Согласно части 2 статьи 94 УПК, основанием для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
Как определяет уголовно-процессуальный закон и свидетельствует практика правоохранительных органов, под достаточными данными понимаются такие сведения (информация), которые свидетельствуют о явном наличии подготавливаемого иди совершенного определенного уголовно наказуемого деяния (действия или бездействия). Так как закон упоминает только о наличии в информации признаков преступления, то не обязательно, чтобы сведения освещали деяние полно и всесторонне либо уличали лицо в совершении общественно опасного правонарушения. Установление этих и других обстоятельств, составляющих предмет доказывания по уголовным делам, является задачей стадии досудебного следствия.
Недопустимо побуждение уголовного дела по непроверенным фактам приготовления или совершения преступлений, на что обращает внимание содержание Приказа № 500 от 26 ноября 1991 года, утвердившего «Инструкцию о порядке принятия, регистрации, учета и рассмотрения в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел Украины заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях». Проведенное автором выборочное обследование показало, что только по 5 процентам зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях отказывают в возбуждении уголовного дела без предварительной проверки. В основном невозбуждение уголовного дела мотивируется нецелесообразностью дальнейшего расследования. Как показывает практика, недопустимо возбуждать уголовное дело только на основании предположений или по таким сведениям о преступлении, достоверность которых вызывает серьезные сомнения в. их происхождении. Должностное лицо, возбуждающее уголовное дело, должно быть убеждено, что в сообщенном поводе и материалах доследственной проверки имеются признаки преступления.
Отсюда следует вывод, что при установлении органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом обстоятельств, препятствующих производству досудебного расследования, необходимо отказать в возбуждении уголовного дела.
О процессуальных решениях, принятых государственными органами и должностными лицам», правомочными осуществлять производство по делу, а именно: органом дознания, следователем, прокурором или судьей составляется постановление, а судом — определение, в частности, о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановление (определение) — это процессуальный документ, фиксирующий принятие соответствующего процессуального решения.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, исходя из классической процессуальной формы, состоит из трех частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной) и резолютивной.
Во вводной части постановления указываются наименование документа, время и место его составления, кем составлен документ (должность, звание либо классный чин, фамилия и инициалы), материалы, которые послужили поводом для разрешения вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела.
Описательно-мотивировочная часть постановления об отказе в возбуждении уголовного дела содержит описание фабулы происшествия, дату и номер регистрации заявления или сообщения. Далее описываются все обстоятельства, которые были установлены в ходе доследственной проверки. Налагая эти факты, необходимо вывести заключение, что для возбуждения уголовного дела и дальнейшего производства по нему следствия не имеется оснований, т. к. в ходе проверки выявлены обстоятельства, препятствующие этому (как, например, отсутствие события или состава преступления, смерть лица, совершившего общественно опасное деяние, вступивший в законную силу акт амнистии и т. п.). При этом необходимо в постановлении делать ссылки на установленные факты, которые подтверждают наличие таких обстоятельств.
Мотивация решения об отказе в возбуждении уголовного дела должна опираться на достоверные и объективные факты, на имеющиеся в материале проверки заявления или сообщения о происшествии. Должностное лицо вправе мотивировать свое решение только теми обстоятельствами, которые указаны в уголовно-процессуальном законе, в частности в статье 6 УПК. Однако встречаются случаи, когда работники дознания и досудебного следствия при разрешении имевшихся материалов о происшествии мотивируют свой отказ в возбуждении уголовного дела различными, не предусмотренными законом, основаниями. В описательно-мотивировочной части постановления, например, указывается, что отказывают в возбуждении уголовного дела ввиду «неустановления лица, совершившего преступление», «заявитель написал встречное заявление и забрал первое заявление», «похищением:: имущество является малоценным, не представляет значимости для заявителя», «украденные ценности обнаружены и .возвращены потерпевшему» и т. п. Отказы в возбуждении уголовного дела по таким надуманным основаниям и мотивам являются грубейшим нарушением законности, ущемляющим права и законные интересы граждан.
В описательно-мотивировочной части постановления должностное лицо обязано сделать ссылки на нормы уголовно-процессуального закона, которыми оно руководствуется, т. е. на основание, предусмотренное определенным пунктом статьи 6 УПК, а также статьи 99 и 130 УПК.
Резолютивная часть постановления содержит логический вывод о результатах доследственной проверки. Здесь указываются привитые процессуальные решения (например: «в возбуждении уголовного дела отказать за отсутствием в деянии гр. N состава преступления», «копию настоящего постановления направить прокурору», «о принятом решении уведомить заинтересованных лиц» и др.).
Орган дознания и следователь, принявшие такое решение и составившие процессуальный документ, обязаны в течение суток направить копию постановления прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов органами досудебного расследования. Вместе с тем, это же должностное лицо обязано письменно уведомить физическое или должностное лицо, а также учреждение, организацию или предприятие, представителя власти, общественности, от которого поступило заявление или сообщение о происшествии, о принятом решении и одновременно разъяснить им право на обжалование процессуального решения. Срок на обжалование закон определяет в семь дней с момента получения заявителем или лицом, чьи интересы затрагиваются, копии постановления.
Только при условии надлежащего выполнения должностными лицами органов досудебного расследования, прокурором и судом требований уголовно-процессуального закона не могут быть допущены нарушения законности, ущемление прав и законных интересов граждан при производстве доследстненной проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Источник – глава из монографии:
Колодяжный В.Л. Возбуждение уголовного дела: проблемы теории и практики: Монография. — Луганск: РИО ЛИВД, 1999. — 148 с.