Первые века истории Киевской Руси покрыты туманом неизвестности. Подобную фразу можно прочитать во многих монографиях ученых, посвященных истокам и начальному периоду бытия Древнерусского государства. И это, на первый взгляд, банальное выражение в общем, соответствует научной истине.
О жизни славян с VI века, когда начала складываться древнерусская народность как этнокультурная общность, и вплоть до X века, когда их государство – Киевская Русь – уже стало реальностью, ученые знают в десятки раз меньше, чем, например, о греках или римлянах первых веков нашей эры. Если история древних греков и римлян представлена множеством письменных источников, то сведений о восточных славянах VI-X веков практически нет. Письменность на Руси появилась вместе с принятием христианства в конце X века, но только в XI веке в Киеве и Новгороде стали вести записи событий, составившие основу летописные сводов. Тем не менее, мы знаем, что Древнерусское государство, сложившееся у восточных славян в бассейне Днепра, в районе озера Ильмень, в верховьях Волги и Оки в начале IX в. и просуществовавшее до XII в., играло большую роль в истории Восточной Европы.
Ко времени образования Древнерусского государства родовая община сменилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность – «Русь», хотя племенные наименования земель (поляне, древляне и др.) сохранялись еще в IХ-Х веках. На этих землях появились города, упоминаемые в Начальной летописи: Киев, Новгород, Белоозеро, Смоленск, в которых обосновались местные князья. В IX веке феодальные княжества стали объединяться в Древнерусское государство во главе с князем.
Основным связующим элементом, «столбовой дорогой» Киевской Руси был Днепр – знаменитый путь «из варяг в греки», из Балтийского моря – в Черное. Притоки Днепра считались подъездными путями к этой магистрали. В таких географических рамках первоначально развивались экономика и политика Киевской Руси.
Следует подчеркнуть, что Древнерусское государство в ранние периоды своего развития не поддается тонкому территориальному определению. Если государство Олега охватывало Киев и Новгород, то это не означает, что первым князьям принадлежала территория, лежащая между этими городами. Определение границ в современном смысле слова для этой первичной эпохи невозможно: можно определить территорию лишь по ее центральным пунктам, по городам и речным путям. Границы земель (княжеств) постоянно изменялись. Земли то соединялись между собой под властью того или другого князя, то разъединялись, какая-либо часть территории отходила то к одной области, то к другой, и, наконец, внутри областей образовывались уделы.
В состав Киевской Руси входили племена, находящиеся на разном уровне развития. Но несмотря на это, Киевская Русь была государством, части которого были связаны географически, экономически, юридически и церковно.
Государство Киевская Русь просуществовало около 300 лет (60-е годы IX века – 60-е годы XII века).
В 1169 году великий князь Андрей Богалюбский захватил Киев, разгромил его, а своей столицей сделал Владимир-на-Клязьме. Это событие является финальным и ставит последнюю точку в существовании Киевской Руси как единого государства (хотя некоторые историки продляют хронологическую границу на весь период домонгольской Руси).
В развитии древнерусской государственности четко прослеживаются два этапа: IХ-Х вв., и ХI-ХII вв.
В IХ-Х вв. Киевская Русь состояла из разных территориальных единиц, на которых процесс разложения племенных отношений шел по-разному. К XI веку распад племенных территорий в основном завершился. Практически все племенные князья признавали над собой власть киевских князей, однако их зависимость выражалась лишь в уплате дани. Суть этих отношений определялась принципом вассалитет без ленов.
Призвание новгородцами в 862 г. князя Рюрика принято считать началом древнерусской государственности, хотя происхождение князя и характер привнесенного им порядка управления обществом остаются центральной дискуссионной темой.
С приходом в Новгород Рюрика княжеская власть в городе укрепилась, что вполне могло вызвать недовольство волхвов, влиятельной жреческой прослойки, поборников вечевых демократических традиций управления. Рюрик и сам давал повод оппозиции. Он взял в жены Ефанду из рода норвежских королей, утверждал княжескую власть в городе путем низложения выборных лиц с помощью норвежских дружинников во главе с братом жены Оддом (Олегом). Княжеская дружина, куда входили не только бодричн, но и варят, видимо, мало отличалась от обычных норманнских ватаг.
Узурпации власти со стороны князя, несомненно, мешала традиционная религия, освящавшая вечевое традиционное правление. Недаром князья из рода Рюрика впоследствии обратились к христианству, которое было удобным идеологическим обоснованием власти князя. Таким образом, стартовым историческим обстоятельством, повлиявшим на процесс формирования государства Киевская Русь, было утверждение под эгидой князя Рюрика правящей «варяжской» прослойки, которая все более отделялась от коренного населения политически и по социальному статусу. И хотя пришельцы впоследствии этнически смешивались со славянами, однако начальное разделение на управляющих и управляемых закрепилось и даже углубилось в ходе династических столкновений, в которые было втянуто все общество на долгие века. Для большинства историков нет сомнения в том, что государство Русь формировалось на основе местных славянских политических традиций, как и в том, что выходцы из Скандинавии сыграли некоторую роль в образовании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны.
Таким образом, в IХ-Х веках Киевская Русь представляла собой пестрый комплекс территорий с относительной централизацией. К концу X в. ранне-феодальное государство Киевская Русь завершило свое территориальное и структурное оформление. Центральная власть была представлена князем, сначала носившим восточный титул «каган», а с XI в. – титул «великий князь». Дружинная корпорация выступала как главная военная (зашита территории и захватнические войны) и фискальная (сбор дани) сила государства. Она имела признаки внутрисословной демократии. Князь в этой структуре выступал первым среди равных и обладал верховным правом распоряжения данью.
Главной внутренней проблемой великокняжеской власти была борьба с племенным сепаратизмом. Он искоренялся путем ликвидации местного княжения и учреждения наместничества во главе с представителем киевской династии Рюриковичей. Ту же цель преследовало строительство новых городов вместо старых племенных центров.
Став великим князем, Владимир (978(980)-1015), по-видимому, уничтожил других представителей династии Рюрика («светлых князей»), а также племенных князей там, где они еще существовали (за исключением земли вятичей), и на какое-то время сумел сосредоточить власть в одних руках. Но это длилось недолго. Как и другие основатели феодальных государств, он стал раздавать земли своим многочисленным сыновьям. Отношения детей Владимира к отцу были близки к отношениям вассалитета (для него они были не «просто дети», а подданные, вассалы, обязанные нести службу). Это был вассалитет, соединенный отцовской властью.
Укрепление центральной власти киевских князей династии Рюриковичей и формирование правящей элиты требовали новой идеологии. Местные языческие культы и их служители – волхвы – становились оппозицией верховной власти, носителями сепаратистских настроений. Принятие византийского варианта христианства (православия), в котором государственное мышление господствовало над национальным самосознанием, способствовало усилению великокняжеской власти.
Структура Киевской Руси была типичной для раннефеодальной монархии, земли делились на части, уделы. Окончательно установился сюзеренитет великого князя.
Сюзеренитет в Киевской Руси обозначался словом старейшинство и имел свою специфику – великий князь был первым среди ровных.
Великий князь имел права, которые отличали его от «светлых князей»:
- владел самым богатым и сильным княжеством и стольным городом Киевом (уже этот факт выделял его из среды других князей);
- обладал основным правом сюзерена – правом на военную помощь «молодших князей» – вассалов;
- имел право на материальную помощь во время войны;
- имел ряд бытовых привилегий (в частности, ему ниже кланялись, оказывали особый почет и т.д.).
В обязанности великого князя входило:
- наделение своих вассалов землей (ленами) за службу;
- зашита вассалов от обид и притеснений.
Развивался типичный феодальный договор, который определял права и обязанности в отношениях сюзерена (великого князя) и вассалов («светлых князей»). Договоры между князьями назывались крестными грамотами (так как князья при заключении договора целовали крест, присягали). Содержание этих договоров было различным, но степень зависимости соизмеримой.
В жизни положение каждого князя, находившегося под властью великого князя, определялось не столько договором, сколько его силой и значением. Отношения были разные, но договоры определяли общую норму – «единачество с великим князем». Это был сюзеренитет, скрепленный семейными отношениями, отличавшийся от сюзеренитета, скрепленного властью отца, хотя и производный от него.
«Послушание великому князю» означало, что князья были обязаны:
- соотносить свою политику с политикой великого князя;
- оказывать ему военную помощь;
- оказывать ему материальную помощь во время войны.
Формировалась иерархия феодальных отношений. Со временем возникли и оформились нормы, содержащие санкции против нарушителей феодального договора. Вассал, не выполнивший своего договора, не оказавший военной помощи и нарушивший верность, лишался владений.
Сыновья князя Владимира все больше смотрели на свои владения как на вотчины (наследственные владения), Первым проявил стремление к установлению полной самостоятельности князь Свято пол к, опиравшийся на своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а затем – князь Ярослав, сидевший в Новгороде (Владимир умер, собираясь в поход против своего мятежного сына Ярослава).
После смерти князя Владимира началась ожесточенная борьба между его сыновьями, которая завершилась тем, что киевский престол занял один из них – Ярослав (1019-1054 гг.). В свою очередь, Ярослав в завещании разделил государство между пятью своими сыновьями. Старший из них – Изяслав – получил киевский престол и считался главным из князей. Ярослав призвал слушаться его, как отца («сего послушайте каже послушаете мене»). Однако Ярославичи недолго жили в мире: между ними началась борьба, и принцип не сработал – форма лишилась содержания.
Дети и внуки Ярослава, не смотря на все их старания, не смогли собрать земли старого Киевского государства, даже в той мере, в какой это удалось Ярославу. Династия все разрасталась, а с ней все больше дробилось наследие Владимира. Но прогресс состоял в том, что если из семьи Святослава Игоревича уцелел только один Владимир, из сыновей Владимира – уже два (был и третий, но он был лишен владений), сыновья Ярослава стали основателями пяти династий.
Таким образом, Киевская Русь – типичная раннефеодальная монархия сродни варварским королевствам Запада, но с большим удельным весом пережиточных родовых отношений в правящей элите, большей ролью общинной организации и ярко выраженными территориально-племенными особенностями организации публичной власти и земельного управления.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.