Вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти относится к числу наиболее актуальных на протяжении многих лет. Вместе с тем, дискуссия до сих пор не подходит к своему логическому завершению и с каждым годом приобретает все новое значение.
Так, в системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура занимает специфическое место. В редакции ст. 129 Конституции РФ 1993 г., в отличие от предыдущего варианта, указания на прокуратуру как единую и централизованную систему нет, в этой связи остается место для дискуссий о статусе, месте и структуре надзорного ведомства.
Вместе с тем, по объективным причинам, не утихают споры о том, к какой из трех ветвей власти принадлежит прокуратура. Это связано с тем, что ранее в Конституцию РФ, в главу «Судебная власть» была включена ст. 129, которая регламентировала основы деятельности прокуратуры. Спустя лишь несколько десятилетий, законодатель исправил допущенную неточность, сменив прежнее название этой главы на новое: «Судебная власть и прокуратура». Таким образом, в настоящее время можно смело говорить, что прокуратура является самостоятельным органом государства, который не принадлежит ни к одной из трех ветвей (законодательной, исполнительной или судебной) государственной власти, она является особым государственным институтом, осуществляющим деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти.
Но, несмотря на всю специфичность и независимость статуса прокуратуры в РФ, в своей деятельности прокуратура активно взаимодействует со всеми ветвями власти, поскольку они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране прав и законных интересов субъектов правоотношений от нарушений. Приоритеты деятельности прокуратуры направлены на осуществление полномочий по надзору за исполнением законодательства во всех сферах общественных отношений, но, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина, поскольку прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.
Часть 1 ст. 129 Конституции РФ устанавливает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом, а именно Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. ст. 1, 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура – это единая федеральная централизованная система органов, в систему которой входят Генеральная прокуратура РФ, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Так, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
- за исполнением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами;
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Следовательно, прокуратура является важнейшим элементом государственной структуры, поскольку без эффективного надзора за исполнением законов нормальное функционирование всех остальных ветвей власти невозможно. Мнение о том, что прокуратура все-таки относится к судебной власти, не находит своего подтверждения в нынешнее время, т.к. помимо одной из основных функций, выражающейся в поддержании государственного обвинения от имени государства, прокуратура выполняет множество иных «общенадзорных» функций. Она сосредотачивает в себе все признаки государственного органа, умело обеспечивая функционирование системы сдержек и противовесов, без которой невозможно эффективное существование законодательной, исполнительной и судебной властей.
Источник:
Цой М.И. К вопросу о конституционно-правовом статусе Прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти // Academy. – 2016. – № 2 (5). – С. 44-46.