Меню Закрыть

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Реализуя уголовно-процессуальный принцип публичности, органы дознания, досудебного следствия, прокурор, судья и суд обязаны в пределах своей компетенции принимать и разрешать заявления и сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении. Все письменные или устные заявления и сообщения о происшествии, поступившие непосредственно » дежурную часть или лично должностному лицу указанных органов, независимо от места совершения преступления, подлежат немедленной регистрации в Книге учета преступлений с принятием неотложных мер реагирования. Принятие такой информации и своевременное реагирование на нее — обязанность каждого работника милиции, находящегося при исполнении своего служебного долга. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел не вправе отказаться принять заявление или сообщение о преступлении и уклоняться от проверки информации, а также от пресечения и задержания правонарушителей. Только после выполнения неотложных действий по информации о преступлении работник милиции обязан передать заявление или сообщение в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел.

Получив информацию о преступлении, дежурный по ОВД обязан принять необходимые меры по его пресечению, задержанию и установлению лица, совершившего преступление, по процессуальному закреплению всех других обстоятельств происшествия. С этой целью он направляет наряд милиции для охраны места происшествия, следственно-оперативную группу, в состав которой, как правило, входят: следователь (старший группы), оперуполномоченный криминальной милиции (а при необходимости — сотрудник отдела государственной службы борьбы с экономическими преступлениями), я также эксперт-криминалист, кинолог и другие, в зависимости от вида совершенного преступления, наступивших последствий и обстоятельств. Начальник следственного подразделения при совершении тяжкого преступления обязан выезжать на место происшествия и лично организовывать и руководить работой следственно-оперативной группы.

Следователь или инспектор дознания на месте происшествия организовывают проведение оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, направленных на пресечение, раскрытие преступления и задержание лица, его совершившего.

Говоря о процессуальном порядке рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, подразумевают выполнение следующих действий:

  1. устанавливается подследственность или принадлежность информации о происшествии; определяется, какой орган и ведомство вправе рассмотреть и разрешить заявление или сообщение о преступлении;
  2. намечается, какие процессуальные действия должны предшествовать принятию решения и в какой процессуальной форме они должны осуществляться;
  3. назначаются конкретно сроки принятия и реализации процессуального решения;
  4. вид документального оформления принятого решения;
  5. уголовно-правовая оценка совершенного деяния;
  6. установление наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела;
  7. определение уголовно-процессуальной мотивации законности и обоснованности процессуального решения;
  8. анализ возможных последствий принятого решения и определение действий для его реализации.

По окончании проверки заявления или сообщения о преступлении компетентное лицо государственных органов, правомочных составлять подобные документы, в порядке статьи 97 УПК, обязано принять одно из следующих процессуальных решений:

  1. возбудить уголовное дело;
  2. отказать в возбуждении уголовного дела;
  3. направить заявление или сообщение о преступлении по принадлежности.

При получении информации о происшествии должностное лицо обязано принять все необходимые меры для предотвращения или пресечения преступления, задержания лиц, его совершивших. Не допускается возвращение заявления и сообщения о преступлении по мотивам недостаточности в них необходимых данных — в этом случае орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд вправе использовать все возможные меры, предусмотренные законом, для получения сведений по раскрытию преступления и задержания виновных лиц.

Кроме того, компетентные государственные органы и должностные лица вправе истребовать у заявителя и других лиц, причастных к. происшествию, документы и предметы, имеющие значение для установления обстоятельств происшествия, либо опросить лиц, располагающих какими-либо сведениями по разрешаемому факту.

Как нам представляется, для оперативности и повышения активной деятельности органов досудебного расследования в борьбе с преступностью должностное лицо обязано первоначально решить вопрос о подследственности или принадлежности поступившего заявления или сообщения о происшествии. Для определения подследственности, по нашему мнению, следует установить место совершения преступления или, по возможности, субъекта преступления в случае, если он является специальным субъектом.

В пункте 3 части 2 статьи 97 УПК указание о направлении заявления или сообщения о преступлении по подсудности или подследственности заменено одним понятием «по принадлежности», в то время как данные категории по своему содержанию различны. Понятие принадлежность не является процессуальным термином, оно чаще применяется за пределами уголовного судопроизводства. Поэтому, думается, диспозицию пункта 3 части 2 статьи 97 УПК следует изложить в следующей редакции: «…направить заявление или сообщение о преступлении по подследственности или подсудности».

Термины подследственность и подсудность по своей юридической природе понятия однородные, но не тождественные. Первое определяет полномочия органов досудебного расследования осуществлению производства по уголовным делам, второе — полномочия судов по их рассмотрению.

С учетом изложенного, под подследственностью следует понимать установленные уголовно-процессуальным законом правила, определяющие полномочия органов дознания и досудебного следствия по ведению определенных уголовных дел о конкретных преступлениях, в зависимости от их юридических признаков, в целях обеспечения слаженной и планомерной работы по производству досудебного расследования и успешного решения задач уголовного судопроизводства на данной стадии процесса.

Уголовно-процессуальным законом предусмотрены следующие признаки подследственности:

  1. предметный (родовой);
  2. территориальный;
  3. персональный (по субъекту преступления);
  4. альтернативный;
  5. по связи дел.

Некоторые авторы выделяют дополнительный признак подследственности — исключительный, т. е. в силу общественной значимости преступления, тяжести наступивших последствий, уголовное дело может принять к своему производству вышестоящий ведомственный орган либо надзирающий и вышестоящий прокурор. Так например, уголовные дела, возбужденные по фактам умышленных убийств политических и общественных деятелей, генеральных директоров крупных банков и заводов и т. п., совершенные в различных регионах Украины, принимались к производству и расследовались центральными следственными аппаратами.

Предметный (родовой) признак определяется видом совершенного преступления, что находит отражение в его квалификации. Род и вид преступления определяется материальным уголовным правом. Именно данный признак подследственности разграничивает полномочия по расследованию конкретных преступлений как между органами дознания и досудебного следствия, так и между следователями разных ведомств — органов внутренних дел, службы безопасности и органов прокуратуры. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что по большинству видов преступлений проводится досудебное следствие следователями органов внутренних дел.

Территориальный признак подследственности определяет пространственные пределы осуществления полномочий органами следствия и дознания. Так, статья 116 УПК указывает, что досудебное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В случае неизвестности или неустановления места совершения преступления, а также в целях быстрого и полного расследования преступления, следствие может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

При совершении преступления несовершеннолетним, военнослужащим или должностным лицом применяется персональный признак подследственности или, как его иначе могут называть, по субъекту преступления.

Альтернативный признак подследственности определяется обязанностью производства по уголовному делу одним из органов, которая может быть возложена на него в зависимости от определенных обстоятельств. Так например, согласно части 3 статьи 112 УПК, досудебное следствие по делам о хищении государственного или коллективного имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением (статья 84 УК Украины), о хищении в особо крупных размерах (статья 86-1 УК Украины) осуществляет тот орган следствия, который возбудил уголовное дело. Если во время расследования этих уголовных дел будут выявлены подготавливаемые или совершенные должностные преступления, предусмотренные статьями 165-172 УК Украины, — взяточничество, злоупотребление властью, превышение власти паи служебного положения, преступная халатность, служебный подлог, то эти преступления будет расследовать тот орган, который возбудил основное уголовное дело и производит его расследование.

Признак по связи дел регламентируется ст. 26 и ст. 112 ч. 4 УПК. Подследственность в этих случаях определяется при объединении уголовных дел по предусмотренным законом основаниям:

  1. при совершении одним липом нескольких преступлений;
  2. при совершении несколькими лицами одного или нескольких преступлений;
  3. при выявлении в ходе расследования основного дела фактов преступления против правосудия;
  4. при заведомо ложных показаниях свидетелей и потерпевших;
  5. при заведомо ложном заключении эксперта;
  6. при отказе свидетелей от дачи показаний;
  7. при отказе эксперта или переводчика без уважительных причин исполнения возложенных на них обязанностей;
  8. при воспрепятствовании явке свидетеля, потерпевшего, эксперта;
  9. при понуждении свидетеля, потерпевшего, эксперта к отказу от дачи показаний или заключения;
  10. при разглашении сведений досудебного следствия или дознания;
  11. при сокрытии или растрате имущества, подвергнутого аресту или описи;
  12. при укрывательстве и недонесении о преступлении.

В соответствии с законом, преступления, совершенные несовершеннолетними или с их участием, подследственны следователям органон внутренних дел. Если же несовершеннолетний либо преступное сообщество с его участием совершит преступление, подследственное органам прокуратуры, то вопрос о том, кому — следователю ОВД или прокуратуры — производить расследование, будет разрешать прокурор, на чьей территории совершено общественно опасное деяние.

Преступлении, совершенные военнослужащими срочной службы, военнообязанными, находящимися на военных сборах, офицерами и прапорщиками Вооруженных Сил Украины, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в расположении части, гарнизона, соединения, флотилии и т. п., подследственны, в соответствии со статьей 32 Положения о Военной прокуратуре, следователям военной прокуратуры.

В практике органов досудебного расследования иногда возникают споры о подследственности. Если споры о подсудности статья 42 УПК запрещает, указывая, что эти споры между судами не допускаются, то отношении подследственности такого указания закон не содержит. И все же, если споры о подследственности возникают, то необходимо, по нашему мнению, направлять дело следователю в то ведомство, которое по закону обязано расследовать данную категорию дел.

Споры о подследственности необходимо отличать от конкуренции подследственности, возникающей в тех случаях, когда имеющиеся сведения дают основания для вывода о том, что в случае возбуждения уголовного дела оно будет обладать такими признаками, которые позволяют направить его различным ведомственным следователям. Это может иметь место в тех случаях, когда одновременно усматриваются признаки предметной, альтернативной или персональной подследственности, а также когда по предметному признаку подследственности дело может быть отнесено к ведению, например, следователя органов внутренних дел и следователя органов прокуратуры.

