Одновременное существование старой родовой общинной организации и государственного аппарата отразились и в праве. Основными источниками права у скифов были:
- обычаи (которые они бережно хранили);
- позже – правила, установленные царской властью.
Как уже говорилось, письменности у них не было, следовательно, не было и письменных законов, Геродот писал, что скифы вся чески защищали свои обычаи и избегали чужих. За нарушение обычая могли строго наказать, невзирая на социальное положение.
Например, у скифского царя Арианта был сын Скил (помимо других детей), рожденный от гречанки. Мать научила его говорить и писать по-эллински, воспитала в греческой культуре. После гибели отца престол с женами покойного царя перешел к Скилу. Но, царствуя над скифами, он не любил их образа жизни и чувствовал себя чужим.
Следует отметить, что бытовая жизнь скифов и греков во многом отличалась: например, скифы носили штаны, а греки – туники. Греки пили, в основном, разбавленное вино и предпочитали состояние легкого веселья. Неразбавленное вино у них пили только рабы, и это было признаком «плебейства». Скифы же напивались мертвецки, пока не сваливались с ног. У Платона есть выражение «пьян как скиф». У них это считалось испытанием: «кто больше выпьет». Существовал даже военный обычай, согласно которому один раз в год каждый военный вождь, правитель выставлял большой сосуд, в котором смешивали вина. Чем больше врагов убил скиф, тем больше вина имел право выпить. Кто не убил, сидел в стороне опозоренный. Для скифа это было постыднее всего.
Скил часто посещал греческие города. Оставив свиту у ворот и надев эллинские одежды, он жил там неделями и месяцами. Ходил без охраны, соблюдал обычаи эллинов. Потом переодевался и возвращался на царствование. Так повторялось несколько раз. Со временем в одном из греческих городов он построил себе дворец в лучших эллинских традициях (удивительной красоты и роскоши, где было много скульптур – сфинксов, грифонов), женился на местной женщине к поселил ее во дворце.
И вот однажды Скил решил принять посвящение в таинства бога Диониса. Но перед обрядом в его дворец ударила молния, и он сгорел. Греки в один голос говорили, что это очень плохое предзнаменование, и советовали не проходить обряда, но он был непреклонен. Начался обряд посвящения.
Скифы осуждали эллинов за вакхическое исступление и поклонение богу веселья, считая, что не может существовать божество, которое делает людей безумными. Собственное поклонение богу войны, человеческие жертвоприношения и распитие крови почему-то не казалось им безумием.
Один житель города сказал скифам: «Вот вы смеетесь над нами, что мы совершаем такие обряды, а ваш царь не только совершает таинства, но и безумствует, одержимый божеством». Ему не поверили, и тогда эллин провел несколько человек на городскую башню, чтобы они увидели сами. Скифы негодовали. Вернувшись, они обо всем рассказали войску. Поднялось восстание, провозгласили нового царя.
Скил бежал во Фракию (Северная Греция, Балканский полуостров). Новый царь поднял войско э поход и пошел на Фракию. Фракийцы не стали воевать за Скила и обменяли его на дядю своего царя, Скилу тут же отрубили голову.
Это не единичный пример, а показатель традиции. За много лет до описанного случая скифского царя Анахарсиса постигла такая же участь. Греки считали его самым великим скифом, «объездившим много стран и показавшим там свою великую мудрость». Именно он на вопрос: «Какие корабли самые безопасные?» ответил: «Вытащенные на берег».
Отец отправил Анахарсиса учителя в Элладу, где его не переставало удивлять, что эллины постоянно стараются узнавать что-то новое и быть мудрыми.
Возвращаясь домой, он попал в шторм, и поклялся, что если выживет, принесет жертвы местным богам по принятым обычаям. Так он и поступил. Но один из скифов подглядел и донес царю, его брату Савлию. Царь приехал на место и убил Анахарсиса стрелой, а память велел придать забвению. На вопрос об Анахарсисе все скифы должны были отвечать, что не знают такого.
Долгое время обычай был сильнее и социального положения, и кровного родства.
Нормы права защищали частную собственность скифов на скот, повозки с передвижными жилищами, рабов, личные вещи. Раскопки погребений свидетельствуют, что особо пенной собственностью считалось оружие, украшения и орудия труда.
Воина хоронили только с оружием, на приобретение которого скифы никогда не скупились. Они предпочитали: стрелы – с бронзовыми наконечниками, копья и дротики – с железными; короткие мечи – акинаки – с золотыми обкладками ножен, а колчаны или гориты – обложенные золотыми пластинами. (Колчаны, шлемы, штаны и обувь скифы изготавливали из 16 видов кож). Благодаря обычаю скифов зарывать все ценное в землю, многие веши сохранились в первозданном виде и не были переплавлены потомками «как устаревшие».
Собственность на землю принадлежала царю, который устанавливал порядок пользования пастбищами и территориями, регулировало договорные отношения мены, дарения, купли-продажи. При отсутствии письменности, ритуал при заключении договора имел важнейшее значение.
Геродот описал ритуал, по которому договор скреплялся клятвой: в большую глиняную чашу наливали вино и смешивали его с кровью участников договора (делали укол шилом или маленький надрез ножом), туда же окунали личное оружие – меч, стрелы (самое святое для них). Произносили заклинание, а потом выпивали из чаши сначала участники договора, потом – самые уважаемые из присутствующих» которые выступали в качестве свидетелей. Относились к договорам очень серьезно.
Нормы скифского права регламентировали выплату дани. На практике отказ от выплаты дани или невыполнение договора могли привести к военным действиям, которые сопровождались грабежами и кражами скота и имущества, захватом пленных с последующей продажей их в рабство.
Брачно-семейное право строилось на принципах патриархата. Мужчина был главным в семье. Счет родства велся по мужской линии. Существовало многоженство. Старшая жена занимала привилегированное положение и присматривала за младшими. Так как скифы были воинами и часто погибали, после смерти мужа «вдовы и имущество» переходили в наследство к старшему мужчине в семье умершего (отцу, брату, сыну и т.д.).
В наследственном праве господствовал минорат, т.е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Старшие сыновья, в случае женитьбы, получали часть имущества и право на выход из семьи еще при жизни отца.
Наиболее опасными преступлениями считались:
- нарушение обычая;
- преступления против царской власти: покушение на жизнь царя путем колдовства (наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение); в качестве самостоятельного преступления выделялась «лживая клятва богам царского огня», что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью;
- неподчинение царскому приказу.
Тяжкими преступлениями считались также убийство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние; преступления против собственности (такие как кража и грабеж).
К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, членовредительство (отсечение правой руки, переломы ног и рук), остракизм. Долгое время су шествовал а кровная месть.
Из голов злейших врагов скифы делали чаши. Отпиливая череп от бровей, обтягивали его сыромятной кожей вола, богатый покрывал изнутри позолотой. Так же они поступали с черепами своих родственников в случае ссоры, если один перед судом царя одержал верх. Когда приходили уважаемые гости, хозяин выставлял эти черепа и напоминал, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у них считался доблестным.
Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались состязательным порядком.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.