Сегодня сбор налогов является одной из сложнейших проблем нашего государства. Мы часто слышим о том, что население не хочет платить налоги, люди отдают деньги государству, не зная, как они будут потрачены, и, по сути, ничего не получая взамен. Можем ли мы назвать систему современного налогообложения справедливой и безукоризненной? Какой она была раньше? Может быть она всегда оставляла желать лучшего?
В современном понимании налоги – это обязательные выплаты в пользу государства юридических и физических лиц. Налоги в той форме, с которой мы сталкиваемся в современных условиях, сложились относительно недавно, хотя тенденции к возникновению подобных механизмов прослеживались еще в древности.
В период феодализма налогообложение имело ряд особенностей:
- Отсутствовали сложившиеся постоянные налоги, а действующие очень часто приобретали чрезвычайный характер, в зависимости от потребностей великого князя или государства.
- Налоговые рычаги переплетались, а подчас приобретали форму других источников государственных доходов, которым отдавалось предпочтение. К ним относились доходы государя (носившие частноправовой характер) от распоряжения собственным имуществом (леса, земли, иные виды имущества). Практически ставился знак равенства между доходами государя и доходами государства, не разграничивался публично-правовой и частноправовой характер этих поступлений.
- Существовали регалии – исключительное владение казной определенными видами имущества или деятельности с целью получения доходов для обеспечения государственных потребностей. Регалии либо самостоятельно использовались государством, либо передавались в пользование как «специальное право» отдельным лицам или категориям населения.
Существовало несколько видов регалий:
- все, что не имело хозяина и не могло никому принадлежать, объявлялось принадлежащим казне – так называемая бесхозяйственная регалия (принцип сохранился до настоящего времени и является предметом регулирования гражданских правоотношений);
- природная регалия (вода, леса, недра);
- таможенная;
- судебная;
- денежная;
- товарная (на определенные виды товаров);
- отраслевая (например, определенная отрасль являлась предметом исключительного права государства).
В Киевской Руси налоги назывались данью. Первоначально дань была натуральным или денежным побором, взимавшимся победителями с побежденных племен или государств (иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны).
В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеодального государства дань, взимавшаяся с этих племен, приобретала новое значение – налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феодальную ренту. По письменным источникам, дань на Руси известна с IX века, когда подчиняя отдельные племена князья, облагали их данью.
В Древнерусском государстве доходы великого князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд, и состояли из военной добычи, доходов с принадлежащих им земель, дани с подвластного населения, торговых и служебных пошлин (две последние статьи дохода сохранились во времени, видоизменились и существуют по сей день).
Одной из главных задач княжеской администрации был сбор дани, которая в том числе шла и на содержание дружины, являвшейся главным рычагом государственного управления и выполнявшей многие функции.
В Киевской Руси существовало два основных способа сбора дани: полюдье и повоз.
Полюдье – административно-финансовая поездка князя по подвластным территориям.
Слова «население» еще не существовало, все жители назывались «люди», отсюда и происходит слово полюдье (говорили: «пойти в люди», «пойти в городки»).
Император Византии Константин Багрянородный в X веке описывал, как в ноябре русский князь «со всей Русью» (с дружиной) выходил на полюдье в земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и кормился там в течение всей зимы, и только в апреле-мае, когда начинался ледоход на Днепре, возвращался по Днепру в Киев. Летом князь торговал тем, что собирал зимой.
Повоз – способ сбора налогов, при котором представители подвластных племен сами привозили дань в назначенное время и место.
Сегодня можно услышать, что уже при княгине Ольге полюдье было заменено повозом, однако это не соответствует действительности. Несложно отдать распоряжение, чтобы люди привозили дань в назначенное место и время, но очень трудно добиться его выполнения. Долгое время повоз и полюдье существовали параллельно.
Зимой значительная часть населения днепровского бассейна делала лодки-однодеревки (это был период расцвета судового промысла), а весной по Днепру и его притокам сплавлялась к Киеву, вытаскивала эти лодки на берег и продавала дружине, когда та по половодью возвращалась с полюдья. Весной под Киев на ярмарку собиралось громадное количество людей, часть из которых направлялась в Константинополь.
В июне, оснастив и нагрузив купленные лодки, дружинники сплавлялись по Днепру к Витечеву, где был своего рода сборный пункт. Там собирались не только княжеские, по и купеческие лодки из Новгорода, Любеча, Чернигова и других городов. Потом все вместе направлялись вниз по Днепру к морю, а оттуда в Константинополь.
Знаменитый путь «из варяг в греки» и внешняя торговля были важными факторами возникновения и развития Древнерусского государства. Став главой государства, великий князь не переставал быть вооруженным купцом. Дань, которую киевский князь собирал как правитель, одновременно использовалась им и для торговых оборотов. Данью он делился с дружиной, которая была частью механизма управления, своего рода особым сословием, главным рычагом в государстве, в его политических и торговых делах.
Таким образом, первоначально налоги собирались князьями, которые «проводили лето на войне, а остальное время года кочевали с двором и дружиной… взимая… установленный сбор». Когда князья перестали вести кочевой образ жизни, сбор налогов перешел к наместникам.
В современном налоговом законодательстве разграничиваются понятия:
- субъекты налогообложения (т.е. кто платит налоги) – юридические и физические лица;
- объекты налогообложения (с него платятся налоги): доходы, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость товаров, специальное использование природных ресурсов.
В Киевской Руси такого деления не существовало, использовались условные единицы налогообложения, характеризовавшие рабочую силу или сельхозинвентарь. Первоначально дань брали с дыма (дома), дома (семьи), «мужа» (мужчины), с плуга, сохи.
По свидетельству летописцев, некоторые славянские племена еще в IX веке скитались по лесам, жили в хижинах и землянках, и только дым указывал на существование человеческого жилища. Взимание дани по дыму было естественно удобнее, и варяги преимущественно брали «дань с дыма». Взимание дани с дыма существенно не отличается от дворовых податей.
Дом и двор как отдельное жилище одного семейства выделялись в целях податного обложения как в селах, так и в городах. Дворы с землей назывались крестьянскими, без земли – бобыльскими. Двор, принадлежавший плательщику податей, назывался тяглым или черным. Белыми дворами считались дворы лиц, освобожденных от податей.
Единицами земляных мер при начислении податей были плуг и соха, которые подразумевались не только в буквальном смысле, но и как определенная земельная мера. Участки земли у различных народов получали название либо от времени, необходимого на возделывание, либо от используемых для этого орудий. Таким образом, со времени пришествия варягов плуг и соха на Руси означали участок земли, хотя не очень определенный. Впрочем, научные споры о единицах обложения идут второе столетие.
Сегодня налоги имеют денежное выражение. Однако в Киевской Руси денежная система была развита очень слабо, и налоги собирали натурой:
- в IХ-Х вв. – мехом, медом, воском, хмельными напитками, солодом;
- в XI-ХП вв. добавились налоги зерном (пшеницей, рожью, овсом), крупным рогатым скотом, домашней птицей, льном, иногда деньгами.
Сегодня сбором налогов занимаются налоговая инспекция, налоговая администрация и налоговая милиции. В Киевской Руси IХ-ХI веков дань собирали великие князья с дружиной, «светлые князья», монастыри, воеводы, старосты.
На протяжении всего периода феодализма существовала откупная система. Если семья или община были не в состоянии заплатить налоги, воевода или другие лица, собирающее налоги, могли «откупить» эти налоги и заплатить их государству, за что должники попадали к ним практически в личную зависимость.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.