Гарантии прав в научной юридической литературе рассматриваются как совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадлежащего их осуществления и защиты их от нарушений.
В ст. 10 Закона «Об охране окружающей природной среды» установлены эколого-правовые гарантии экологических прав граждан. Анализ гарантий свидетельствует об их различной направленности. Они обеспечиваются:
- проведением широкомасштабных государственных мероприятий по поддержанию, восстановлению, улучшению состояния окружающей природной среды (имеет эколого-экономический характер, обеспечивает экологическое равновесие и гармоничное развитие природы и общества);
- обязанностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций осуществлять технические и другие мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производственных сил, строительстве и эксплуатации народнохозяйственных объектов;
- участием общественных объединений и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды;
- осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды;
- компенсацией в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;
- неотвратимостью ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;
- созданием и функционированием сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации.
В указанной статье также закреплено положение, согласно которому деятельность, препятствующая осуществлению права граждан на безопасную окружающую природную среду и других их экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установленном законодательством Украины. По своему содержанию данная гарантия имеет пресекающий характер.
Кроме названных гарантий, имеющих общее значение, в законодательстве также установлены специальные гарантии экологических прав, содержащиеся в экологическом законодательстве.
Правовая охрана экологических прав представляет собой систему предписаний, закрепленных в законодательстве, которые обеспечивают меру разрешенного и надлежащего поведения субъектов. Иными словами, охрана прав сводится к правотворческой деятельности по установлению охранительных норм в статике (в объективном содержании), применяется в период нормального (беспрепятственного) осуществления экологических прав, а защита наступает в случае их нарушения с целью их восстановления, где необходимо применить принуждение со стороны компетентных органов.
О защите прав граждан в сфере экологии речь идет в ст. 11 Закона Украины « Об охране окружающей природной среды », где закреплено общее правило, что государство гарантирует своим гражданам реализацию экологических прав, предоставленных им законодательством. В частности, конкретные органы государственного управления обязуются предоставлять всестороннюю помощь гражданам при осуществлении ими своих экологических прав. Нарушенные права граждан должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке.
Способы и формы защиты следует рассматривать как явления не тождественные. Формы защиты – административная, судебная, общественная, самозащита, обращение к Уполномоченному по правам человека и т.п. А способы защиты в экологическом законодательстве (кроме земельного), в отличие от гражданского (ст. 16 ГК Украины), не содержатся в обобщенном виде, хотя они все же получили опосредованное закрепление в поресурсовом экологическом законодательстве. В частности, к ним можно отнести следующие виды: признание экологических прав; восстановление нарушенных прав; прекращение деятельности, препятствующей осуществлению права; возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного вреда, а также морального вреда (экологического вреда); изменение правоотношения; прекращение правоотношения; признание незаконным решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, служебных и должностных лиц; и другие способы, установленные в нормативно-правовых актах.
Административная форма защиты регламентируется ст. 40 Конституции Украины, Законом Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 г. (393/96-ВР), в соответствии с которой граждане могут обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, к предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности с обращениями, в частности, замечаниями, предложениями и жалобами, в том числе и по экологическим вопросам. Лица, к которым направлены такие обращения, должны их рассмотреть и дать обоснованный ответ в месячный срок. Тем не менее, месячный срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен руководителем соответствующего органа или его заместителем, если решить возникший вопрос в указанный срок невозможно. Они устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, при этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать 45 дней, о чем сообщают лицу, подавшему обращение. При этом плата за рассмотрение обращений не взимается. Форма обращений может быть устной или письменной. Обращение может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).
Одной из главных функций Уполномоченного по правам человека в сфере экологии является контроль за деятельностью исполнительных и других органов государственной власти путем рассмотрения жалоб граждан на действия тех или иных органов или должностных лиц, которые привели к нарушению экологических прав гражданина.
К общественному порядку защиты можно отнести: референдум; общественные (публичные) слушания; общие сборы граждан по месту проживания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы по экологическим вопросам, образованным органами власти для участия в проведении государственной экологической экспертизы, а также проведении общественной экологической экспертизы; собрания, митинги, шествия, демонстрации; работа с депутатами.
К самостоятельной форме защиты экологических прав следует отнести самозащиту. Возможность защищать право не в государственных органах является отличительной чертой самозащиты. Она относится к конституционным правам. Способы самозащиты могут быть определены в законе или договоре. Характерно, что число способов самозащиты не ограничивается. Они могут применяться как в отдельности, так и в комплексе, но лишь с соблюдением условий правомерной реализации. Лицо может самостоятельно выбирать способы самозащиты с учетом содержания нарушенного права, характеристики противоправного поведения. Но избранный способ самозащиты не может противоречить требованиям закона.
Под самозащитой экологических прав понимают предусмотренные моральными основами общества и нормами законодательства, в определенных случаях в договоре, действия лица (то есть применение средств противодействия), наделенного указанным правом, направленное на обеспечение неприкосновенности права, прекращение нарушения и ликвидацию последствий.
К формам правовой защиты прав и свобод гражданина относится, в частности, судебная защита, которая является наиболее эффективным механизмом в данной сфере. Проведение и реализация судебно-правовой реформы в Украине обеспечивает приоритет прав во всех сферах жизни общества. Право на судебную защиту является конституционным и не требует дополнительного закрепления в других нормативно-правовых актах. Статья 55 Конституции Украины содержит норму, которая устанавливает право каждого обращаться в суд, если: его права и свободы нарушены или нарушаются; созданы или создаются препятствия для реализации прав или свобод; имеют место незаконные ограничения прав и свобод. Указанные положения трансформируются и на нарушенные экологические права.
Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечиваться не только гарантиями, но и действием всей системы экологического законодательства относительно их обеспечения, в частности: стандартизацией и нормированием качества окружающей природой среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и иными мероприятиями.