Меню Закрыть

Правовое обеспечение предотвращения и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций

Предотвращение и ликвидация ЧЭС представляет собой комплекс определенных необходимых мероприятий разнообразной направленности.

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы: своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями; разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

С целью своевременного проведения работ, связанных с ЧЭС, создана единая государственная система управления по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. Она представляет собой систему центральных и местных органов исполнительной власти и управления, государственных предприятий, учреждений, организаций с соответствующими материальными и финансовыми средствами и полномочиями. Эти органы осуществляют надзор за соблюдением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирование в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей природной среды, уменьшения материальных потерь. Система органов состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре равные масштабности управления: государственный, региональный, местный и объектовый.

Каждый уровень имеет координационные и постоянные органы управления для решения поставленных задач, систему повседневного управления, средства, силы, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

В Верховной Раде Украины функционирует комитет, в состав полномочий которого входят вопросы ЧЭС. Функции организационно-методического управления планированием действий единой государственной системы осуществляет Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС). Деятельность МЧС координируется Кабинетом Министров Украины. Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти относительно обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, обращения с радиоактивными отходами и взрывчатыми материалами промышленного назначения, спасательного дела, техногенной, пожарной и промышленной безопасности, охраны труда, государственного горного надзора, создания и функционирования системы страхового фонда, документации, а также гидрометеорологической деятельности. МЧС осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием техногенной безопасности, готовностью действий при ЧЭС и проведением мер по их предотвращению, разрабатывает проекты программ и прогнозов по ликвидации последствий, контролирует выполнение утвержденных программ.

Постоянно действующим органом, который координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, связанных с безопасностью и защитой населения и территорий, реагированием на чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения является Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями деятельности Комиссии в сфере экологии являются: координация взаимодействия органов, связанных с созданием и функционированием Национальной системы предотвращения и реагирования на аварии, катастрофы и другие чрезвычайные ситуации, непосредственная организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций. Она готовит информацию Президенту и Кабинету Министров Украины о примененных средствах реагирования на сложившуюся ситуацию и причинах ее возникновения. Комиссия взаимодействует с соответствующими организациями стран, территория которых поддалась отрицательному воздействию в результате чрезвычайной ситуации, которая возникла в Украине, определяет размер ущерба, причиненного этой ситуацией.

Кроме органов общей и специальной компетенции, которые обеспечивают реагирование на ЧЭС, в решении вопросов принимают участие органы ведомственной компетенции, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления, общественные образования, граждане.

В соответствии с Указом Президента Украины от 21 ноября 2003 г. № 1328 «О совершенствовании управления в сфере предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера» создана государственная специальная (военизированная) аварийно-спасательная служба МЧС Украины. ГСВАСС является аварийно-спасательной службой, основной состав которой подготовлен и снабжен для оперативного реагирования к ликвидации последствий значительного количества видов, групп и классов чрезвычайных ситуаций.

Перечень объектов и территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию ГСВАСС, определен в Постановлении Кабинета Министров от 4 августа 2000 года № 1214 «Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами».

Организация оповещения и связи при чрезвычайных ситуациях регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 1999 года № 192 «Об утверждении Положения об организации оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях». Оповещение и связь в чрезвычайных ситуациях обеспечиваются с помощью единой национальной системы связи (ЕНСС).

Системы оповещения (доведения сигналов и сообщений органов гражданской обороны (ГО) об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям и населению) организовываются с учетом структуры государственного управления, характера и уровня чрезвычайных ситуаций, наличия и местоположения сил, которые могут привлекаться к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оповещение организовывается соответствующим органом ГО и ЧС по схеме, которая утверждается начальником гражданской обороны соответствующего уровня. Система оповещения ГО состоит из общегосударственных, региональных и специальных систем централизованного оповещения; локальных и объектовых систем оповещения, систем циркулярного вызова.

На случай угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации общегосударственного уровня создается общегосударственная система централизованного оповещения центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

На случай угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации регионального уровня в Автономной Республике Крым, в каждой области, в городах Киеве и Севастополе, а также в городах, отнесенных к соответствующим категориям и группам ГО, создаются региональные системы централизованного оповещения местных органов исполнительной власти и населения.

Система связи гражданской обороны в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации в мирное время, в особый период и в военное время охватывает: сеть связи МЧС; каналы и средства связи, радиовещание и телевидение центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, сети связи которые являются составными ЕНСС.

В зависимости от социально-экономических и других особенностей территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация,. определяются виды и сети связи, которые необходимо создавать (использовать) на этой территории.

Информация в сфере защиты населения и территорий от ЧЭС, а также деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, исполнительной власти в этой области является открытой и гласной, если иное не предусмотрено законом. Порядок сбора информации и обмен ею определяется регламентом информационного обмена между пользователями Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Данную информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Соответствующие органы обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧЭС, а также о применении мер относительно обеспечения безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них. Утаивание, несвоевременное предоставление или представление должностными лицами заведомо ложной, неправдивой информации в области защиты населения и территорий от ЧЭС влечет за собой привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий важное место занимают международные соглашения. Например, Соглашение между правительствами государств-участниц ГУУАМ о сотрудничестве в сфере предотвращения ЧС и ликвидации их последствий.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических и других мер по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, по ликвидации их последствий, реализуемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, добровольными формированиями, направленные на защиту населения и территорий, а также материальных, культурных ценностей и окружающей среды.

Правовой основой защиты являются Конституция Украины, законы Украины «О правовых основах гражданской защиты», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», «О гражданской обороне Украины», «О правовом режиме чрезвычайного положения, «О правовом режиме военного положения », « Об аварийно-спасательных службах », «О пожарной безопасности», «Об объектах повышенной опасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и иных.

Принципы защиты базируются на положениях Женевской конвенции о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ней, в частности: безусловного примата безопасности; нулевого (приемлемого) риска; платы за риск; добровольности; неотъемлемого права каждого на здоровую окружающую среду; правовой обеспеченности; свободы информации о безопасности человека; учета общественного мнения; безусловного предпочтения рациональной и превентивной безопасности; минимизации причиненного вреда окружающей среде и др. Государство гарантирует гражданам конституционное право на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам – право на безопасное функционирование.

Среди основных средств защиты можно выделить: оповещение и информирование населения; наблюдение и контроль; стандартизацию, экспертизу, лицензирование определенных видов деятельности, сертификацию, страхование и пр.

Предотвращение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций – подготовка и реализация комплекса социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регулирование техногенной и природной безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера на основе сведений мониторинга, выводов экспертизы, материалов исследований и прогнозов о возможности развития событий в целях недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера или смягчение ее возможных последствий.

При возникновении чрезвычайных экологических ситуаций проводится ликвидация, то есть комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей природной среде и материальных потерь, а также действия, локализующие зоны ЧЭС. При проведении ликвидации ЧЭС осуществляются следующие мероприятия (перечень которых не является исчерпывающим): прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной деятельности предприятий, сооружений и других объектов, расположенных на территории зоны или вне ее, но которые влияют на состояние окружающей природной среды указанного региона; проведение восстановительных работ в природной среде (таких как рекультивация земель, воспроизводство лесов, ликвидация мест погребения отходов и т.п.); компенсация вреда, причиненного здоровью граждан путем выдачи материальной компенсации и установления льгот, другие мероприятия, в зависимости от вида ЧЭС, которые не противоречат действующему международному и национальному законодательству Украины.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *