Успешное осуществление правоохранительной деятельности не в последнюю очередь зависит от того, на сколько совершенно следователи, сотрудники органов дознания, экспертно-криминалистических подразделений владеют передовыми формами и методами борьбы с преступностью и надлежащим ли образом применяют их на практике. Вместе с тем, в борьбе с преступностью немаловажно тесное взаимодействие следственных и иных подразделений органов внутренних дел, а также сотрудничестве, с компетентными органами иностранных государств. По своей сути понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» не имеют принципиальных различий, хотя в понятие «сотрудничество» вкладывается общий (широкий) смысл. Сотрудничать — значит принимать участие в общем деле, в данном случае — в борьбе с преступностью. Содержание взаимодействия, с точки зрения процедурного аспекта указанных явлений, имеет более детальный вид и представляет собой согласованные действия при решении конкретной задачи. Взаимодействие — это обмен результатами деятельности, в процессе которой важно не только осуществить обмен информацией, а и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.
Взаимодействие следователя с органом дознания — это основанное на законе и ведомственных нормативных актах, скоординированное с учетом промежуточных целей направление деятельности независимых друг от друга в административном отношении органов, направляемое следователем и осуществляемое путем комплексного объединения и эффективного использования полномочии, методов и форм, присущих каждому из них, для раскрытия преступлений, прекращения преступных проявлений и установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Характер правоотношений следователя и органа дознания определяется конкретной формой их взаимодействия.
Главными задачами взаимодействия следователей с органами дознания является предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, возмещение причиненного преступлениями ущерба, восстановление нарушенных прав и интересов граждан.
К числу главных принципов взаимодействия следователей с органами дознания относятся следующие:
- соответствие их совместной деятельности действующему законодательству и нормативно-правовым актам;
- руководящая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции суда или согласия прокурора;
- самостоятельность органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в пределах действующего законодательства;
- согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- активное использование передовых методик, научных и технических достижений в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
- соблюдение законности;
- четкое разграничение компетенции и должностных обязанностей при расследовании совершенных преступлений;
- необходимость оптимального и наиболее рационального использования имеющихся возможностей следственных и оперативных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений;
- обеспечение конфиденциальности и неразглашения данных досудебного следствия и оперативно-розыскной деятельности.
Ответственность за надлежащую организацию взаимодействия следственных подразделений с иными подразделениями органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений возлагается на начальника органа внутренних дел и начальника следственного подразделения.
Что касается начальника следственного подразделения, то он является ответственным за соблюдение принципа процессуальной самостоятельности следователей и их личной ответственности за законность и обоснованность принятых ими решений. Осуществляя свои функции, начальник следственного подразделения принимает участие в оперативных совещаниях органа внутренних дел по вопросам служебной деятельности.
Начальник органа внутренних дел при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, а также в процессе их проверки во исполнение требовании уголовно-процессуального законодательства Украины обязан организовать проведение их качественной доследственной проверки органом дознания и при наличии состава тяжкого или особо тяжкого преступления, досудебное следствие по которому является обязательным, в установленные законом сроки передать собранные материалы в следственные подразделения для решения вопросов о возбуждении уголовного дела. При этом критерием оценки полноты материалов доследственной проверки является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, таких как: время, место и способ совершения, конкретные обстоятельства совершенного преступления; сведения о лицах, причастных к его совершению; определение размера причиненного ущерба и принятые органом дознания меры для установления местонахождения имущества и ценностей, добытых преступным путем, подлежащих конфискации с целью взыскания ущерба. В случае необходимости в зависимости от вида преступления на этой стадии обязательным является проведение документальных проверок или ревизий.
Во время рассмотрения материалов доследственных проверок и в случае установления фактов некачественного их проведения начальник органа внутренних дел обязан давать конкретные письменные указания руководителям оперативных и других структурных подразделений органа внутренних дел, которые осуществляли сбор материалов доследственной проверки, о ее дополнительном проведении перед направлением в следственное подразделение. А при отсутствии в материалах доследственной проверки признаков события или состава преступления давать указания руководителю подразделения, осуществлявшего сбор материалов доследственной проверки, о принятии решения в соответствии с действующим законодательством, утверждать соответствующее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В обязанности начальника ОВД входит недопущение фактов передачи следователям из оперативных подразделений заявлений, сообщений и материалов об экономических преступлениях, по которым для установления признаков преступления необходима дополнительная проверка. При реализации материалов оперативных разработок по линии борьбы с экономической преступностью до принятия решении о возбуждении уголовных дел совместно с начальниками следственного и оперативного подразделений своевременно обеспечивать анализ материалов доследственной проверки, составление на его основе согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с целью обеспечения своевременного и качественного расследования уголовных дел этой категории. В случае возвращения материалов из следственного подразделения в орган дознания для дополнительной проверки начальник ОВД обязан организовать ее проведение в максимально сжатые сроки и не допускать возбуждения уголовного дела органом дознания по результатам проведения дополнительных проверок без письменного согласования с руководителем следственного подразделения.
Вместе с начальником следственного подразделения начальник ОВД обязан обеспечивать своевременный выезд следственно-оперативной группы на места совершения преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел. При необходимости проведения дополнительного осмотра места происшествия с целью надлежащей фиксации факта совершения преступления, изъятия следов и вещественных доказательств начальник ОВД должен обратиться по этому поводу к начальнику следственного отдела (отделения) или к старшему следственно-оперативной группы. В случае необоснованного отказа со стороны начальника СО или следователя выехать на место происшествия для проведения осмотра и участия в раскрытии преступления по «горячим следам» он обязан ставить вопрос перед начальником следственного управления о привлечении их к ответственности.
В обязанности начальника ОВД вменяется осуществление контроля за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях и принятием по ним законных решений органом дознания в установленный законом срок, а в случае его нарушения — проведение проверок по фактам нарушения сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. При несвоевременном представлении материалов в следственное подразделение он обязан организовать проведение служебных проверок по каждому факту, принять в отношении виновных соответствующие меры воздействия, а также меры по усовершенствованию контроля за движением материалов в органе внутренних дел.
Не реже одного раза в месяц начальник ОВД обязан организовать обобщение практики рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, причинах некачественных доследственных проверок, волокиты при решении вопросов о возбуждении уголовных дел; принимать меры, направленные на наведение надлежащего порядка на этом участке работы и устранение имеющихся недостатков.
Достаточно широк круг обязанностей и начальника следственного подразделения при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, а также при их проверке в порядке, предусмотренном УПК Украины.
Он обязан ежедневно ознакомляться с оперативной обстановкой на территории обслуживания, обстоятельствами совершенных за сутки преступлений, обеспечивать выезды следователей на осмотры мест совершения преступлений, которые им подследственны, рассматривать результаты этой работы за сутки, организовывать участие подчиненных ему следователей в оперативном раскрытии и расследовании преступлений по «горячим следам».
Лично выезжая на места совершения тяжких и особо тяжких преступлений, что является обязательным, начальник СО обязан организовывать осуществление согласованных действий членами следственно-оперативной группы и, соблюдая требования УПК Украины, не допускать передачу в подразделения дознания составленных следователями протоколов осмотров мест происшествий о преступлениях, подследственных им, и по которым факты совершения преступлений не вызывают сомнений и не требуют дополнительной проверки.
В обязанности начальника СО входит личное рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, которые поступают в следственный отдел (отделение), иных уведомлений и материалов проверок по указанным в них фактам. При наличии поводов и оснований для возбуждения уголовных дел он направляет эти материалы следователям для возбуждения уголовных дел и проведения расследования.
Начальник СО обязан изучать материалы доследственной проверки, собранные следственно-оперативной группой, организовывать работу по устранению недостатков, допущенных во время доследственной проверки, и качественному документированию противоправных действий. А в случае некачественного сбора материалов органом дознания возвращать их начальнику ОВД с конкретными письменными указаниями, направленными на устранение недостатков. При отсутствии признаков преступления возвращать материалы доследственных проверок в орган дознания для принятия решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством с соответствующими указаниями и выводами.
Не реже одного раза в месяц начальник СО должен обобщать проблемные вопросы, возникающие при проведении доследственных проверок, выявленные при этом недостатки по их организации и выносить их на рассмотрение оперативного совещания с участием начальника ОВД.
В обязанности начальника СО входит ведение журнального учета выездов следователей на места происшествий, их результатов и применения при этом научно-технических средств. Именно начальник СО обязан принимать меры по повышению результативности осмотров мест происшествий и эффективности применения при этом технических средств. При выявлении недостатков во время осмотра места происшествия обеспечивать организацию работы по повторному или дополнительному тщательному проведению этого следственного действия с целью качественного документирования факта совершения преступления, изъятия следов и вещественных доказательств, их упаковки и доставки специалистам для исследования.
На начальника СО возлагается контроль за своевременным, в установленные законом сроки, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях следователями, а также законностью принятия по ним соответствующих решений. В случае нарушения следователями сроков рассмотрения заявлений и сообщений организовывать проведение огужебных проверок и в пределах своей компетенции реагировать на нарушения или ходатайствовать перед СУ (отделом) ГУМВД, УМВД, УМВДТ о принятии мер дисциплинарного воздействия в отношении виновных.
При осуществлении контроля за обоснованностью возбуждения уголовных дел органом дознания начальник ОВД обязан согласовывать с начальником следственного подразделения принятие органом дознания решения о возбуждении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел по материалам доследственных проверок и организовывать качественное проведение неотложных следственных действий в самые короткие сроки.
Начальник ОВД не должен допускать факты возбуждения органом дознания уголовных дел о хищениях в крупных и особо крупных размерах, мошенничестве с финансовыми ресурсами и иных преступлениях в сфере хозяйственной деятельности, выявление и расследование которых требуют наличия заключений специалистов, при отсутствии в материалах доследственных проверок актов документальных проверок и ревизий, объяснений должностных и материально ответственных лиц по поводу установленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности и оригиналов документов, которые подтверждают факты выявленных нарушений закона.
В случае возбуждения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях начальник ОВД совместно с начальником следственного подразделения обязаны рассмотреть вопрос о немедленном создании следственно-оперативной группы, учитывая обстоятельства дела, объем следственной и оперативной работы, необходимый для их расследования.
При возбуждении органом дознания уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также об иных преступлениях при установлении лиц, виновных в их совершении, не позднее 10-дневного срока, а в случае избрания меры пресечения — не позднее пятидневного срока начальник ОВД обязан направлять через прокурора уголовное дело в следственное подразделение, лично утверждая постановление о направлении дела по подследственности.
Начальник ОВД и начальник следственного подразделения обязаны лично изучать материалы уголовных дел, возбужденных органом дознания, о преступлениях в сфере экономики, оценивать полноту и достоверность собранных доказательств. По каждому факту необоснованного возбуждения органом дознания уголовных дел о преступлении в сфере экономики, что привело к дальнейшему их прекращению по реабилитирующим основаниям, организовывать пятидневный срок направлять в СУ (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ, одновременно решая вопрос об ответственности виновных лиц.
Для расследования уголовных дел и обеспечения постоянного взаимодействия следователей, сотрудников оперативных, иных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений создаются следственно-оперативные группы. В обязательном порядке СОГ создаются для расследования тяжких, особо тяжких преступлений, серийных преступлений, которые отличаются особой сложностью, многоэпизодностью или преступлений, которые произвели большой общественный резонанс, а также преступных деяний, совершенных организованными преступными группами и преступными организациями.
Создание следственно-оперативных групп осуществляется совместным решением начальников ОВД и следственного подразделения. При этом руководителем СОГ является следователь или руководитель следственного подразделения, в производстве которого находится уголовное дело. В качестве основания для деятельности следственно-оперативной группы выступает совместный приказ или распоряжение начальника ОВД и начальника следственного подразделения.
В каждом органе внутренних дел для совместных выездов на места происшествий могут быть созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы при дежурных частях органов внутренних дел. При этом состав групп может изменяться в соответствии с утвержденным начальником ОВД и начальником следственного подразделения графиком дежурств.
К числу постоянно действующих относятся также следственно-оперативные группы, которые специализируются на раскрытии преступлений определенного вида: краж, грабежей, нераскрытых преступлений прошлых лет и др.
При создании следственно-оперативной группы обязательно должен быть определен порядок контроля за их работой со стороны начальника ОВД и начальника следственного подразделения.
Для раскрытия и расследования межрегиональных преступлений, которые совершены на территории нескольких областей, приказами руководства МВД создаются межрегиональные следственно-оперативные группы. Контроль за их работой может быть возложен на руководство ГСУ или руководство следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДТ, на территории которых совершено наибольшее количество преступлении.
С целью обеспечения более быстрого и полного раскрытия и расследования отдельных видов преступлении, совершенных на территории ряда районов региона, в том числе преступлении прошлых лет, приказами начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ по согласованию с начальниками следственных управлений (отделов) могут создаваться постоянно действующие следственно-оперативные группы.
Контроль за выполнением органом дознания поручений следователей по уголовным делам возлагается на начальников органов внутренних дел, которые обязаны:
- ежедневно обобщать состояние выполнения органом дознания поручений следователей по уголовным делам, принимать меры, направленные на устранение недостатков, качественное выполнение органом дознания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователей;
- осуществлять контроль за немедленной передачей в установленном порядке органом дознания следователям сведений и материалов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также качественным исполнением сотрудниками органа дознания поручений следователя в 10-дневный срок. В случае же невозможности своевременного их исполнения вопрос о продлении срока согласовывать со следователем;
- с целью сокращения переписки в органе внутренних дел предусмотреть выполнение поручений следователей, не связанных с проведением следственных действий, по их устным запросам;
- обеспечивать получение сотрудниками органа внутренних дел справок, актов исследований и ревизий, заключений экспертиз, иных документов, необходимость в получении которых возникает в ходе следствия.
При организации взаимодействия в процессе оперативного сопровождения расследования уголовных дел и их судебном рассмотрении разрешению подлежат задачи, связанные с:
- установлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности по возбужденным уголовным делам;
- установлением ранее неизвестных органам следствия дополнительных фактов (эпизодов) преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых по конкретным уголовным делам, а также иных лиц, совершивших преступления;
- поиском и сбором доказательств, иной информации, которые могут быть использованы для получения новых фактических данных об обстоятельствах совершенного преступления или для отработки следственных и розыскных версий, а также задачи, связанные с обеспечением сохранения этих доказательств и информации;
- проверкой отношения полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности данных к расследуемому событию;
- выяснением намерений обвиняемых, подозреваемых и иных заинтересованных лиц в целях нейтрализации противодействия расследованию;
- собиранием данных, характеризующих личность обвиняемого, подозреваемого и социально-психологические отношения в преступных формированиях для их использования при проведении следственных действий;
- осуществлением постоянного оперативного контроля за подозреваемыми (обвиняемыми) с целью предотвращения совершения ими новых преступлений или пресечения намерения скрыться от следствия и суда;
- розыском скрывающихся преступников, похищенного ими имущества, ценностей, орудий преступления;
- обеспечением противодействия обвиняемым, их родственникам, иным лицам в их стремлениях воздействовать на свидетелей, потерпевшие с целью изменения ранее данных показаний, полученных на стадии досудебного следствия и в суде, организацией иной работы в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве».
При оперативном сопровождении расследования уголовных дел начальник органа внутренних дел с момента их возбуждения обязан организовать составление согласованного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на исследование обстоятельств дела и установление преступников.
Ежемесячно он должен анализировать имеющуюся оперативную и иную информацию по уголовным делам о нераскрытых преступлениях и по отдельному графику с участием начальника следственного подразделения заслушивать руководителя оперативного подразделения, а при необходимости — сотрудников иных служб о результатах работы по раскрытию и расследованию преступлений, о выполнении ими плана следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, оказывать практическую помощь в их проведении.
В случае необходимости начальник ОВД обязан информировать начальника следственного подразделения о своевременности и обоснованности избрания меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого) и оказывать необходимую помощь в решении этих вопросов. Им должен быть установлен такой порядок, чтобы ни один из задержанных при реализации материалов оперативных разработок не мог быть освобожден из изолятора временного содержания под стражей задержанных без соответствующего информирования об этом руководителя оперативного подразделения или заместителя начальника ОВД по оперативной работе.
Систематически, но не реже одного раза в неделю, начальник ОВД обязан организовывать проверку ИВС на предмет обоснованности задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и их освобождения. При выявлении нарушений организовывать служебные проверки, ходатайствовать перед начальником следственного управления о привлечении к ответственности виновных.
В его обязанности входит обеспечение своевременной доставки задержанных и арестованных к следователям для выполнения с ними следственных действий, а также их конвоирования.
При наличии в производстве следователей уголовных дел, по которым заканчиваются процессуальные сроки, для своевременного их расследования с учетом категории сложности дела и объема работы, необходимой для выполнения, начальник ОВД совместно с начальником следственного подразделения обязан создавать действенные следственно-оперативные группы.
Организовывать составление графиков расследования уголовных дел о преступлениях прошлых лет, перспективных к раскрытию, согласованное планирование мероприятий по их реализации. Копии графика ежемесячно направлять в управление уголовного розыска и следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ для осуществления контроля.
При установлении в процессе расследования уголовных дел признаков организованного преступного сообщества в течение трех дней начальник ОВД обязан информировать об этом начальника следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДТ для решения вопроса о подследственности дел этой категории.
Не позднее 10-дневного срока после принятия решения о приостановлении следствия по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, а также по всем делам, следствие по которым приостановлено в связи с неустановлением местонахождения обвиняемого, он должен организовать проверку планов оперативно-розыскных мероприятий, их выполнение, обоснованность и своевременность заведения оперативно-розыскных дел.
Наряду с перечисленным начальник ОВД обязан обеспечить надлежащие условия хранения следов, вещественных доказательств, изъятых с мест происшествий, проведение по ним необходимых экспертных исследований и их полное и эффективное использование в раскрытии преступлений, а также организовать выполнение решений судов о судьбе вещественных доказательств.
Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию по делу о преступлении, расследуемом следователем, или об иных фактах преступной деятельности подозреваемых (обвиняемых) по этому же делу, должен своевременно ознакомлять с ней следователя и принимать меры, направленные на исключение разглашения источников и способов ее получения. Следователь в свою очередь обязан обеспечить объективную проверку и реализацию этой информации в процессе расследования дела, он же несет ответственность за разглашение источников и способов ее получения.
В целях обеспечения результативности проведения оперативных мероприятий при сопровождении расследования уголовных дел следователь по ходатайству оперативного работника органа дознания в случае необходимости вправе ознакомить его с отдельными материалами дела. Оперативный работник несет установленную законом ответственность за разглашение материалов следствия.
Категорически запрещается без разрешения следователя выдавать какому-либо сотруднику органа дознания задержанных или арестованных лиц, которые числятся за следователями, для проведения бесед, допросов и иных следственных действий.
С целью обеспечения надлежащего взаимодействия со следственными подразделениями начальник ОВД вправе в установленном порядке возбуждать ходатайства о поощрении следователей перед следственным управлением (отделом) ГУМВД, УМВД УМВДТ или поощрять их своими правами. Ставить вопросы перед начальниками Су (отделов) ГУМВД, УМВД, УМВДТ о привлечении следователей и начальников следственных отделов (отделений) к дисциплинарной ответственности, а в случае несогласия с начальником СУ возбуждать ходатайства перед заместителем министра внутренних дел Украины — начальником ГСУ о принятии к следователям мер дисциплинарного воздействия.
Начальник органа внутренних дел при обеспечении взаимодействия со следственными подразделениями принимает меры к пресечению любого вмешательства в процессуальную деятельность следователей со стороны лиц, не уполномоченных на то законом, к недопущению без ведома и поручений следователей по делам, находящихся в их производстве, проведения следственных действий иными сотрудниками органов внутренних дел. Недопустимо отвлекать следователей на выполнение работы, не связанной с непосредственным расследованием преступлений. На период проведения массовых мероприятий с участием всего личного состава органов и подразделений внутренних дел начальник ОВД по согласованию с начальником следственного подразделения обеспечивает привлечение следователей только для работы, связанной с расследованием уголовных дел, или для работы в составе следственно-оперативных групп. Начальник ОВД принимает меры по обеспечению следователей дополнительными служебными помещениями, телефонами, иными средствами связи, организационной, компьютерной и криминалистической техникой и транспортом для выезда на места происшествий и проведения иных следственных действий, а также обеспечивает выполнение печатных работ и размножение документов в ходе расследования уголовных дел.
Начальник ОВД принимает меры к исключению неквалифицированной работы следователей и обеспечению отбора и направления для работы в следственные подразделения помощников следователей, секретарей (сотрудников секретариатов) и машинисток.
Он же решает вопросы, связанные с закреплением за следственным подразделением автомобилей в пределах табельной положенное™, но не менее одного автомобиля на следственное подразделение, организует их заправку, техническое обслуживание и закрепление за ними водителей из числа сотрудников органов внутренних дел. Обеспечивая взаимодействие со следственными подразделениями начальник ОВД принимает меры к обеспечению последних в достаточном количестве металлическими шкафами для хранения уголовных дел, бумагой и канцелярскими принадлежностями, иными средствами в соответствии с установленными нормами. На него возлагается принятие необходимых мер, направленных на обеспечение следователей жильем и квартирными телефонами, своевременную оплату проведения судебных экспертиз по уголовным делам, находящимся в производстве следователей.
При замене руководителя следственного подразделения не кто иной, как начальник ОВД, принимает меры к организации в обязательном порядке проведения инвентаризации с составлением соответствующего акта.
И, наконец, начальник ОВД принимает меры по рассмотрению на оперативных совещаниях вопроса о состоянии взаимодействия следователей и оперативных служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, улучшению этой работы.
Источник – глава из учебного пособия:
Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.