История Геродота и материальные памятники позволяют сделать вывод о том, что первое государство на наших территориях возникло в сипу внутренних причин социально-экономического характера, Военная демократия постепенно переросла в рабовладельческую монархию.
Скифское царство объединило черты общинного строя с элементами раннеклассового государства, как своими, так и заимствованными у греков, которые способствовали становлению государственности, но не были ее причиной. Торговля рабами, зерном, золотом свидетельствовала о двойственности взаимодействия греческих колоний с варварской периферией античного мира. Обмен и вражда поддерживали близость и дистанцию, заставляя учиться друг у друга-Правоотношения и связи, законы и обычаи скифов представляли собой единый комплекс социальных норм различного происхождения. Языческие традиции ираноязычных солнцепоклонников сочетались с обычаями причерноморского населения, соседей и противников, нравы земледельцев – с нравами кочевников.
Обычное право преобладало над государственным, заимствования расширялись и меняли состав правовых норм. Деспотические элементы, заимствованные у персов, сочетались с элементами полисной жизни, взятыми у греков. И даже варварство периода Великого переселения народов не могло полностью уничтожить культ и свободолюбивые элементы скифского права.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.