В первом случае, по нашему мнению, приоритет должен отдаваться персональному признаку подследственности. Если, например, преступление, подследственное следователю органов внутренних дел, совершит военнослужащий, то материалы о преступлении подлежат передаче следователю военной прокуратуры. Равным образом заявление или сообщение о преступлении, подследственном по предметному признаку следователю органов прокуратуры, совершенном несовершеннолетним, подлежит передаче следователю органов внутренних дел для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако это уголовное дело вправе принять к своему производству следователь прокуратуры. В данном случае подследственность определяет надзирающий или вышестоящий прокурор.

Вместе с тем, при конкуренции подследственности между следователями различных ведомств материалы подлежат направлению тому следственному органу, в подследственность которого входит наиболее тяжкое преступление. Критерий тяжести преступления при решении вопроса о конкуренции подследственности вполне оправдан. Ведь при определении подсудности по предметному признаку при наличии нескольких преступлений, дела, которые подсудны различным судам, направляются для рассмотрения в тот суд, которому подсудно дело о наиболее тяжком преступлении, входящем в совокупность других преступлений.

Уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, следователя, прокурора, судью и суд в каждом случае обнаружения признаков преступления в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении, и к их наказанию (статья 4 УПК).

Этими требованиями закон провозглашает государственное начало в борьбе с преступностью, которая ведется в интересах всего общества. В этом находит свое выражение уголовно-процессуальный принцип публичности уголовного процесса, реализуемый, в частности и при возбуждении уголовного дела.

Учитывая, что процент раскрываемости преступлений -важный показатель работы оперативных аппаратов и «благополучности» состояния оперативной работы, их сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают необходимых мер к раскрытию.

Имеют место случаи? когда оперативные службы, располагая достаточными данными о совершенном преступлении, под видом проверки проводят, по существу, расследование, в целях получения «несомых результатов».

Обязанность возбуждения уголовного дела возлагается лишь на такие государственные органы и должностные лица этих органов, как орган дознания, лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, судью и суд, причем перечень этих органов и должностных лиц является исчерпывающим.

В законе закреплено также положение, что каждый государственный орган и его должностное лицо при возбуждении уголовного дела действует в пределах своей компетенции. Под компетенцией понимается совокупность закрепленных законом полномочий, прав и обязанностей органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда, направленных на выполнение задач уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальный закон наделяет правом возбуждения уголовного дела органы дознания. В соответствии со статьей 101 УПК, органами дознания являются:

  1. милиция;
  2. налоговая милиция — по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки;
  3. органы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;
  4. командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения;
  5. таможенные органы — по делам о контрабанде;
  6. начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
  7. органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;
  8. органы пограничной охраны — по делам о нарушении государственной границы;
  9. капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.

Перечень органов дознания, закрепленный в указанной правовой норме УПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Среди перечисленных органов дознания наибольший объем работы выполняет милиция, которая, согласно статье 1 Закона Украины «О милиции», является государственным вооруженным органом исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Милиция, как часть единой системы органов, которые входят в структуру Министерства внутренних дел Украины, состоит из подразделений: криминальной милиции, милиции по борьбе с организованной преступностью, органов внутренних дел на закрытых объектах, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, криминальной милиции по делам несовершеннолетних, отдела государственной службы борьбы с экономическими преступлениями; транспортной милиции, дорожной милиции, милиции общественной безопасности, подразделений Государственной автомобильной инспекции, милиции охраны, специальной милиции (статья 7 Закона Украины «О милиции»).

В соответствии с направлениями деятельности, на милицию возложены и выполнение следующих функций: административной, профилактической, оперативно-розыскной, исполнительной, охранной и уголовно-процессуальной. При реализации последней функции милиция разрешает заявления и сообщения о преступлениях, проводит дознание и досудебное следствие по уголовным делам о преступлениях, расходование которых возложено по признакам подследственности на органы внутренних дел.

Для создания благоприятных условий для производства дознания в органах, внутренних дел, на основании Приказа МВД Украины № 880 от 29 декабря 1995 года, созданы и функционируют штатные подразделения дознания, состоящие в отдельных органах внутренних дел из групп, отделений или отделов. Полномочия этих подразделений дознания регламентируются строго по уголовно-процессуальному законодательству.

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 5 февраля 1998 года № 83/98-ВР в настоящее время система органов государственной налоговой службы состоит из. Государственной налоговой администрации Украины, государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киева и Севастополя, государственных налоговых инспекций в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В состав органов государственной налоговой службы входят специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговая милиция, которая образована Законом Украины «О внесении изменении в УПК Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с образованием налоговой милиции» от 5 февраля 1998 года № 85/98 — ВР. На нее возложена функциональная обязанность осуществлять контроль за выполнением налогового законодательства, а также выполнение оперативно-розыскной, уголовно- процессуальной и охранной функций.

В структуру налоговой милиции входят следующие подразделения:

  • Главное управление налоговой милиции, Следственное управление налоговой милиции, Управление по борьбе с коррупцией в органах налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;
  • Управление налоговой милиции, следственные отделы налоговой милиции, отделы по борьбе в коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций Автономной Республики Крым, областях, городах Киева и Севастополя;
  • отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций и районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.

Органы государственной налоговой службы в Украине, в частности подразделения налоговой милиции, в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Украины, Законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Кабинета Министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, касающихся в пределах их полномочий.

