Меню Закрыть

Общие вопросы организации раскрытия и расследования преступлений на первоначальном этапе производства по уголовным делам

При расследовании преступлений решаются не только процессуальные, криминалистические, оперативно-розыскные задачи, но и задачи организационно-управленческие, поскольку организация деятельности следователя, дознавателя, оперативного работника по конкретному уголовному делу и управление деятельностью в целом подразделений и аппаратов следствия, дознания и оперативно-розыскных органов обеспечивают эффективное расследование.

С учетом процессуальных, криминалистических и оперативно-розыскных задач, решаемых органами расследования, тесно взаимодействующими с ними оперативно-розыскными органами криминальной милиции (других правоохранительных органов) и иными службами, а также организационно-управленческих задач, решаемых ими и субъектами управления органами дознания, следственными, оперативно-розыскными и иными аппаратами правоохранительной системы, процесс расследования преступлений принято подразделять на три этапа: первоначальный, последующий и производство по приостановленным делам.

Субъектами управления, осуществляющими организацию раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, являются начальники органов и управлений внутренних дел, министры внутренних дел, начальники следственных аппаратов и следственных подразделений, начальники органов дознания и оперативно-розыскных подразделений, а также следователи, возглавляющие деятельность следственных и следственно-оперативных групп.

Деятельность органов дознания, следственных аппаратов, оперативно-розыскных подразделений и специалистов на первоначальном этапе расследования по уголовным делам многовариантна и определяется выявлением признаков преступлений:

  • оперативно-розыскными органами в процессе оперативно-розыскной деятельности;
  • органами расследования при осмотре мест происшествий;
  • органами расследования и прокурором непосредственно из поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях либо в процессе их проверки.

Организаторская деятельность субъектов управления на первоначальном этапе производства по уголовным делам включает:

  • создание условий для своевременного и активного выявления оперативно-розыскным и иным путем признаков преступлений, их раскрытия, расследования, предупреждения и пресечения;
  • обеспечение готовности подразделений органов внутренних дел к раскрытию внезапно совершаемых преступлений;
  • организацию деятельности дежурных частей, органов дознания, следователей, специалистов, экспертов, оперативных сотрудников и сотрудников других служб на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений, их пресечения и предупреждения в течение первых суток после поступления информации об их совершении;
  • организацию раскрытия, расследования, пресечения и предупреждения преступлений в течение последующих суток первоначального этапа производства по уголовным делам.

К организационным мерам по созданию условии для успешного выявления, раскрытия, расследования, пресечения и предупреждения преступлений относятся меры, обеспечивающие планируемое инициативное выявление оперативно-розыскной информации, а также незамедлительное поступление в органы внутренних дел иной информации, круглосуточный прием заявлений (сообщений) и других данных о преступлениях и происшествиях дежурными частями, иными подразделениями и сотрудниками на их рабочих местах. Наряду с этим к организационным мерам относится также планируемое принятие мер, обеспечивающих:

  • оборудование охранной сигнализацией объектов;
  • телефонизацию микрорайонов, в которых наиболее часто совершаются хулиганства, грабежи, разбойные нападения, вымогательства, изнасилования, убийства и другие опасные преступления;
  • расширение каналов связи «02»;
  • организацию наблюдения за квартирами и другими объектами, оставляемыми на значительное время без присмотра;
  • организацию охраны общественного порядка и безопасности в местах наиболее концентрированного скопления населения и противоборствующих преступных группировок и формирований (на рынках, стадионах, в местах отдыха, магазинах и т.п.);
  • проведение разъяснительной работы среди населения и т.п.

Особое внимание руководители МВД Украины, ГУМВД, УМВД, УМВДТ, горрайлинорганов и другие руководители должны уделять оперативной готовности следователей, дознавателей, сотрудников оперативных служб, экспертно-криминалистических подразделений и служб милиции к началу немедленных и эффективных действий, при поступлении заявлений (сообщений) о преступлении.

Следует своевременно организовывать дежурные следственно-оперативные группы, систему дежурств следователей, дознавателей, специалистов, оперуполномоченных криминальной милиции и сотрудников милиции общественной безопасности, включаемых в следственно-оперативные группы и специальные наряды, которые направляются соответственно для осмотра мест происшествий, розыска и задержания преступников, в том числе по сигналам, поступающим на пульты централизованного наблюдения за объектами, взятыми под охрану; обеспечение таких групп транспортными и техническими средствами, связью; обучение участников взаимодействия профессиональному выполнению функциональных задач.

Повышенное внимание следует уделять использованию процессуальных и оперативно-розыскных возможностей для выявления, задержания и водворения в изоляторы временного содержания подозреваемых и проведению с их участием следственных действий. Для этого необходимо обеспечить круглосуточный доступ следователей, дознавателей, экспертов-криминалистов, оперуполномоченных и оперативных дежурных к местным и централизованным криминалистическим, оперативно-розыскным, профилактическим и справочным учетам, к информационно-поисковым системам, решить ряд организационных вопросов.

Дежурные части горрайлиноранов, УМВД, УМВД, ГУМВД, МВД должны располагать картами, схемами, планами, стендами с отражением на них сведений, характеризующих оперативную обстановку; соответствующими техническими средствами, помогающими в работе с ними: картотеками магазинов, складов, других объектов, представляющих оперативный интерес, с указанием способов их защиты, возможных подходов к ним и блокирования, вызова материально ответственных лиц; карточками (алгоритмами) перечней неотложных действий при поступлении сигналов о происшествиях и реализации оперативно-розыскных и процессуальных данных. В дежурных частях должны быть разработаны специальные типовые планы (алгоритмы) первоначальных организационных, оперативно-розыскных, процессуальных и тактико-криминалистических мероприятий по выявлению, раскрытию, расследованию, предупреждению и пресечению отдельных видов тяжких преступлений.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *