Экологические правонарушения влекут за собой юридическую ответственность виновных субъектов.
Совершение экологического правонарушения – фактически единое основание юридической ответственности. Но непременным условием для привлечения к ответственности должно быть также наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер воздействия к правонарушителю, т.е. правовым основанием юридической ответственности выступают правовые нормы, которые закрепляют в сфере экологии санкции за несоблюдение или нарушение обязанностей в указанной сфере.
В основу классификации юридической ответственности за нарушение экологического законодательства положен характер конкретной санкции, которая применяется за совершение правонарушения. Согласно этому критерию она традиционно подразделяется на: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.
Физические и юридические лица, виновные в нарушении экологического законодательства, привлекаются в установленных законом порядке и случаях к ответственности.
Относительно каждого из названных выше видов юридической ответственности санкции за экологические правонарушения и порядок их применения характеризуются своей спецификой.
Определенные особенности присущи, прежде всего, гражданско-правовой ответственности. На предприятия, учреждения, организации и граждан Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68), а также поресурсовые кодексы и законы возлагают обязанность возмещать убытки, причиненные ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и размерах, определенных законодательством Украины. При этом в законодательстве подчеркивается, что применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов. Это означает, что виновные лица несут гражданско-правовую ответственность независимо от их привлечения к уголовной или административной ответственности за нарушение экологического законодательства в установленных законом случаях.
Сущность гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства состоит в наложении на лицо, виновное в совершении экологического правонарушения, неблагоприятных имущественных последствий (санкций).
Кроме общих условий наступления юридической ответственности необходимым фактором гражданско-правовой ответственности в сфере экологии выступает неправомерность действий гражданина или юридического лица, последствием которых выступает имущественный ущерб (здоровью людей, имуществу, природным ресурсам и т.п.). При отсутствии такого вреда вопрос о гражданско-правовой ответственности не возникает.
Применение гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения характеризуется в первую очередь тем, что кроме ущерба, который выражен в денежной форме, в результате неправомерных действий возможно причинение экологического вреда. Понятие экологического вреда в науке пока что недостаточно разработано. Но сущность его сводится главным образом к определенному ухудшению качественного состояния окружающей среды.
Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что вред, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, по общему правилу, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов.
Правовой основой юридической ответственности в указанной сфере выступают положения Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», соответствующие статьи поресурсовых кодексов, законов, а также нормы специальных нормативных актов. Но указанные законы и поресурсовые кодексы непосредственно не определяют мер гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства. В них содержится лишь ссылка на нормы специального законодательства.
Существенной особенностью, специфической чертой гражданско-правовой ответственности является порядок определения размера вреда, причиненного нарушением экологического законодательства, который установлен специальными нормативными актами.
Соблюдение такого порядка тоже не всегда обеспечивает полного возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей природной сферы, поэтому применяются таксы, специальные методики и др.
В специальном законодательстве, которое касается отдельных видов природных ресурсов, детально урегулированы вопросы о конкретных условиях, размерах возмещения убытков, определен круг лиц, которые могут заявлять исковые требования, и некоторые другие.
Общие же принципы гражданско-правовой ответственности закреплены гражданским законодательством. В нем, в частности, предусмотрено, что к отношениям по использованию природных ресурсов и охраны окружающей природной среды нормы гражданского законодательства применяются субсидиарно, если эти отношения не регулируются специальным законодательством (ст. 9 Гражданского кодекса Украины).
Когда же нарушением экологического законодательства вред причинен общими действиями нескольких лиц, он возмещается ими в солидарном порядке. В отдельных случаях по решению суда возможно возложение на виновных возмещения убытков в натуре, если это будет отвечать интересам истца и обеспечит полное возмещение причиненного ущерба.
Гражданским законодательством предусмотрена возможность возмещения не только имущественного ущерба, но и морального. Моральный ущерб – это физические или моральные страдания, причиненные неправомерными действиями. Итак, не исключается ответственность за причинение морального вреда и в сфере экологии, но она, как известно, будет иметь в данной области ограниченное применение.
Должностные лица и другие работники, по вине которых организации и учреждения понесли расходы, связанные с их возмещением, несут материальную ответственность в установленном порядке.
С мерами гражданско-правовой ответственности за правонарушения в области экологии связаны меры административной ответственности. Последняя имеет самостоятельный характер. Согласно ст. 70 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определение состава экологических правонарушений и порядок привлечения к административной ответственности за их совершение определяются Кодексом Украины об административных правонарушениях, который экологическим административным проступкам посвящает отдельную главу.
Административная ответственность связана с применением уполномоченными органами и должностными лицами административных взысканий к субъектам, виновным в совершении административного проступка в области экологической безопасности, природопользования и охраны окружающей природной среды. Эта ответственность является оперативной мерой воздействия на правонарушителей, так как применяется в административном, а иногда – в судебном порядке и для ее применения не требуется подсчеты ущерба. Данная ответственность возлагается на виновных лиц лишь за те проступки, которые не являются общественно опасными и предусмотренные действующим административным законодательством. Административные меры воздействия на правонарушителей стимулируют соблюдение ими природоохранных требований и правил.
Согласно административному законодательству за совершение экологического правонарушения применяется одно из таких взысканий: штраф, предупреждение, конфискация предметов, которые были орудием правонарушения или непосредственными объектами правонарушения, лишение права заниматься деятельностью, связанной с некоторыми видами эксплуатации природных ресурсов и охраны природы и др.
За нарушение экологического законодательства возможна уголовная ответственность. Она предусмотрена действующим Уголовным кодексом и применяется только судами за совершение общественно опасных экологических правонарушений, т.е. преступлений. Соответствующие статьи, которыми установлена уголовная ответственность за конкретные нарушения экологического законодательства, сосредоточены в разделе 9 «Преступления против окружающей среды» Уголовного кодекса Украины. Среди этих преступлений различаются преступления против экологической безопасности, преступления в сфере землепользования, охраны недр, атмосферного воздуха, в сфере охраны водных ресурсов, лесопользования, охраны растительного и животного мира и др.
Нарушение одних и тех же правил природопользования и охраны окружающей среды или совершение аналогичных противоправных действий влекут за собой в одних случаях уголовную, в других – административную ответственность. Разграничительным критерием преступлений и административных проступков выступает степень общественной опасности. Кроме того, учитываются также конкретные обстоятельства правонарушений: вид и размер причиненного вреда, конкретные последствия и т.п.
В тех случаях, когда за экологические правонарушения не наступает ни уголовная, ни административная ответственность, возможно наступление дисциплинарной ответственности. Она применяется на основании общих норм трудового законодательства за дисциплинарные проступки экологического характера. Субъектами такой ответственности выступают работники предприятий, учреждений и организаций, а также соответствующие должностные лица.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.