Меню Закрыть

Задача о нарушении трудового законодательства

ООО «Пролетарский завод» заключило трудовой договор с гражданином РФ Ивановым И.И., согласно которому Иванов И.И. принят на полный рабочий день с ежемесячным окладом 30000 руб. на должность оператора станка с ЧПУ.

Для целей покрытия растущего спроса на выпускаемую продукцию ООО в одностороннем порядке увеличило трудовую рабочую неделю до 50 часов. В ответ на протест Иванова И.И. ООО объяснило, что это кратковременная мера для нужд экономического развития и в случае отказа с ним будет расторгнут договор. В качестве штрафной санкции к Иванову И.И., отказавшемуся от исполнения своих трудовых обязанностей, ООО отказалось заплатить заработную плату за фактически отработанное Ивановым И.И. время в последний месяц.

Вопросы:

1. Какова общая сумма заработной платы, подлежащей выплате Иванову И.И. в случае его согласия с изменившимися условиями работы?

2. Какие нарушения осуществлены в приведенной ситуации?

3. Какая работа относится к принудительному труду? Каковы последствия принудительного труда?

Ответ:

1. Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором:

— для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ);

— если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановле-нию механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Ежемесячный оклад рабочего при 40-часовой рабочей неделе со-ставлял 30000 руб. Продолжительность рабочего дня в этом случае составляет 8 (40/5) часов. При 50-часовой рабочей неделе продолжительность рабочего дня составит 10 (50/5) часов. Таким образом, ежедневно рабочий будет работать больше на 2 часа по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего дня. Оплата труда за эти два часа сверхурочной работы должна оплачиваться не менее чем в полуторном размере.

Следовательно, общая сумма заработной платы, подлежащей вы-плате Иванову И.И. в случае его согласия с изменившимися условиями работы, составит: 30000 руб. за работу в урочное время и 11250 руб. за работу в сверхурочное время (30000*(50-40)*1,5/40). Итого – 41250 руб.

2. Нарушения в приведенной ситуации:

1) принудительный характер сверхурочной работы;

2) отсутствие письменного согласия рабочего;

3) угроза расторжения контракта в случае отказа рабочего работать сверхурочно (санкции за отказ);

4) отказ в выплате заработной платы за фактически отработанное время;

5) оплата за сверхурочную работу без соответствующего повышения оклада.

3. Конституция РФ запрещает принудительный труд. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью. Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах – федеральных и субъектов РФ.

Статья 1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности; из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (ранее в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством). Запрещение принудительного труда также предусмотрено в ТК РФ. В нем содержится и определение понятия принудительного труда. Согласно ст. 4 ТК РФ принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Учитывая сложившуюся практику применения трудового законодательства, ТК РФ отнес к принудительному труд при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплате ее не в полном размере, а также по требованию работодателя исполнения трудовых обязанностей от работника, если он не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Запрещая принудительный труд, ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. К ним относится работа, которая выполняется в порядке несения военной службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы.

Анализ действующего трудового законодательства позволяет сделать неутешительный вывод: привлечение к ответственности за принуждение к труду возможно лишь в рамках общих норм, устанавливающих ответственность за те или иные противоправные деяния. Так, ст. 419 ТК РФ предусматривает привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном ТК РФ, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Необходимо отметить, что попытка установить ответственность за принуждение к труду путем введения специальной нормы в трудовое законодательство предпринималась. Так, в первоначальной редакции Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «»О занятости населения в РСФСР» в ст. ст. 43 и 45 предусматривалась административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке на лиц, виновных в незаконном привлечении или принуждении к труду.

К сожалению, в действующей редакции Закона о занятости аналогичные нормы отсутствуют. Сначала они были исключены Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. N36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», заменившим их отсылочной нормой о том, что ответственность за нарушение закона наступает в соответствии с действующим законодательством (ст. 39). А затем и эта отсылка была исключена из текста Закона о занятости.

Таким образом, приходится констатировать, что на сегодняшний день нормы трудового законодательства не предусматривают какого-либо специального механизма привлечения к ответственности за принуждение к труду, и совершенно очевидно, что предусмотренная ответственность не соответствует характеру и степени общественной опасности совершаемого деяния.

Обратимся к нормам административного законодательства. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит всего одну норму, которую с большой степенью условности можно применить к случаям нарушения запрета принудительного труда, а именно ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа, дисквалификации и административного приостановления деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *