Основанием юридической ответственности в области обращения с отходами является совершение экологического правонарушения. Действующее экологическое законодательство закрепляет перечень правонарушений в данной сфере. В частности, в ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определены следующие виды правонарушений: допущение сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую природную среду; нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, уничтожении и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических радиоактивных веществ и отходов. Кроме того, невыполнение специальных правил обращения с отходами может привести к нарушению прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду или нарушение норм экологической безопасности.
Более полный перечень правонарушений определен в Законе Украины от 5 марта 1998 г. «Об отходах» Он закрепляет 16 видов правонарушений. Указанный перечень не является исчерпывающим. Законами может быть установлена ответственность и за иные правонарушения законодательства об отходах.
Наиболее распространенными правонарушениями в данной области являются: нарушение установленного порядка обращения с отходами, которое привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямому или опосредованному вредному воздействию на здоровье человека и экономическим убыткам; самовольное размещение или удаление отходов; сокрытие превышения установленных лимитов на объемы образования или размещения отходов; невыполнение требований обращения с отходами, которое привело к негативным экологическим, санитарно-эпидемиологическим последствиям или причинило материальный или моральный ущерб; нарушение требований безопасной перевозки опасных отходов.
Правонарушения в сфере обращения с отходами являются разновидностью экологических правонарушений. Между тем они по своему составу неоднородны, и их можно классифицировать по различным критериям. По объектам посягательства их можно разделить на правонарушения, направленные на окружающую природную среду или жизнь и здоровье человека, в случае нарушения права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду.
Правонарушения возможны как при нарушении юридическими и физическими лицами требований обращения с отходами в процессе осуществления их деятельности, так и со стороны контролирующих государственных органов. В частности, предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями по обращению с отходами.
С учетом степени общественной опасности они подразделяются на проступки и преступления. В соответствии с видами правонарушений в сфере обращения с отходами виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.
Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) по состоянию на 14 декабря 1999 года было закреплено несколько составов правонарушений, предусматривающих ответственность граждан и должностных лиц за допущенные правонарушения. В частности, штраф, как мера административного взыскания, накладывался за такие нарушения:
- порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель химическими и радиоактивными веществами, производственными и иными отходами (ст. 52);
- загрязнение и засорение вод (ст. 59);
- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 72);
- засорение леса отходами (ст. 73);
- нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использовании отходов (ст. 82).
В конце 1999 года, после принятия Закона Украины «Об отходах», указанный перечень был существенно дополнен. В этой связи административная ответственность дополнительно закреплена в отношении должностных лиц за:
- нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями обращения с отходами (ст. 82-1);
- производство продукции из отходов или с их использованием без соответствующей нормативно-технической и технологической документации (ст. 82-2);
- сокрытие, искажение или отказ от предоставления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединениям по безопасности образования отходов и обращения с ними (ст.82-3);
- смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существуют соответствующие технологии, без специального разрешения (ст.82-4);
- нарушение установленных правил и режима эксплуатации установок и производств по обработке и утилизации отходов (ст.82-6);
- сокрытие превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 91-3). В случае нарушения правил передачи отходов к административной ответственности привлекаются как граждане, так и должностные лица (ст. 82-5).
Уголовная ответственность за преступления в сфере обращения с отходами УК Украины предусматривает за незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья (ст. 268). Кроме того, отдельные объекты окружающей природной среды могут быть загрязнены отходами. В таких случаях также наступает уголовная ответственность, и здесь можно говорить об уголовных преступлениях в сфере обращения с отходами. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за:
- загрязнение или порчу земель веществами, отходами либо Другими материалами, вредными для жизни, здоровья или окружающей среды вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей либо окружающей среды (ст. 239);
- загрязнение или иное изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей природной среды веществами, отходами либо иными материалами промышленного или иного производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей либо окружающей среды (ст. 241);
- нарушение правил охраны вод (водных объектов), если это повлекло загрязнение поверхностных и подземных вод … и создало опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды (ст. 242);
- загрязнение моря в пределах внутренних морских или территориальных вод Украины или в пределах вод исключительной (морской) экономической зоны Украины материалами либо веществами, вредными для жизни или здоровья людей, или отходами вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни или здоровья людей или живых ресурсов моря либо могло воспрепятствовать законным видам использования моря, а также незаконный сброс или захоронение в пределах внутренних морских либо территориальных вод Украины или в открытом море указанных материалов, веществ и отходов (ст. 243);
- нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины, причинившее существенный ущерб, а также непринятие лицом, отвечающим за эксплуатацию технологических установок или других источников опасности в зоне опасности, мер для защиты живых организмов моря от действия вредных отходов или опасных излучений и энергии, если это создало опасность их гибели либо угрожало жизни или здоровью людей (244).
В случае если указанные деяния (ст.ст. 239, 241, 242, 243) повлекли гибель или заболевание людей, массовую гибель объектов животного или растительного мира или тяжкие последствия, то в Уголовном кодексе закрепляется более строгое наказание.
Независимо от привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности, они должны нести гражданско-правовую ответственность в случае причинения ущерба окружающей природной среде или здоровью граждан. Гражданско-правовая ответственность предусматривает обязанность юридических и физических лиц возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, т.е. возлагает на виновных лиц неблагоприятные имущественные и иные последствия.
Экологическое законодательство предусматривает возмещение причиненного ущерба, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера возмещения и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов.
Ущерб может быть причинен как окружающей природной среде, так и здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде, предусматривается двумя способами: в натуре или в денежном выражении в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба. При их отсутствии возмещение производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды. Ущерб, причиненный здоровью и имуществу граждан, возмещается согласно гражданскому законодательству. Для возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в первую очередь необходимо доказать причинную связь между деятельностью виновного лица и загрязнением окружающей природной среды отходами, а также воздействием этой среды и причиненным ущербом.
Согласно утвержденному Кабинетом Министров Украины «Перечню видов деятельности и объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность» от 27.07.1995 г., деятельность в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами относится к повышенной экологической опасности для окружающей природной среды.
В соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» лица, владеющие источником повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный ущерб гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений или преднамеренных действий пострадавших.
Наибольшую опасность для окружающей природной среды и здоровья человека представляют опасные отходы. В этой связи Министерством охраны окружающей природной среды 15 мая 2001 года утверждена «Временная методика определения ожидаемых убытков от загрязнения окружающей среды при транспортировке опасных веществ и отходов». Она определяет ориентировочные расчеты размеров возмещения ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по транспортировке опасных веществ и отходов в результате загрязнения природных ресурсов опасными веществами и отходами. Указанные расчеты применяются для определения страховых сумм, страховых тарифов при страховании ответственности по транспортировке опасных веществ и отходов при заключении договоров страхования. Размер убытков от аварийного загрязнения при транспортировке опасных отходов определяется в зависимости от объекта окружающей среды. В методике определение размера убытков предусмотрено за загрязнение земельных ресурсов, атмосферы и водных ресурсов. В ней закрепляются повышающие коэффициенты при определении размера убытков. Так, при загрязнении земельных ресурсов дополнительно учитывается эколого-хозяйственное значение земель. Наибольший коэффициент повышения убытков предусмотрен за загрязнение земли зон санитарной охраны водозаборов, прибрежной защитной полосы вдоль рек и около водоемов.
Размер убытков при загрязнении вод зависит от категории водных объектов. В частности, при загрязнении опасными веществами и отходами поверхностных и морских водных объектов рыбохозяйственного водопользования второй категории сумма убытков увеличивается в два раза.
В случае загрязнения атмосферы закрепляется повышающий коэффициент, учитывающий территориальные социально-экологические особенности, которые зависят от численности жителей населенного пункта, его народнохозяйственного значения.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.