Основными и доминирующими источниками экологического права выступают законы.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом (Всеукраинским референдумом), который устанавливает исходные юридические нормы, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры. Закон как источник экологического права, выступая средством закрепления государственной экологической политики, выражает волю народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Его особое место в системе источников экологического права обусловлено тем, что все другие нормативно-правовые акты носят подзаконный характер.
Среди законов, которые регулируют экологические отношения, главное место принадлежит Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года. Исходя из принципа верховенства права, Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Ее нормы являются нормами прямого действия. Все законы и нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, должны приниматься на основе Конституции Украины и ей соответствовать.
Конституционные основы регулирования экологических отношений закреплены, в частности, ст.ст. 13,14,16,41, 50, 66, 85, 92, 116, 119, 137, 138. Данными нормами урегулированы важнейшие общественные экологические отношения. В частности, в ст. 13 определено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа.
Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является, согласно ст. 16 Конституции Украины, обязанностью государства.
В Основном Законе государства закреплены принципиальные основы взаимоотношений « гражданин-государство-природа». Так, согласно ч. 1 ст. 50 Конституции Украины каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Ч. 2 ст. 50 Конституции Украины устанавливает, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.
Подчеркивая юридическую силу Основного Закона государства, ст. 92 предусматривает, что наиболее важные экологические отношения, в частности, основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, а также отношения экологической безопасности, должны регулироваться исключительно законами. Указанные конституционные нормы являются исходными положениями для принятия соответствующего экологического законодательства по любым конкретным вопросам.
Ряд норм Конституции закрепляют основы и принципы деятельности, а также компетенцию государственных органов в экологической сфере (Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и др.), в том числе и путем принятия ими соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения охраны окружающей природной среды. Так, согласно Конституции Украины Кабинет Министров Украины, осуществляя государственное управление на основе Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, обеспечивает проведение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования (ст. 116 п. 3).
В соответствии с Конституцией Украины исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. В частности, они обеспечивают на соответствующей территории соблюдение прав и свобод граждан, в том числе и экологических, а также выполнение государственных и региональных программ охраны окружающей среды (ст. 119 п. 3).
Заглавным и системообразующим актом самостоятельной отрасли экологического законодательства является Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений. В соответствии с данным законом задачи законодательства об охране окружающей природной среды состоят в регламентации отношений в среде охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и иных природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.
Место этого специализированного закона в системе экологического законодательства определено его статьей 2, согласно которой отношения в сфере охраны окружающей природной среды в Украине регулируются данным законом, а также разрабатываемыми в соответствии с ним земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством.
В составе кодифицированных поресурсовых актов самостоятельное место занимают Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 года, Водный кодекс Украины, принятый 6 июня 1995 года, Лесной кодекс Украины в редакции от 8 февраля 2006 года, Кодекс Украины «О недрах», принятый 27 июля 1994 года. Как ранее отмечалось, отдельную группу среди законов как источников экологического права составляют поресурсовые кодексы. К поресурсовым актам относятся также законы Украины «О животном мире» от 13 декабря 2001 года, «Об охране атмосферного воздуха» в редакции Закона от 21 июня 2001 года, «О растительном мире» от 9 апреля 1999 года, «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 года.
Особенностью указанных источников экологического права является то, что они призваны стать интегрирующей основой развития в области соответствующего экологического законодательства.
Структура и содержание поресурсовых кодексов характеризуется, прежде всего, общими чертами, присущими предмету и объекту правового регулирования, принципам и подходам к регламентации однородных общественных отношений и пр. Тем временем Booi казино набирает все большую популярность у игроков за свою высокую лояльность и бонусную систему.
В это же время для поресурсовых кодексов и законов присущи и некоторые отличия, обусловленные спецификой конкретного природного ресурса и экологических отношений, которые возникают по поводу его использования и охраны, а также разной полнотой регламентации однотипных экологических отношений.
К законам, регулирующим общественные экологические отношения, интегрированным, общим объектом которых является природа, относятся законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года и др.
Кроме законов специального экологического назначения источниками экологического права выступают также законы общего характера, содержащие соответствующие эколого-правовые нормы. К ним относятся, например, законы Украины «О туризме» в редакции от 18 ноября 2003 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года и др.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.