Развитие научно-технического прогресса и переход экономики страны к рынку предопределяет увеличение техногенной нагрузки на природу, которая создает в современных условиях отрицательные последствия для окружающей среды. Ухудшение качественного состояния окружающей природной среды в результате, например, загрязнения ее отходами производства снижает производительность сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства. Ежегодные потери экономики Украины от загрязнения окружающей среды и нерационального природопользования, по оценкам ученых, составляют от 15 до 20% ее национального дохода.
Нынешнее состояние окружающей среды, как подчеркивается в Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, можно характеризовать как кризисное. Оно формировалось на протяжении продолжительного периода и причиной его было пренебрежение законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса Украины.
Экологическая ситуация, которая сложилась в Украине в последнее время, является результатом того, что раньше экономическое развитие страны планировалось и осуществлялось без надлежащего учета экологических требований и экологических интересов общества. Природоохранные мероприятия были не адекватны нагрузке на окружающую среду, которая создавалась энергетикой, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т.п. Такие мероприятия в значительной мере игнорировались природопользователями и управленческими структурами.
Развитие общества на современном этапе настоятельно требует выработки сбалансированного подхода к решению не только экономических и социальных, но и экологических проблем. Решение последних неразрывно связано с четким определением места и роли экономических интересов людей и их синхронизацией с экологическими нормативами. Политика устойчивого развития должна быть четко сориентирована на неуклонное обеспечение тесной связи экономики с экологическими потребностями.
Важным направлением повышения эффективности управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов предприятий, учреждений, организаций, общества в целом и отдельных индивидов. Отображая экономические и экологические интересы общества, государство должно создавать необходимые и оптимальные условия для объединения экономического развития с природопользованием и охраной окружающей среды. Это возможно лишь путем комбинации мероприятий административно-правового влияния на природопользователей и мероприятий экономического регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды.
До недавнего времени государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществлялось административными методами. Они занимали доминирующее место и играли определяющую роль в природоохранном механизме страны. Реализация этих методов была, прежде всего, связана с созданием соответствующих административных структур, которые были наделены комплексом полномочий относительно применения мероприятий прямого принуждения к деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и использование природных ресурсов: установление экологических ограничений относительно производственной деятельности путем утверждения нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, правил складирования отходов производства, выдача разрешений на специальное природопользование, ограничение или приостановление производственной деятельности, которая представляла угрозу здоровью людей, окружающей среде, и т.п. Такие методы в условиях административно-командной системы управления были объективно необходимым средством воздействия на экологическую мотивацию поведения субъектов природоохранных отношений. Отсутствие же экономических рычагов и экономического стимулирования приводило к тому, что природопользователи, с одной стороны, не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов, предупреждении загрязнения и надлежащей охране окружающей среды. С другой стороны, нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды природопользователями не влияло на результаты хозяйственной деятельности этих субъектов.
В свое время была осуществлена попытка внедрить решительный переход от преимущественно административных к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Но практика подтвердила необходимость тесного объединения административных и экономических методов в этой сфере. Потребность в согласовании экономических и экологических интересов способствовала осознанию необходимости дополнить механизм административного регулирования экологических отношений методами экономического влияния на деятельность, которая является экологически рискованной. Главной задачей внедрения экономических методов в управление природоохранной деятельностью является: обеспечение эколого-экономической согласованности между общественными интересами и интересами отдельных предприятий-природопользователей; дополнение механизмов регулирования хозяйственной деятельности экономическими элементами стимулирования, которые направлены на достижение определенного уровня экологической безопасности; обеспечение оптимального, рационального использования финансовых, материально-технических ресурсов, которые могут быть использованы на природоохранные цели.
Экономические и административные методы нельзя противопоставлять, они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Административные методы устанавливаются административным законодательством, а экономические – экологическим, а также природоохранными нормами, которые сосредоточены в других областях законодательства – гражданском, трудовом, аграрном и др. Характерной особенностью административных методов воздействия на природопользователей является то, что они базируются на административных предписаниях, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. В современных условиях они тоже являются объективно необходимыми средствами воздействия на экологическую мотивацию природопользователей. Экономические же методы побуждают к такому поведению, которое базируется на имущественном (экономическом) интересе, выгоде, на материальной заинтересованности носителя экологических прав в достижении реальной цели.
Сочетание административных и экономических методов обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования – основное направление оптимизации экономико-правового механизма в указанной сфере.
Совокупность предусмотренных законодательством экономических мер, которые обеспечивают охрану окружающей среды и рациональное природопользование, составляет экономический механизм. Основными элементами этого механизма согласно Закону Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 41) выступают: определение источников финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии; осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды. Что же касается возмещения в установленном порядке убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, которое названо в ст. 41 Закона среди экономических мер обеспечения охраны окружающей природной среды, то отнесение его к экономическому механизму являются дискуссионным. Такое возмещение осуществляется в порядке применения имущественной ответственности.
В составе экономико-правового механизма объединяются как собственно экономические регуляторы, так и правовые факторы. Он предусматривает организационно-правовую, институционную, функциональную и экономическую (ресурсную) стороны.
Экономический механизм, включенный в систему правового регулирования экологических отношений, выполняет ряд важных функций. Он направлен в первую очередь на экономическое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды. Это одна из главных его функций, которая реализуется путем последовательного осуществления всех необходимых мероприятий, которые входят в состав экономического механизма.
Самостоятельное значение имеет стимулирующая функция экономико-правового механизма. Она состоит в создании условий экономической заинтересованности предприятий и других природопользователей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция осуществляется в соответствии со ст. 48 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» путем предоставления льгот при налогообложении предприятий, учреждений, организаций и граждан при реализации ими мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; переходе на малоотходные и безотходные ресурсе- и энергосберегающие технологии; организации производства и внедрении очистного оснащения и оборудования для утилизации загрязняющих веществ; переработки отходов, а также приборов контроля за состоянием окружающей природной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих веществ; выполнении других мероприятий, направленных на улучшение охраны окружающей природной среды; предоставление на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных ссуд для реализации мероприятий по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей природной среды; предоставление возможности получения природных ресурсов под залог и т.п.
В состав экономико-правового механизма входят как постоянно действующие традиционные правовые институты, без которых он не может нормально функционировать, так и новые, возникновение которых связано с переходом к рыночным отношениям в современных условиях. К институтам первой группы относятся льготы по кредитованию, налогообложению, освобождение от налогообложения, установление сборов и др. В то же время появляются новые экономические стимулы: экологическое страхование, введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию, экологический аудит и др.
Экономико-правовой механизм регулирования охраны окружающей природной среды состоит из разнообразных средств воздействия на экономические интересы субъектов природоохранных отношений с целью стимулирования внедрения и реализации эффективных экотехнологических и других мероприятий, необходимых для повышения уровня экологической безопасности в стране.
Мероприятия правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды по своей юридической природе разные. Это могут быть мероприятия как административного, так и гражданско-правового характера. Но все они направлены на стимулирование финансовой заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности.
Понятно, что внедрение системы экономических средств обеспечения соблюдения экологических требований в процессе хозяйственной деятельности еще не дает гарантии их соблюдения. Поэтому следует рассчитывать только на комплексное экономико-правовое обеспечение реализации экологической функции государства, в которой должны объединяться экономические рычаги с управленческими и использовался б институт юридической ответственности.
Главными составными элементами экономико-правового механизма природопользования выступают: сбор за специальное использование природных ресурсов; сбор за загрязнение окружающей природной среды и иные виды вредного воздействия на окружающую среду; система финансирования и кредитования природоохранных мероприятий (государственный, республиканский – Автономной Республики Крым и местные бюджеты, природоохранные фонды, банки, средства предприятий, иностранные поступления и инвестиции и т.п.); экологизация налоговой и ценовой систем; поддержка становления и развития экоиндустрии и др.
Закрепленные действующим законодательством, а также потенциально возможные мероприятия экономического регулирования отношений в области экологии можно подразделить на несколько групп: экономические санкции, экономические стимулы и экономические гарантии.
Основу экономических санкций составляют мероприятия финансового характера, которые иногда в юридической литературе называют экономической ответственностью, например, за загрязнение окружающей среды. Такие платежи по своей юридической природе имеют налоговый характер.
К экономическим стимулам необходимо отнести налоговые, кредитные и другие льготы.
Экономические гарантии – это мероприятия, которые разрешают создать адекватные финансовые условия в сфере охраны окружающей среды. К их числу относятся экологическое страхование, экологический аудит и т.п.
Источники:
- Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
- Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
- Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
- Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.