Органы государственной налоговой службы в Украине и налоговая милиция координируют свою деятельность и взаимодействуют с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственной таможней и контрольно-ревизионной службой, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.

Органы и подразделения налоговой службы Украины являются юридическими лицами.

Налоговая милиция, в соответствии с возложенными на нее обязанностями, обязана:

  1. принимать и регистрировать заявления, сообщения и другую информацию о правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществлять в установленном порядке их проверку и принимать по каждому из них предусмотренные законом решения;
  2. осуществлять, в соответствии с законом, оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводить дознание и досудебное следствие в пределах своей компетенции, принимать меры для обеспечения возмещения причиненного государству ущерба;
  3. выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения, принимать меры к их устранению;
  4. предупреждать коррупцию и другие служебные правонарушения среди работников государственной налоговой службы;
  5. собирать, анализировать и обобщать информацию, касающуюся нарушения налогового законодательства, прогнозировать тенденции развития негативных процессов преступного характера, связанных с налогообложением.

Кроме того, на лиц начальствующего состава налоговой милиции, независимо от занимаемой ими должности, местонахождения и времени, возлагается обязанность в случае обращения к ним Ераждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе кому-либо или общественной безопасности, либо при выявлении такой угрозы, принимать должные меры к предупреждению правонарушения и его прекращению, спасению людей или оказанию помощи лицам, которым она необходима, к установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушения, к охране места происшествия и уведомлению о происшедшем ближайшего органа внутренних дел.

Для этого должностным лицам налоговой милиции с целью выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, используемые работниками милиции, регламентированными отдельными правовыми нормами действующего Закона Украины «О милиции». В частности, они вправе:

  1. требовать от: граждан и должностных лиц, нарушающих общественный: порядок, прекращения правонарушения и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, делать на улице устное предупреждение лицам, допустившим малозначительные административные правонарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные законом меры принуждения;
  2. проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса, относительно соблюдения правил, контроль и надзор за выполнением которых возложены на милицию;
  3. вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с находившимися в ее производстве материалами, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу в установленном законом порядке;
  4. выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленных законодательством, выносить им официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;
  5. использовать кино-, фото- и звукофиксацню как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений;
  6. производить досмотр ручной клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, согласно действующему законодательству;
  7. входить беспрепятственно в любое время суток:
    • на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью пресечения преступления, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;
    • на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, угрожающего жизни жильцов, а также при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;
  8. получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и общественных объединений на письменный запрос сведения, необходимые по делам о преступлениях и в связи с материалами о правонарушениях, находящимися в производстве милиции;
  9. изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном порядке;
  10. проводить совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций осмотр производственных, складских и других служебных помещений и территорий с целью проверки охраны государственного и коллективного имущества, соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению;
  11. требовать от материально ответственных и должностных лиц предприятий., учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; запрашивать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
  12. хранить, носить и применять специальные средства и оружие, а также использовать другие полномочия.

К числу должностных лиц, полномочных возбуждать уголовные дела, закон также относит следователя. В настоящее время по действующему уголовно-процессуальному законодательству досудебное следствие по уголовным делам осуществляется следователями органов прокуратуры, следователями органов внутренних дел и следователями службы безопасное™ (статья 102 УПК). Конституция Украины (1996 г.) зарезервировала у прокуратуры функцию производства досудебного следствия по уголовным делам и, таким образом, устраняет в будущем следственный аппарат в этом ведомстве (статья 121 Конституции Украины).

Все следователи, независимо от ведомственной принадлежности, пользуются в равной степени процессуальной самостоятельностью, в том числе и при возбуждении уголовного дела.

Следователи, в соответствии со статьей 116 УПК, в случаях, не терпящих отлагательства, для закрепления следов преступления, пресечения преступной деятельности и задержания лиц, его совершивших, вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к их подследственности. После проведения неотложных следственных действий следователь передает дело в порядке статьи 117 УПК надзирающему прокурору для направления его по подследственности.

Полномочия следователя, закрепленные в статье 114 УПК, предоставляют ему право на возбуждение уголовного дела в любой момент при обнаружении явных признаков преступления, а также самостоятельно принимать решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Правом возбуждения уголовного дела наделен прокурор. Статья 32 УПК разъясняет, что термин «прокурор» имеет следующие значения: «Генеральный прокурор Украины, прокурор области, прокурор Автономной Республики Крым, прокуроры городов Киев и Севастополь, районный и городской прокурор, военный прокурор, транспортный прокурор и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным и городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры управлений и отделов прокуратур, действующих в пределах своей компетенции».

Прокурор как должностное лицо, осуществляющее надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, вправе возбудить уголовное дело о любом подготавливаемом и совершенном преступлении. Это правило ограничено лишь по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего. Вместе с тем, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии жалобы потерпевшего в случаях совершения преступлений, предусмотренных статьей 106, частью 1 статьи 107, частью 1 статьи 125, статьями 126 и 198 Уголовного кодекса Украины, имеющих особое общественное значение, а также по делу о преступлении, предусмотренном частью I статьи 117 УК Украины, когда потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости (материальной, по службе и т. п.) от обвиняемого или по другим причинам не в состоянии защищать свои законные интересы (см. схему № 10).

В следственной практике наблюдаются случаи, когда прокурор направляет в органы дознания или досудебного следствия материалы о происшествии с указанием о возбуждении уголовного дела. Возникает вопрос: является ли данное указание прокурора для следователя обязательным к исполнению. Анализируя действующее уголовно-процессуальное законодательство, в частности статьи 94, 114, 227 УПК, приходим к выводу, что такого повода к возбуждению уголовного дела не имеется. Следовательно, резолюцию прокурора необходимо расценивать лишь как указание о проверке наличия в материалах о происшествии повода и оснований к возбуждению уголовного дела, и в зависимости от результатов доследственной проверки следует принять обоснованное и мотивированное процессуальное решение.

Кроме того, как показала практика органов досудебного следствия и изучение уголовных дел, прокуроры иногда направляют в следственные подразделения другого ведомства (например следователям органов внутренних дел) возбужденные ими уголовные дела не в соответствии с законом о подследственности, тем самым они допускают факты расследования следователями других ведомств уголовных дел не своей подследственности. Из содержания уголовно-процессуального закона видно, что прокурору разрешается передавать возбужденные уголовные дела в целях наиболее полного и объективного их расследования (пункт 9 статьи 227 УПК) от одного следователя другому. Здесь имеется в виду передача дела другому следователю в пределах компетенции, установленной законом о подследственности. Таким образом, прокурор вправе передавать дела от одного следователя другому только в пределах одного следственного ведомства либо поручить расследование дела следователю вышестоящего подразделения.

Уголовно-процессуальный закон предоставляет прокурору другое право: в случае сложности уголовного дела или по иным соображениям он может принять к своему производству любое уголовное дело и лично осуществлять расследование.

Право возбуждения уголовного дела предоставлено законом суду и судье. По данным выборочного обследования, а также согласно статистическим сведениям, судом и судьей возбуждается примерно 2 процента от общего числа возбужденных дел.

Суд возбуждает уголовное дело при проведении судебного разбирательства. Как в стадии предания суду обвиняемого, так и в последующих судебных стадиях суд, а также судья, вправе возбудить уголовное дело, если имеющиеся доказательства указывают, что подсудимый совершил еще иное преступление, по которому обвинение ему не было ранее предъявлено. ‘В этом случае суд выносит мотивированное определение, а судья — постановление о возбуждении уголовного дела по новому обвинению, после чего данный документ с приложенными к нему материалами направляют для производства дознания или досудебного следствия в общем порядке прокурору, который поручает производство расследования дела органам дознания или следователю в соответствии с правилами подследственности.

Как в теории, так и в практике разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, иногда возникает вопрос: вправе ли начальник следственного отдела (отделения, управления) по материалу о происшествии самолично возбудить уголовное дело? Анализ современного законодательства, в частности статьи 114-1 УПК, показывает, что указанный субъект уголовно-процессуальной деятельности имеет право осуществлять ведомственный контроль за законностью производства по уголовным делам и давать по ним указания подчиненным следователям. Кроме того, он имеет право принимать участие в производстве следственных действий, а также лично производить досудебное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя, т. е. начальник следственного отдела, прежде чем произвести расследование по делу, обязан вынести постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Таким образом, уголовно-процессуальный закон не предоставляет ему права на возбуждение уголовного дела. Однако, находясь на месте происшествия, либо в связи со сложившимися обстоятельствами (срочность возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий и т. п.) он может воспользоваться полномочиями следователя, предусмотренными статьей 114 УПК, и принять процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, реализовав его в вынесенном им соответствующем постановлении, которое примет к своему производству, либо поручит расследование дела следователю.

Раздел 7. п. 7.3.1. «Лично выезжать на места совершения тяжких преступлений и организовывать на них проведение согласованных действий членами следственно-оперативных групп.»

Прокурор же, в отличие от начальника следственного отдела, вправе самолично возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении. Это право прокурора регламентировано в пункте III статьи 227 УПК.

Вместе с тем, прокурор обязан проверять не реже одного раза в месяц исполнение органами дознания и досудебного следствия закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, отменять незаконные и необоснованные постановления о возбуждении уголовного дела, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших.

Органы досудебного расследования системы МВД Украины при разрешении информации о преступлениях, кроме законодательных актов, руководствуются в своей деятельности в основном требованиями Приказа МВД Украины № 500 от 26 ноября 1991 г, «Об утверждении и введении в действие Инструкции «О порядке приема, регистрации, учета и разрешении в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел Украины заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях».

При всем различии компетенции органов, которые вправе разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, уголовно-процессуальный закон (статья 97 УПК) определил, что по поступившему заявлению или сообщению о преступлении должно быть принято одно из следующих решений:

  1. возбудить уголовное дело;
  2. отказать в возбуждении уголовного дела;
  3. направить заявление или сообщение по принадлежности.

Одновременно при проверке информации о преступлении и принятии процессуального решения компетентное должностное лицо обязано выполнить все возможные меры для предотвращения, пресечения и закрепления следов преступления, установления и задержания лица, его совершившего.

Уголовно-процессуальный закон установил строго определенные сроки дня разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Решение должно быть принято в срок не позднее трех суток с момента регистрации заявления или сообщения об общественно опасном деянии в Книге учета информации о преступлениях и происшествиях (КУЗПП).

Важно обратить внимание, что этот срок не подлежит продлению.

В практике органов досудебного расследования наблюдаются случаи, когда начальники органов внутренних дел своей резолюцией на заявлении или сообщении о происшествии либо на рапорте сотрудника органа дознания продлевают этот срок до 15 и более суток, что свидетельствует о нарушении законности.

Лицо, регистрирующее заявление или сообщение о преступлении или происшествии, обязано в КУЗПП отметить время поступления этой информации — дату и точный час. Именно с этого времени начинают исчисляться сроки рассмотрения и разрешения зарегистрированного материала.

Кроме этого, в деятельности этих же органов встречаются факты несвоевременного возбуждении уголовного дела, когда должностные лица необоснованно затягивают момент принятия процессуального решения с целью якобы «накапливания» материалов доследствеиной проверки.

Уголовное дело должно быть возбуждено, как того требует закон, немедленно после получения достаточных сведений о признаках подготавливаемого или совершенного преступления.

Принятие процессуального решения о возбуждении уголовного дела имеет большое значение, и потому этот правовой институт получил закрепление в источниках уголовно-процессуального права. Кроме того, с принятием этого решения реализуется один из принципов уголовного процесса — принцип публичности (статья 4 УПК).

В статье 98 УПК «Порядок возбуждения дела» указывается, что при наличии поводов и оснований, предусмотренных законом, орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и судья обязаны вынести постановление, а суд — определение о возбуждении уголовного дела.

Постановление — это процессуальный документ, в котором орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или судья излагает, обосновывает и формулирует свое решении или распоряжение по уголовному делу.

Определение — это процессуальный документ, в котором суд первой инстанции, суд кассационной или апелляционной инстанции или Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины в судебных или распорядительных заседаниях, в совещательной комнате излагает, обосновывает и формулирует решение по уголовному делу.

Все, без исключения, процессуальные документы должны отвечать определенным общим требованиям. К их числу относятся:

  1. законность. Любой процессуальный документ должен соответствовать требованиям закона:
    • составление должностными лицами, имеющими на это процессуальные полномочия;
    • наличие предусмотренных законом оснований, необходимых для составления процессуального документа;
    • указание и заполнение всех обязательных реквизитов в соответствии со структурой процессуального документа;
  2. обоснованность (отражаемые в процессуальном документе факты должны быть подтверждены достоверными доказательствами);
  3. объективность (каждый документ должен основываться на достоверно установленных фактах, формулируемые выводы должны соответствовать фактическим обстоятельствам дела);
  4. логичность (процессуальный документ должен быть изложен в строгай логической последовательности);
  5. краткость, грамотность, ясность изложения и культура оформления (документ должен быть лаконичным, т.е. немногословным, написан литературным понятным языком в официально-деловом стиле, без употребления жаргонных и специальных терминов, а если таковые имеются, то их при необходимости следует разъяснить; употребляемые понятия должны соответствовать современному уровню правовых знаний).

Процессуальные документы следует оформлять аккуратно, культурно, ясно и кратко излагать мысли. Указанные документы должны быть написаны разборчивым почерком или отпечатаны на пишущей машинке либо на принтере персонального компьютера.

Анализируя содержание уголовно-процессуального закона и практику составления процессуальных документов убеждаемся, что они состоят из следующих взаимосвязанных между собой частей:

  1. процессуальный документ: наименование, вводная, описательная (в отдельных документах: описательно-мотивировочная), заключительная (иначе называемая — резолютивная) части, а также — приложение;
  2. постановление: вводная, описательная (или описательно-мотивировочная) и резолютивная части;
  3. протокол: вводная, описательная и заключительная части и приложение.

Составлять процессуальные документы, имеют право только должностные лица, являющиеся субъектами уголовно-процессуальной деятельности, уполномоченные законом на вынесение актов досудебного следствия. Вместе с тем, правовые нормы источников уголовно-процессуального права разрешают составлять процессуальные документы и другим должностным лицам органов дознания и досудебного следствия, если они исполняют свои непосредственные функциональные обязанности либо выполняют поручения или указания следователя или лица, производящего дознание. Такими, должностными лицами могут являться оперуполномоченные криминальной милиции, подразделений государственной службы борьбы с экономическими преступлениями, работники налоговой милиции, государственной автомобильной инспекции, государственного пожарного надзора и пр.

При составлении процессуальных документов оперативные работники как лица, реализующие полномочия лица, производящего дознание, руководствуются общими положениями, регламентированными уголовно-процессуальным законом.

Однако не следует забывать, что полномочиями по производству тех или иных процессуальных действий наделяется не само должностное лицо, производящее дознание, а орган дознания. Поэтому законом закреплено, чтобы должностное лицо, производящее дознание по уголовному делу, утверждало у начальника органа дознания все процессуальные решения, имеющие признаки процессуального принуждения и посягающие на неприкосновенность прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Украины и другими законами. Вместе с тем, ряд процессуальных документов не нуждается в утверждении начальником органа дознания: протоколы следственных действий (за исключением протокола задержания подозреваемого в совершении преступления), определенные постановления о принятии некоторых решений, не содержащих признаков процессуальною принуждения, о признании потерпевшим и гражданским истцом, о приобщении к материалам уголовного дела вещественных доказательств и др. Эти документы вступают в законную силу с момента их вынесения и подписания лицом, производящим дознание. Остальные процессуальные документы, нуждающиеся в утверждении начальником органа дознания, вступают в законную силу с момента их утверждения.

В отношении следователя закон такого требования не содержит, наделяя его процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве досудебного следствия.

Уголовно-процессуальные нормы не предусматривают структуру постановления, раскрывая только его содержание. В практике составления процессуальных актов, фиксирующих решения органов дознания и досудебного следствия (в частности постановления о возбуждении уголовного дела), эти документы, как правило, содержат три взаимосвязанных между собой части, образующих стройную систему: вводную, описательную (иногда ее называют описательно-мотивировочной) и резолютивную.

В вводной части постановления указывается наименование документа, время и место составления, кем он составлен (должность, звание, фамилия и инициалы), какие рассмотрены материалы о происшествии, послужившие поводом к возбуждению уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части постановления описывается фабула происшествия (причем делается это в лаконичном стиле), указываются конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о достаточных данных для возбуждения уголовного дела и указывают на признаки преступления. Так как постановление должно быть мотивированным, го следует описать в нем основания к возбуждению уголовного дела. Эти обстоятельства должны содержать фактические данные, указывающие на наличие в общественно опасном деянии признаков преступления: противоправность, виновность, общественная опасность деяния (действия или бездействия) и наказуемость.

Часто возникает вопрос: следует ли в описательной части постановления при мотивировке принятия процессуального решения приводить конкретные факты в подтверждение обоснованности возбуждения уголовного дела?

По 17 процентам изученных уголовных дел в таких постановлению: содержались ссылки на обстоятельства совершения преступления, а также, в частности, указывалось как конкретное лицо, совершившее преступление.

По нашему мнению, приведение в постановлении о возбуждении уголовного дела конкретных фактов, содержащих доказательственное значение, допустимо только для подтверждения в деянии признаков преступления. В других случаях, как например, для подтверждения совершения лицом факта поступления, приведение доказательств не могут иметь места, т.к. разглашение имевшихся доказательств может нанести невосполнимый вред интересам личности и расследования.

В описательно-мотивировочной части постановления обязательно указывается правовая норма материального права, т. е. часть и статья Уголовного кодекса Украины, по которой квалифицируется деяние лица, совершившего преступление. От этого зависит определение подследственности, выбор тактики, методики и направления расследования преступлений.

В описательно-мотивировочной части постановления необходимо сделать ссылку на статьи 94, 97, 98, 112 и 130 УПК, которыми орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья и суд руководствуются при принятии процессуального решения о вынесении постановления о возбуждении уголовного дела.

В резолютивной части постановления содержится вывод о возбуждении уголовного дела по указанной уголовно-правовой норме (части и статье) Уголовного кодекса Украины. Содержание этого вывода должно логически вытекать из описательно-мотивировочной части документа, быть итогом доследствемной проверки заявления или сообщения о преступлении.

Кроме того,, в. одном из пунктов резолютивной части постановления должно быть указано дальнейшее направление уголовного дела:

  1. прокурор, возбудив уголовное дело, обязан направить его для производства досудебного следствия или дознания;
  2. следователь после возбуждения уголовного дела обязан начать досудебное следствие, приняв дело к своему производству;
  3. орган дознания в подобных случаях начинает дознание;
  4. суд направляет дело прокурору для организации досудебного следствия или дознания, а дела, возбужденные по жалобе потерпевшей, принимает для рассмотрения к своему производству (статья 98 УПК Украины).

Государственные органы и должностные лица, возбудившие уголовное дело, обязаны в течение суток уведомить заявителя о принятом по его заявлению или сообщению о преступлении процессуальном решении с указанием места производства расследования. Кроме этого, они обязаны направить в этот же срок копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов органами досудебного следствия, для заведения контрольного производства по делу.

В целях предотвращения, пресечения и быстрого раскрытия преступления, задержания лица, его совершившего, для всестороннего, полного и объективного расследования орган дознания, следователь, прокурор, судья и суд обязаны принять все необходимые меры для закрепления следов преступления.

Под закреплением следов преступления следует понимать обнаружение, фиксацию и изъятие, а также собирание фактических данных об обстоятельствах подготавливаемого или совершенного преступления и лицах, причастных к нему. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие средства получения и закрепления фактических сведений (в том числе доказательств) в стадии возбуждения уголовного дела:

  1. получение или составление явки с повинной;
  2. получение объяснений от граждан;
  3. истребование или получение представленных гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями или организациями документов и предметов;
  4. производство ревизий;
  5. осмотр места происшествия.

Вместе с тем, другие источники уголовно-процессуального права позволяют получать материалы, имеющие доказательственное значение, от органов дознания, которые проводили оперативно-розыскные мероприятия и получили в результате этих действий фактические данные. В Законе Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплен перечень действий, которые вправе провести органы дознания. Такие материалы оперативно-розыскной деятельности в случае обнаружения признаков преступления, установления лица, совершившего общественно опасное деяние, выявления других обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления, либо по выполненному поручению или указанию органы дознания представляют следователю, прокурору или судье, суду, либо инициатору запроса. Все указанные действия являются способами собирания и проверки фактических данных как будущих доказательств, а документы и предметы, в которых содержатся эти сведения — как источников доказательств.

Оценка собранных доказательств и их источников как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в последующих стадиях уголовного процесса производится по общим правилам, регламентированным статьей 67 УПК, в которой указано, что суд, судья, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, и орган дознания оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела по их совокупности. Для этих должностных лиц никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Особенность оценки доказательств в том, что ее субъектами являются государственные органы и должностные лица, правомочные осуществлять производство по уголовным делам (в частности, возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении), выполняя функцию разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Перечень этих субъектов является строго ограниченным и расширительному толкованию не подлежит.

Однако, кроме, уголовно-процессуальной деятельности, органы дознания осуществляют, в соответствии с Законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», деятельность, регламентируемую административным законодательством. Работники милиции, например, имеют право производить в административном порядке задержание граждан и досматривать их одежду и веши; осматривать транспортные средства; изымать средства и документы, запрещенные законом полностью или частично либо имеющие доказательственное значение, или которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью; производить досмотр ручной клади, багажа и пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов; применять кинофотосъемку, звуко- и видеозапись как вспомогательное средство предупреждения и раскрытая преступлений; входить в помещения предприятий, учреждений и организаций и осматривать их с целью пресечения преступления; изымать у граждан и должностных Л’Ш1 предметы и веши, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки; получать от предприятий, учреждений и организаций, должностных ли» и общественных объединений по письменному запросу сведения, необходимые по делам о преступлениях и пр.

Закон Украины «О прокуратуре» наделяет прокурор при осуществлении надзора правом: «…истребовать для проверки решения, инструкции, приказы и иные документы. требовать проведения ревизий, проверок и ведомственных экспертиз, получать от должностных лиц и граждан письменные объяснения по фактам нарушения закона».

Кроме того, различные доказательства могут быть обнаружены и закреплены при осуществлении пограничного или таможенного контроля и досмотра, при производстве ведомственных ревизий, аудиторских проверок, при осуществлении проверочных действий налоговой администрацией и налоговой милицией, при досмотре лиц, задержанных по подозрению в нарушении правил охоты и рыболовства, технических расследований несчастных случаев или аварий, при осуществлении пробирного контроля за выпуском ювелирных изделий и других действий по реализации административного законодательства органами административной юрисдикции. При выполнении такой деятельности вышеуказанные органы вправе (а иногда и обязаны) изымать документы и предметы, запрещенные законом полностью или частично в обиходе, с признаками подделки, запрещенные для ввоза или вывоза на территорию или с территории Украины, и пр.

Однако недостаточно обнаружить и изъять эти документы и предметы, содержащие фактические сведения о обстоятельствах совершения преступления, о лице, его совершившем, и пр. Возникает острая необходимость их процессуального закрепления. Т.е. уголовно-процессуальный закон требует зафиксировать в процессуальном акте ход обнаружения и изъятия предметов и документов, описать не только последовательность приемов и методов .изъятия, результаты выполняемого процессуального действия, но и отметить отличительные признаки изымаемого: количество, цвет, форму, размеры, запах, вес, способ упаковки, особые приметы и признаки, надписи и псевдографику на предмете, документе или упаковке и др. Если, например, содержание текста имеет большой объем, то целесообразно в процессуальном документе указать, с каких строк начинается и оканчивается содержание первого и последнего листов. Если это представляется возможным, то следует зафиксировать таким же способом каждый лист изымаемого документа. Вместе с этим, в процессуальном документе необходимо зафиксировать способ упаковки и опечатывания изымаемого, указать место хранения или адрес, куда будет направлен предмет или документ (для хранения, экспертного исследования, консультирования и т. п.).

В практике деятельности органов не только досудебного следствия, но и административной юрисдикции наблюдаются случаи нарушения в виде неполного или неточного фиксирования в процессуальном акте фактов обнаружения и осмотра документов и предметов, что, в свою очередь, может породить искажение процессуальной формы и процессуальных гарантий.

В случае, если органы административной юрисдикции в ходе своей деятельности выявят признаки преступления, то они, согласно Закону Украины «О милиции», обязаны в этом случае собрат») по мере возможности все необходимые материалы по закреплению следов преступления и направить их органам досудебного следствия, прокурору или в суд для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, сама деятельность органов административной юрисдикции по выявлению преступлений свидетельствует о том, что ими осуществляется функция по выявлению и закреплению доказательств по делу.

Источник – глава из монографии:

Колодяжный В.Л. Возбуждение уголовного дела: проблемы теории и практики: Монография. — Луганск: РИО ЛИВД, 1999. — 148 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *