Одним из приоритетных направлений историко-правовой науки является исследование проблемы становления и развития отечественного законодательства, отразившего эволюцию системы органов исполнительной власти.
В 1802 г. в Российской империи была проведена министерская реформа, правовыми основами которой послужил Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств». История Комитета министров тесно связана с историей министерств. Первоначально Комитет был своеобразным дополнением к министерской системе. В пункте XV Манифеста упоминается Комитет, членами которого являются все министры.
Для работы Комитета законодатель установил следующие правила:
- в совещании министров должны участвовать не менее пяти министров, включая министра, по инициативе которого собираемся Комитет;
- совещания министров рассматривает только наиболее важные дела.
С 1802 г. по 1812 г. совещания министров не обладали постоянным организационным статусом, созывались не регулярно. В 1805 г. и 1808 г. прияты законодательные акты, закрепившие порядок производства дел в Комитете министров, а также определившие степень его власти. Правила 1805 г. представляли сгруппированные узаконения о комитете министров предыдущих лет. В компетенцию Комитета министров входило:
- Комитет министров должен рассматривать дела, по которым министры обязывались подносить императору всеподданнейшие доклады;
- Комитет министров должен рассматривать дела, которые каждый министр сочтет необходимым представить «для разрешения собственных сомнений»;
- Комитет министров должен рассматривать дела «из текущих», которые назначались для рассмотрения особым повелением императора.
Правила 1808 г. подразделили предметы ведения комитета министров на две группы – постоянные и временные.
Правовое оформление статуса комитета министров завершилось изданием Указа «Об учреждении Комитета Министров, с особою властью, по случаю Высочайшего отбытия из столицы», а также Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы от 20 марта 1812 г. В соответствии с Указом 1812 г. Комитет министров учреждался как постоянный орган «с особой властью по делам всех министерств». Выписка конкретизирует статус Комитета. В соответствии с этим документом Комитет учрежден для решения всех государственных дел в период отсутствия императора в столице. В соответствии с пунктом 6 Комитету министров для рассмотрения должны представляться дела, подлежащие Высочайшему разрешению, выходящие за пределы ведения одного министра.
В состав Комитета министров вошли председатели департаментов Государственного совета, Государственный секретарь, министры, а также некоторые лица, назначенные императором (п. 1 Выписки). На отдельные заседания Комитета министров могли приглашаться чиновники с целью «объяснения или для общего с ними суждения» (пункт 27 Выписки).
Комитет министров наделялся широким кругом полномочий. В отечественной историко-правовой науке существует классификация полномочий Комитета:
- дела, превышающие степень власти, которой обладал каждый министр в отдельности;
- дела, требующие рассмотрения всеми министрами.
К первой группе полномочий относились:
- рассмотрение дел, требующих разрешения с участием всех министров;
- рассмотрение дел «возбуждающих сомнения».
Вторая группа полномочий более многочисленна, к ней относились:
- рассмотрение дел, относящихся к разрешению чрезвычайных ситуаций;
- рассмотрение дел, к общей безопасности и спокойствию;
- утверждение уставов акционерных компаний (в случаях, когда акционерными компаниями не испрашивались особые привилегии);
- рассмотрение представлений отдельных министров о наградах за отличия по службе (кроме наград орденами, которые подлежат рассмотрению орденских дум);
- рассмотрение вопросов о вынесении выговоров губернаторам, а также губернским правлениям по предоставлению Сената или министров;
- рассмотрение дел о назначении пособий и пенсий (в случаях, когда назначения превышают полномочия отдельного министра);
- рассмотрение высших административных дел по расколу;
- рассмотрение предоставлений министра внутренних дел об уничтожении печатных изданий, которые признаны «вредными».
В соответствии с пунктами 29-30 «Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы» исполнение постановлений комитета министров возлагалось на министра, к компетенции которого относилось рассмотренное дело.
Состав и полномочия Комитета министров сохранялись на всем протяжении его функционирования с незначительными изменениями. Комитет министров представлял собой высшее административное учреждение, к ведению которого относились дела исполнительные.
Таким образом, министерская реформа 1802 стала отправным моментом в становлении органов исполнительной власти. Законодательство начала XIX в. к административным органам с полномочиями в исполнительной сфере отнесло министерства и Комитет министров, образование и функционирование которых можно рассматривать как первоначальный этап в процессе формирования системы исполнительной власти в рамках абсолютизма.
Источник: Дахина А.А. «Комитет министров: учреждение, состав, полномочия (по законодательным актам Российской империи 1802-1812 гг.)»