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием технологической безопасности в окружающей природной среде; выполняет функции по реабилитации загрязненных территорий вследствие аварии на ЧАЭС.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины (положение о Министерстве утверждено Указом Президента Украины от 1 июня 2005 г.) осуществляет разработку документации по вопросам планирования населенных пунктов с соблюдением экологических требований.

Министерство аграрной политики Украины осуществляет управление природопользованием и охраной окружающей природной среды в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г.

В рамках Министерства функционирует: Государственный департамент рыбного хозяйства, осуществляющий организацию охраны, рационального использования и воспроизводства водных биоресурсов, ведения рыбного хозяйства и регулирования промышленного и любительского рыболовства; Государственный департамент ветеринарной медицины, осуществляющий профилактические и лечебные мероприятия относительно болезней дикой фауны; Государственная служба по карантину растений, осуществляющая государственный фитосанитарный контроль. Государственный комитет по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора (положение утв. Кабинетом Министров Украины от 23 ноября 2006 г.) осуществляет геологическое изучение недр, их использование и охрану, а также использование и переработку минерального сырья.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *