С принятием христианства на Русь прибыло византийское духовенство. А вместе с ним – письменность и переведенные на церковнославянский язык сборники византийского права. Первоначально с греческого переводили только сборники церковного права, которые назывались Номоканон и включали в себя императорские постановления, касающиеся церкви и церковные правила. Древнейший сохранившийся Номоканон составлен на рубеже VI-VII вв. н.э. (а некоторые из постановлений датируются III-м веком).
На Руси эти переводные Номоканоны стали называть Кормчими книгами. Они дополнялись нормами светского права и также дойти до нас во множестве списков. Последний раз кормчие Книги издавались в 1816 голу.
Таким образом, кормчие книги были сборниками церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде.
Основные черты действующего права. Право в Киевской Руси имело две характерные черты: это было право-привилегия, основным принципом которого являлось неодинаковое отношение к защите интересов имущих и неимущих. Основной ценностью при феодализме была земля, следовательно, чем больше земли, тем больше привилегий и прав. Личность и имущество холопа этим правом вообще не защищались. Если холоп был кем-то убит, убийца не подлежал наказанию, а только возмещал ущерб хозяину убитого. Зависимые крестьяне защищались в меньшей степени, чем свободные. Среди свободных больше защищались представители верхушки. Не существовало различия между уголовным и гражданским правом.
По Русской Правде можно выделить четыре отрасли права: право собственности, обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право. Остановимся подробнее на характеристике каждого из них.
Право собственности. Ни Русская Правда, ни другие правовые памятники не содержат статей и постановлений, по которым можно было бы четко и точно определить, когда и как в Киевской Руси возникло право феодальной собственности. Первоначально действовало право первого захвата земли – захватное землевладение.
Земля принадлежала общинам (общинное землепользование). Общины проживали на определенных территориях исстари и землю считали своей. Поскольку земля была разного качества и количество общинников менялось, периодически проводились переделы земли. Леса, выгоны, реки, озера считались достоянием всей общины. Сенокос проводили миром (общиной), а сено делили «по труду». Если земли было много, то дробление участков и наделение землей новых общинников происходило за счет увеличения обрабатываемых участков, если мало (как в большинстве европейских стран), то процесс расширения не мог проходить неограниченно долго, и это приводило к установлению частной собственности на землю.
Князья, захватив землю, были заинтересованы в ее использовании (так как сами обработкой не занимались). Они охотно предоставляли право землепользования без права владения, с целью возделывания – и в этом суть аграрных взаимоотношений средневековья. Это служило источником развития земельной собственности на захваченных землях.
Земля, принадлежавшая князьям, боярам, называлась вотчинной (от слова «отче», «отец»). Она оформлялась великокняжеской грамотой и передавалась по наследству. Кроме того, она обладала иммунитетом, то есть податными и судебными льготами:
- владельцы такой земли могли привлекать на работы городское и сельское население;
- пользоваться судебными и административными правами;
- удерживать население в зависимости.
Со временем владельцы таких земель стали составлять оппозицию государству (например, в Галицко-Волынском княжестве).
Земля давала право на внеэкономическое принуждение. Эволюция феодальной собственности неотделима от эволюции государства. Тип собственности воплощает в себе тип социальных и экономических интересов и отношений.
Верховная собственность на землю принадлежа государству в лице княжеского рода Рюриковичей. Земли, не принадлежавшие какому-либо хозяину, назывались черными, «пустыми». Крестьяне, проживавшие на этих землях, стали считаться государственными и обязаны были выплачивать повинности в пользу государства. Юридически это было оформлено в XIV веке, но фактически существовало раньше. По Русской Правде и другим источникам права, уже в XI-XII вв. категория феодально зависимого крестьянства прослеживается довольно четко.
По Русской Правде, смерды и другие зависимые группы крестьянства на правах собственности владели: скотом, домашней птицей, сельскохозяйственными орудиями, предметами домашнего обихода. Права на недвижимое имущество и землю у них не было.
Владение землей определяло социальные отношения (личную зависимость, подсудность, налоги).
Обязательственное право. Под обязательственным правом понималось право на обязанное лицо. Этому виду нрава посвящено много статей Русской Правды. Обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услуги лекаря. В данном случае гражданская ответственность дополняла уголовную.
Особенности обязательственного права:
- обязательства из договоров вели к установлению прав не только на имущество, но и на личность должника (на обязанное лицо), а порой даже на его жену и детей. Так, последствием договора займа обычно являлся личный заклад должника, договор личного найма вел к установлению холопства, можно было продать в холопы и злостного банкрота;
- невыполненное обязательство считались обидой (преступлением) и влекло за собой наказание.
Договоры чаше всего заключались в устной форме, но с употреблением символических фирм (магарыча, рукобитья, связывания рук и т. д.). В некоторых случаях требовались послухи {свидетели). В Новгороде были найдены берестяные грамоты, где зафиксированы договоры купли-продажи, но для Киевской Руси в целом это не было характерно.
В целом система договоров на Руси была довольно проста. Существовало пять основных видов договоров: мены, купли-продажи, займа, личного найма, поклажи.
Договор мены – древнейший из договоров, который предшествовал купле-продаже. Первоначально договор купли-продажи был разновидностью договоров мены. И хотя в Русской Правде о договорах мены нет ни слова, они были распространены по всей Киевской Руси.
Договор купли-продажи заключался в результате словесного согласия и передачи веши при свидетелях. Этому виду договоров посвящено много статей Русской Правды. Закон больше всего оговаривал случаи купли-продажи холопов и краденного имущества. Если покупатель был введен в заблуждение насчет купленной вещи, договор мог быть расторгнут. Если продавец не имел права собственности на проданную вещь (продавал краденное), договор считался несостоявшимся. Иногда указывались дополнительные условия, обеспечивающие исполнение обязательств – соглашение о неустойке, рассрочка для взыскания долга и т.д.
Русская Правда не содержит статей по поводу купли-продажи недвижимости.
Договор займа регламентирован в Русской Правде наиболее полно. Это явилось следствием восстания киевских низов против ростовшиков (1113 г.), когда Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам.
Предметами займа могли быть деньги (куны, гривны, резаны); жито (жито – жизнь, под ним подразумевалась наиболее распространенная зерновая культура в данной местности); вещи и продукты. Существовало три вида займа:
- обычный, бытовой;
- заем с самозакладом – закупиичество;
- купеческий (совершаемый между купцами с упрощенными формальностями).
При обычном займе должник был обязан выплачивать проценты, которые делились на годовые, третные (треть гола) и ежемесячные. Размер зависел от срока займа. Годовые проценты равнялись 20, третные и ежемесячные были выше. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую ставку процентов (до 50).
Высокие проценты, взимаемые киевскими ростовщиками с бедноты, послужили одной из причин восстания 1113 года. Владимир Мономах издал ряд постановлений, ограничивших величину процентов. В частности, заимодавец, получивший третной процент в третий раз, лишался права требовать возврата долга, так как годовая сумма третного процента превышала сам долг. Размер годовых процентов не должен был превышать 20. Кроме того, в постановлениях Мономаха сказано, что должник не является холопом, однако задолженность продолжала быть основой для закрепощения крестьян.
Если человек был некредитоспособен, он брал в долг под самозаклад и назывался закупом. Договор займа влек за собой права заимодавца на личность должника. Он имел право продать неисправимого должника в рабство (холопы). Это особенно распространялось на крестьян, которые брали ссуды у феодалов или зажиточных общинников. Закуп жил у заимодавца и работал на него до тех пор, пока не возвращал долг. В этот период заимодавец имел над ним полную власть (например, мог «бить с целью побудить к усердной работе» и т.п.).
Договор личного найма существовал, хотя в принципе свободный наем рабочей силы не свойственен феодализму. Наем в услужение вел к холопству нанимавшегося, если противоположное не было специально оговорено. Наниматель также получал право па личность нанятого работника. Существовала тенденция превращения наймитов в полных или неполных холопов.
Договор поклажи (хранение чужих вещей) не требовал формального оформления и рассматривался как личная, безвозмездная услуга.
Можно, очевидно, говорить также о существовании в Киевской Руси договоров перевозки и комиссии. Русская правда упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли дня перевозки, то ли для продажи.
В целом обязательственное право способствовало установлению феодальной зависимости и закрепощению крестьян.
Брачно-семейное право. Брачно-семейное право относилось к церковной юрисдикции и развивалось в соответствии с каноническими правилами. До принятия христианства на Руси действовали языческие обычаи. Существовало похищение невест, многоженство. У Владимира Великого (Святого) до крещения было пять жен и множество наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
Существовали условия, без соблюдения которых брак считался недействительным.
- Брачный возраст: 12-13 лет для невесты и 13-15 лет для жениха. Однако известно, что даже в XVI-XVII вв. браки заключались и в более раннем возрасте.
- Согласие родителей и свободная воля вступающих в брак (хотя решающим было согласие родителей).
- Молодожены не должны быть связаны одновременно другим браком. Двоеженство или двоемужество не допускались.
- Вступающие в брак не должны быть родственниками между собой (запрет инцеста).
- Не допускаюсь вступление в третий последовательно заключаемый брак.
В Византии браку предшествовало обручение, которое освящалось церковью и считалось нерасторжимым. На Руси эта норма приживалась с большим трудом и стала более-менее соблюдаться лишь к XVI в. Брак совершался и регистрировался в церкви. Основное значение имел обряд венчания (возложение венцов на молодых).
При нарушении указанных условий брак считался недействительным, не освещался церковью и считался грехом. А дети считались незаконнорожденными и лишались права наследования.
Византийское право предусматривало и развод, для которого имелся значительный перечень поводов. На Руси дело обстояло проще, хотя и были статьи, отличные от византийских, например, церковь строго наказывала за «роспусты» (загулы).
По Русской Правде, личные отношения между супругами не регулировались. Однако имеется богатейший летописный и этнографический материал, который позволяет установить суть этих отношений. В XVI в. отец Сильвестр (близкий к Ивану Грозному в период его реформ) составил знаменитый Домострой на основе имеющихся обычаев и традиций, существовавших веками.
Согласно Домостроя, жена находилась под полной властью мужа, который имел право бить ее плетью. В частности, там говорилось о правилах обращения мужи с неверной женой: изменницу наедине карать, чтоб люди не видели, после приласкать, простить и измену не поминать.
Об имущественных отношениях супругов есть ряд постановлений. Родственники – родители и братья, выдавая своих дочерей и сестер замуж, обязаны были наделить их некоторым имуществом – приданым. После смерти жены это имущество должно было передаваться ее наследникам.
Отношения между родителями и детьми строились на принципах патриархата. Отец – глава семьи – пользовался неограниченной властью, имел право продавать своих детей в холопы (это право исчезло только в XVI веке). В летописях есть много свидетельств о продаже детей, особенно в голодные годы. Отец также имел право безнаказанно убить своих детей (выражение «я тебя породил, я тебя и убью», которое сегодня вызывает улыбку, в Киевской Руси было нормой жизни). Характерно, что в русском законодательстве наказание за убийство своих детей впервые появилось только в XVII веке (Соборное уложение 1649 года), причем это наказание было более мягким по сравнению с наказаниями за убийство постороннего человека.
Опека. Если после смерти отца оставалась мать, опека над малолетними детьми не учреждалась. Мать сама управляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детей назначался опекун, как правило, из ближайших родственников. Мать, отчим и опекун обязаны были сохранить имущество детей, а в случае, если по их вине оно было утрачено, обязаны его восстановить (от рабов до скота в целом). По Русской Правде, опека прекращалась с достижением опекаемыми такого возраста, когда «будут сами собой печаловати» (сами о себе заботиться).
Наследственное право. Понятие о наследовании появляется с частной собственностью. Первоначально это право принадлежало только членам семьи. Отец, будучи главой семьи, не мог завешать имущество лицам, не входящим в семью. С постепенным разложением патриархальных отношений развивается свобода завещательных распоряжений: отец мог завешать имущество одним членам семьи и лишить других – возникло наследование по завещанию. Завещания на Руси были в основном устными.
По мере развития феодального права был установлен ряд норм, регулирующих наследование без завещания. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж и обеспечить приданым. Эта норма сохранялась очень долго и выражалась поговоркой: «сестра при братьях – не наследница».
Любопытно, что в Западной Европе преимущества в наследовании отдавались старшему сыну, а у нас, наоборот, младший сын был в более благоприятном положении, так как наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство.
В случае, если в семье были только дочери, вопрос решался двояко:
- Если у смерда нет сыновей, его имущество отходит князю. Незамужняя дочь получает часть имущества, которое потом составит ее приданое, Замужние дочери не получают ничего.
- Если у боярина (иди у боярских дружинников) нет сыновей, то имущество наследуют дочери. По Русской Правде наследовать могли только «адконные дети», но если их матерью была раба-наложница, они вместе с нею получали свободу.
Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество делится между наследниками, вдова получает определенную сумму на проживание. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.
Таким образом, наследственное право имело две характерные особенности: наследование шло в основном по мужской линии; порядок наследования был различным для бояр и смердов.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.