Правовым основанием формирования положений о функциональном назначении всех органов государственной власти по реализации миграционной политики, в том числе и в субъектах страны, являются Конституция России, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации. Законодательной новеллой в миграционном праве стала принятая «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно Концепции, изменение миграционной политики государства «диктуется необходимостью обозначения стратегических ориентиров с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития России, а также общемировыми тенденциям глобализации».
Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, позволяет нам выработать классификацию основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции с разделением на три основные группы:
1 группа – направления, связанные с регуляцией отношений между иностранными гражданами и органами государственной власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществление ими на территории страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности:
1.1. Привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов Российской Федерации, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации (Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства России от 26 мая 2009 г. № 450 «О правительственной комиссии по миграционной политике» (в редакции от 20.12.2010 г. № 1071);
1.2. Осуществление миграционного учета иностранных лиц и лиц без гражданства при въезде, выезде и транзитном пересечении территории Российской Федерации (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109);
1.3. Организация органами со специальной компетенцией (МВД России и ФМС) и их территориальными подразделениями работы по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, Приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 12 октября 2009 г. N 758/240).
2 группа – направления по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации единой государственной политики и международному сотрудничеству:
2.1. Определение основных направлений развития государственной миграционной политики, выработка юридических оснований для ее осуществления (Постановление Правительства России от 26 мая 2009 г. № 450 «О правительственной комиссии по миграционной политике»);
2.2. Осуществление взаимодействия уполномоченных органов в законопроектной деятельности (например, Указ Президента России от 15.01.2013 г. № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»);
2.3. Определение организационных аспектов функционирования органов исполнительной власти в сфере миграции населения (Постановления Правительства и Административные регламенты министерств и служб);
2.4. Осуществление международного сотрудничества, вовлечение России в мировой миграционный процесс с целью участия в деятельности международных организаций по вопросам миграции (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; Указ Президента России от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»; Постановление Правительства от 13 июля 2012 г. № 715 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» и др.).
2.5. Реализация общей стратегии по совершенствованию правового регулирования в сфере миграции через систему государственной службы Российской Федерации с использованием информационных технологий (Указы Президента России от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» и от 11 марта 2012 г. № 291«О внесении изменения в Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928»; Постановления Правительства России от 26 мая 2009 г. № 450 «О правительственной комиссии по миграционной политике» и от 13 июля 2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы»).
2.6. Осуществление правоохранительных мер по соблюдению требований миграционного законодательства, проведение комплекса оперативно-профилактических и иных мероприятий в целях выявления нарушений (Совместный приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»).
2.7. Поддержание системы иммиграционного контроля в пропускных пунктах на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию страны, осуществление государственного управления миграционными потоками (Глава V Федерального закона от 15.07.1996 г. № 114-ФЗ).
3 группа – направления деятельности по созданию условий для интеграции вынужденных мигрантов, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания, а также по содействию переселению и интеграции соотечественников, как за рубежом, так и на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 22 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В тоже время, изучение содержательной части Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации показало, что в целях «конструктивного взаимодействия» органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления и институтов гражданского общества вырабатываются конкретные направления миграционной политики, выраженные в 7 тематических блоках и в 54 разнонаправленных ориентирах. Так, 1 блок предусматривает направления в области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан; 2 блок определяет курсы государственных органов в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой; 3 блок закрепляет направления в области содействия развитию внутренней миграции населения Российской Федерации; 4 блок содержит мероприятия в области содействия образовательной миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности; 5 блок устанавливает направления в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов; 6 блок указывает на содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; 7 блок регламентирует деятельность компетентных органов в области противодействия незаконной миграции.
Однако, данная Концепция пока не используется в сфере управления миграционными процессами и законодательно положения, содержащиеся в ней, ни в одном нормативно-правовом акте не закреплены. По мнению большинства ученых, специалистов и практиков, в данном стратегическом документе мало уделено внимания «вопросам внутрироссийской миграции и характерен акцент сделан на стимулирующую иммиграционную политику как в отношении трудовой, так и учебной миграции».
Проведенное исследование позволяет констатировать о множественности нормативных актов, содержащие положения о направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, вследствие чего наблюдаются значительные разночтения в определении правовых оснований и порядка применения, а также установления основных субъектов осуществления миграционной политики с разграничением полномочий и компетенции. Это обстоятельство, а также необходимость придания конкретной структурированной формы еще раз обусловливают необходимость и принятия единого модельного закона.
Критический анализ действующего законодательства и практика его применения в данной сфере показал, что в связи с несовершенством и большим объемом законодательных актов, в Российской Федерации фактически отсутствует единая система миграционных органов, и как следствие, происходит дублирование компетенции на различных уровнях. Разграничение компетенции федеральных органов и органов государственной власти в субъектах зависят, на наш взгляд, только от формирования конкретных целей, задач и функций государственного управления, чего в настоящее время в российском праве не сделано. Наличие юридических факторов обосновывают необходимость в создания миграционных органов в системе исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Опираясь на результаты проведенного исследования в рамках данной проблематики, можно сделать вывод о том, что в теории миграционного права отсутствует определение и градация направлений деятельности, в связи с чем, научному сообществу предлагается разработать и унифицировать дефиницию «Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции», а также представить теоретико-методологическую концепцию по исследованию вопросов их формирования и реализации.
В целях оптимизации деятельности всех заинтересованных министерств, ведомств и служб по реализации государственных функций по регулированию миграционных процессов на территории России, необходимо: конкретизировать формы, способы и методы; устранить правовые коллизии и систематизировать нормативно-правовые акты; привести национальное законодательство в соответствии с международными требованиями; осуществить тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти и неправительственными организациями; внедрить положительный зарубежный опыт; обеспечить конституционные гарантии прав и свобод человека.
Источник: Суюнчалиева О.Т. «Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции»