Меню Закрыть

Основания и порядок возникновения права водопользования

Основаниями возникновения права водопользования являются предусмотренные нормами экологического права юридические факты, т.е. события или действия, с которыми право связывает определенные юридические последствия. Для возникновения права общего водопользования основаниями выступают правомерные действия субъекта, предусмотренные законом. В силу закона общее водопользование может осуществляться без соответствующего документа – разрешения. В основном данное право может осуществляться на водных объектах общего пользования, на водных объектах, переданных в аренду. Общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию с органом, предоставившим водный объект в аренду.

В обязанности водопользователей, арендующих водные объекты, входит доведение до сведения населения условий водопользования, а также о запрещении общего водопользования на водном объекте, предоставленном в аренду. Если водопользователем или соответствующим советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.

Органы местного самоуправления в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды и по иным предусмотренным законодательством основаниям по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при определенных основаниях определяют иные условия, ограничивающие общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.

Для возникновения права специального водопользования необходимо получение специального документа. В соответствии с водным законодательством данным документом является разрешение, которое выдается соответствующими государственными органами.

Общей правовой основой возникновения права специального водопользования выступает ст. 49 Водного кодекса Украины и Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением Кабинетом Министров Украины от 13 марта 2002 г.

В соответствии с законодательством различают органы, которые выдают разрешения на водопользование; так, в случаях использования вод водных объектов: общегосударственного значения – государственными органами охраны окружающей природной среды; местного значения – Верховным Советом Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды.

В зависимости от вида водного объекта выдача разрешения связана с обязательным согласованием с компетентными государственными органами. Так, выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием потребности в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, – при использовании поверхностных вод, государственными органами геологии – при использовании подземных вод и государственными органами здравоохранения – при использовании водных объектов, отнесенных к категории лечебных.

Разрешение на специальное водопользование – это официальный документ, дающий право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на пользование конкретными водными объектами (их частями) в пределах установленных лимитов. В разрешении указывается: наименование органа, который его выдал; наименование и реквизиты водопользователя; срок, на который выдано разрешение; лимиты забора воды, использования воды и сброс загрязняющих веществ; условия специального водопользования; в случае необходимости иные сведения.

Разрешения, как правило, выдаются соответствующими органами в месячный срок.

Особенности возникновения права арендного водопользования определены в ст. 51 ВК Украины. В зависимости от государственного значения водного объекта разные категории водных объектов могут передаваться в аренду для определенных законом целей. Так, водные объекты, отнесенные к водным объектам общегосударственного значения, могут предоставляться в аренду для всех без исключения целей водопользования. Водные объекты (их части) местного значения и пруды, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения, могут предоставляться в пользование на условиях аренды водопользователям лишь для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях.

Арендодателями водных объектов (их частей) местного значения являются Верховный Совет Автономной Республики Крым и областные советы. Отдельные полномочия по предоставлению водных объектов (их частей) местного значения в пользование Верховный Совет Автономной Республики Крым и областные советы могут передавать соответствующим органам исполнительной власти на местах или другим государственным органам.

Арендодателями водных объектов общегосударственного значения являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации. Арендаторами могут выступать предприятия, учреждения, организации и граждане Украины и иностранные юридические и физические лица. Основанием возникновения права водопользования на условиях аренды является договор, заключенный между арендодателем и арендатором, согласованный с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что ч. 2 ст. 51 ВК Украины предусматривает запрет передачи арендатором права на аренду водного объекта (или его части) иным субъектам хозяйствования.

Специальное первичное водопользование также осуществляется на основании разрешения, выданного соответствующим компетентным органом.

Вторичное водопользование осуществляется на условиях, устанавливаемых между первичным и вторичным водопользователями.

Сброс сточных вод в водные объекты вторичным водопользователем может осуществляться также на основании разрешений на специальное водопользование.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *