Развитие семейного права Российской Федерации

Супруги – это люди, состоящие в браке между собой. В соответствии с действующим законодательством, права и обязанности супругов возникают на основании регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния. Однако, так было не всегда. До 1917 г. браки заключались в соответствии с религиозными нормами. С 1926 г. по 8 июня 1944 г. имели юридическую силу фактические брачные отношения. Они также порождали у участников супружеские права и обязанности.

Законодательство не содержит ответ на вопрос, что такое брак. Определения приводятся в теоретических работах по семейному праву. Следует отметить, что с понятием «брак» тесно связано понятие «семья», которое также не определено законодательно, но рассматривается в учебной литературе и монографических работах. Супруги, как правило, составляют основу семьи и их имущественные отношения влияют на имущественные отношения других членов семьи. В связи с этим при рассмотрении понятия «брак» целесообразно рассмотреть и понятие «семья».

При рассмотрении трансформации определений брака и семьи следует отметить следующее. Для XIX века было характерно следующее определение брака: брак являлся юридическим учреждением, состоящим из союза двух лиц разного пола, и этот союз должен был соответствовать определенным юридическим условиям и порождать известные гражданские последствия. Так, Г.Ф. Шершеневич указывает, что с точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме. Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения брака является договор, но возникшее брачное правоотношение нельзя приравнивать к гражданским обязательствам. По его мнению, брак преследует целью общение на всю жизнь и имеет нравственное, а не экономическое содержание, и поэтому является институтом особого рода. И.А. Загоровский определял брак как самое полное (физическое, нравственное, экономическое, юридическое, религиозное) общение между мужем и женой. И.А. Загаровский считал, что брак следует относить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода. К.П. Победоносцев давал следующее определение брака: «Брак в юридическом смысле есть соединение мужчины и женщины, освященное общественным сознанием, т.е. получившее юридический характер. Но недостаточно смотреть на брак с одной только юридической стороны: это был бы взгляд односторонний. Брак, без сомнения, заключается по договору: им возбуждается договорное, обязательное отношение, в котором и жена и муж взаимно принимают на себя обязанности; брачный союз производит и отношения по имуществу; но все эти отношения занимают второстепенное место. Сущность брака в условиях физической и душевной природы человека, а не юридическое только соединение двух воль». Д.И. Мейер определял брак, как союз двух лиц разного пола, основанный на чувстве любви, который имеет своим назначением – пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола. Французский юрист Жюллио де ла Морандьер определял брак, как заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи.

Все приведенные определения являлись чисто формальными, поскольку считалось, что определение брака не исчерпывается даже перечислением всех прав и обязанностей, вытекающих из брака. Кроме того, считалось, что в области права нет возможности дать полного определения браку, и что понятие брака устанавливается вне области права – в религии и нравственности. В то время религия устанавливала определенные правила относительно большинства социальных явлений, а в особенности брака, поскольку он составляет основу всего общественного быта. С точки зрения религии брак находился под покровительством божества; по православным представлениям – брак совершался с участием божества и являлся таинством. Что касается норм морали и нравственности, которые существовали в обществе, они также влияли на понимание брака. В соответствии с ними брак являлся союзом двух лиц разного пола, основанным на чувстве любви. Назначение брака восполнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола. Таким образом, брак определялся в светском праве в самом общем виде, значительное влияние оказывали нормы церковного права и нормы морали и нравственности общества. Это было связано с тем, что многие отношения, возникающие в браке, не могли быть урегулированы светским правом в силу невозможности установления санкций за их ненадлежащее исполнение; церковное право также в основном регулировало лишь ритуальную сторону заключения брака; нравственные же нормы регулировали основу брака – личные отношения супругов. Что касается понятия семьи, то Г.Ф. Шершеневич, приводя наиболее общее определение, указывал, что семья – это есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих. К.П. Победоносцев указывал, что слово семья напоминает, во-первых, о союзе, которым соединены супруги как между собою, так и с детьми своими. Во-вторых, об отношении, в котором находится глава дома ко всем членам дома и семьи, находя5 щимся у него в подчинении. Наконец, в третьих, указывает на целый круг лиц, соединенных связью общего происхождения. Все эти союзы входят один в другой.

После революции 1917 г. ученые, рассматривающие общетеоретические правовые вопросы семьи и брака, брали за основу работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Считалось, что в ней изложены исходные положения истории человеческого общества и в том числе, об истории происхождения и развития семьи. В связи с этим изложение основных положений этой работы отразит существовавшие теоретические представления о браке и семье с 1917 г. до 1991 г. В своей работе Ф. Энегельс начинает рассматривать происхождение семьи с момента, когда еще не было разделения труда на земледелие, промыслы, торговлю. Человек только начал отделяться от природы и присваивал себе готовые продукты, ничего не производя. Как таковых семейных отношений не было: каждая женщина одинаково принадлежала каждому мужчине, а каждый мужчина – каждой женщине. Это был так называемый племенной период, не было ни семьи, ни брака, а было племя как единственная и нераздельная ячейка первобытного общества.

О.С. Иоффе считал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. Но социальное содержание и правовые особенности брака исключали квалификацию его в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Брак, в отличие от сделки, не преследует своей целью создание для сторон прав и обязанностей. Целью вступления в брак, считал О.С. Иоффе, является желание получить государственное признание созданного союза. Основу такого союза составляют взаимная любовь и уважение, которые не могут быть урегулированы правовыми нормами. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках.

Среди определений брака и семьи, которые приводят авторы в настоящее время, выделим следующие. A.M. Нечаева определяет брак как союз женщины и мужчины, по идее заключенный пожизненно с целью создания семьи. Однако, она указывает, что данное определение может быть расширено путем установления отдельных особенностей брака. Например, обязательным условием для существования брака является заключение его на паритетных началах между лицами разного пола. Кроме того, она считает, что брак следует рассматривать как своеобразный символ, демонстрирующий открыто выраженное намерение создать семью со своим избранником (избранницей) и готовность государства принять эту семью под свою защиту. A.M. Нечаева подчеркивает, что брак заключается с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Эта цель не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Если цель не достигнута, то брак расторгается. Если же такой цели не было, то брак должен быть признан недействительным. Она определяет семью, как общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. Естественно, это только определение семьи с правовой точки зрения. Семья не является предметом правового регулирования. Государство регулирует с помощью норм семейного права лишь те отношения, которые существуют в семье, а также определяет условия, порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. Также A.M. Нечаева отмечает, что среди самых разнохарактерных по своим параметрам факторов, определяющих внутреннюю существенную связь явлений, от которых зависит прочность, полноценность семьи, можно выделить в качестве решающих, во-первых, подлинное равенство женщины и мужчины в семье, во-вторых, взаимную адаптацию супругов. Именно эти обстоятельства входят в число специфических закономерностей, обуславливающих будущее брака и семьи.

М.В. Антокольская рассматривает три определения брака: как договора, как таинства и как института особого рода. Если рассматривать брак, как гражданско-правовой договор, то в этом случае правовому регулированию поддаются только лишь те стороны брака, которые касаются общегражданских прав и обязанностей, и не могут быть урегулированы нормами права личные отношения между супругами. Как таинство брак понимается в религии и рассматривался в церковном праве. Религия включает в орбиту брачных отношений не только правовые отношения, но и отношения морально-этические, религиозные, духовные, и, в том числе, физиологические, что не характерно для правового понятия брака. Институтом особого рода брак становится тогда, когда появляются теории о необходимости соответствия брака нравственной природе человека, нормам морали. Сторонники этой теории считали необходимым регулировать все брачные отношения правовыми нормами. Они считали, что договор – это нечто временное и имеющее определенную цель, а брак – пожизненен и прекращается лишь смертью сторон. Из рассмотрения этих теорий М.В. Антокольская делает вывод, что в настоящее время брак – это гражданско-правовой договор. «В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, – это гражданскоправовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение или даже как средство достижения определенных выгод, – все это лежит за границами права. Этическая оценка своего брака – сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представле8 ний. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности».

Семья в РФ является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение уровня жизни семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функции, повышение уровня жизни семей. В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного федерального закона «Об охране семьи», что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи.

Источник:

  • Муляр Е.Н. Трансформация понятий «брак» и «семья» в процессе развития семейного права Российской Федерации // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 2. – С. 35.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике