В ІХ-Х вв. в Киевской Руси существовала система устного обычного права. Вследствие недостатка источников, невозможно определить точно, какой именно была эта система права до XI века.
В условиях родового строя поведение восточных славян (впрочем, как и других народов) регулировалось обычаями. По мере развития государственности некоторые нормы обычного права, которые можно было использовать в интересах государства, постепенно стали трансформироваться в нормы государственного, писанного права. Но далеко не все нормы обычного права признавались государством. Общины вели с ним многовековую борьбу за свои права и свободы. Государство подавляло многие обычаи, особенно языческие, но не могло их сломить и в критические моменты своей истории опиралось на самоустроительный потенциал и самоорганизую шее начало общинного права.
Обычное право легло в основу всех правовых источников Киевской Руси, но были и заимствования, связанные с международными контактами.
Важнейшими источниками (и памятниками) истории государства и права данного периода являются договоры Руси с Византией. Начальная русская летопись сообщает, что в X в. Русь заключила с Византией четыре договора; в 907, 911, 945, 971 годах. Летописец пересказал текст первого договора и привел полный текст трех последних.
Основное внимание в этих договорах уделяется регулированию торговых отношений между Русью и Византией. В основу положено византийское и славянское право. Важность и значение этих документов определяется тем, что, во-первых, это первые международные договоры в нашей истории; во-вторых, они указывают на существование в Киевской Руси правовых норм, определенной системы права, которые названы в тексте «законом русским»; в-третьих, эти договоры являются источниками смешанного международного права.
С XI века Древнерусское государство под влиянием Византии включается в общий для христианского мира процесс юридического оформления правовых отношений, который принято называть кодификацией. Языческие традиции, славянское обычное право и особенности страны не позволили простого заимствования чужих норм, возник сложный комплекс обычного и кодифицированного юридического быта.
Важнейшими памятниками и источниками ХІ-ХІІ веков являются:
- Русская Правда;
- Церковные уставы и Уставные грамоты;
- Кормчие книги;
- летописи (которые хоть и не являются юридическим документом, но все же дают огромный материал о развитии государственности и права Киевской Руси).
Остановимся подробней на этих документах. Основным источником права изучаемого периода является Русская Правда – это сборники норм обычного права, законов и судебных решений Киевской Руси. Русская Правда дошла до нас в большом количестве списков, между которыми есть множество различий как по содержанию правовых норм, так и по системе их расположения. Это является свидетельством того, что кодификация на Руси проходила несколько раз. Единства научных взглядов о происхождении Русской правды не достигнуто. Сегодня все списки Русской Правды принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда, Сокращенная Правда.
Краткая Правда является древнейшей редакцией и состоит из двух частей:
- Правды Ярослава (10-30-голы XI в.);
- Правды Ярославичей (50-70 годы XI в.).
Основным источником Правды Ярослава было обычное право, которое было подтверждено Ярославом и его законодательством. Точно определить дату начала написания Краткой Правды невозможно, можно указать лишь десятилетие.
Правда Ярославичей имела своим источником уже не нормы обычного права, а законодательную и судебную практику князей (нормы обычного права, узаконенные Правдой Ярослава, были дополнены). В окончательный вариант Краткой Правды вошли нормы, время написания которых не установлено, и постановления князя Ярослава, не вошедшие в состав Правды Ярослава. Следовательно. Краткая Правда была не механическим соединением правовою материала, а сборником права Киевского государства XI века.
Пространная Правда относится к XII н. А время написания Сокращенной Правды точно определить невозможно – примерно ХШ-Х1У вв. (некоторые исследователи полагают» что время ее написания – XV в. – период формирования Русского централизованного государства). Если Краткая и Пространная Правда были составлены в Киеве, то Сокращенная в Москве.
Наряду с вопросом о происхождении основных редакций Русской Правды, в научной литературе спорным остается вопрос об официальном и неофициальном происхождении этого документа. Здесь существует несколько точек зрения:
- Русская Правда – это официальный кодекс права Древнерусскою государства;
- Русская Правда – это частный правовой сборник;
- Русская Правда – это церковный сборник по внецерковным делам.
В любом случае, Русская Правда является важнейшим памятником феодального права. В ней зафиксированы попытки кодификации древнерусского права на протяжении нескольких столетий.
Важнейшими памятниками законодательной деятельности являются: Церковные уставы и Уставные грамоты, среди которых можно выделить:
- Устав князя Владимира;
- Устав князя Ярослава.
Устав князя Владимира в первоначальном виде не сохранился. Последующие редакции содержат много дополнений, но основу этого документа составляют подлинные постановлений князя Владимира. В частности – о даровании церкви десятины (десятой части всех княжеских доходов); об освобождении церковных людей от подсудности княжескому суду; об отнесении ряда дел к церковному суду; о предоставлении церкви права надзора за правильностью мер и весов.
Устав князя Ярослава хоть и дошел в большем числе списков, в подлиннике также не сохранился. Сохранившиеся списки носят следы позднейших дополнений и изменений текста. В основном, постановления этого Устава устанавливают наказания за преступления, входившие в компетенцию церковного суда.
Церковные уставы имеют важное значение среди источников права, гак как знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, с делами и лицами, подлежащими ведению и суду церкви, а также знакомят нас с теми правовыми нормами, которые не нашли своего отражения в Русской Правде.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.