Формирование правового государства предполагает доминирование принципа законности и невозможно без эффективной борьбы с преступностью на основе оптимального использования данных естественных и технических наук в деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений. Основной формой привлечения этих данных в процесс доказывания по уголовным делам является производство экспертизы, которая дает возможность внедрять в судопроизводство современные достижения науки и техники, являясь средством научного объяснения устанавливаемых фактов и обстоятельств. Использование выводов эксперта в расследовании преступлений в значительной степени позволяет объективизировать сам процесс расследования, повышает надежность доказательственной базы, обеспечивая установление объективной истины.
Интересы практики настоятельно требуют привлекать на службу правосудию современные достижения науки посредством использования специальных знаний при производстве судебных экспертиз. Поэтому постоянно возрастают требования к эффективности работы органов дознания, следствия, судов. Этому будет способствовать и всестороннее ознакомление курсантов, студентов, слушателей с организацией назначения экспертиз, их производства и использования результатов в расследовании.
Настоящее пособие призвано оказать помощь в углублении знаний при изучении спецкурса «Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений» и построено в соответствии с программой спецкурса.
Раздел 1 учебного пособия («Организация деятельности следователя при назначении криминалистических экспертиз и использования их результатов в процессе расследования преступлений») посвящен рассмотрению общих положений назначения и проведения судебной экспертизы; вопросам подготовки материалов для проведения экспертизы; оценке заключения эксперта следователем и использованию выводов в расследовании; взаимодействию следователя и эксперта при назначении, проведении и использовании результатов экспертизы в расследовании.
В последующих разделах освещаются вопросы организации назначения различных видов экспертиз: следов человека; орудий совершения преступлений; следов функциональной деятельности человека; материалов, веществ, изделий.
В пособии выдержан единый принцип изложения материала. В каждом подразделе рассматриваются организационные вопросы назначения соответствующих видов экспертиз согласно типовой структуре, которую можно представить в виде следующего алгоритма:
краткая общая характеристика экспертизы данного вида — задачи экспертизы – объекты экспертизы — вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы – материалы, необходимые для проведения экспертизы – особенности подготовки материалов для проведения экспертизы данного вида.
Вопросы, подлежащие разрешению при производстве отдельных видов экспертиз (баллистическая, взрывотехническая) рассматриваются, исходя из типовых следственных ситуаций.
В пособии изложены теоретические предпосылки и основы организации назначения, проведения, оценки экспертиз и использования заключения эксперта при расследовании преступлений. Большое внимание уделено особенностям подготовки материалов при назначении экспертиз.
Изучение курса «Организация назначения криминалистических экспертиз» имеет своей целью приобретение будущим юристом знаний, необходимых в практической деятельности по подготовке материалов для проведения криминалистических экспертиз и для использования их результатов в расследовании преступлений.
В процессе обучения курсанты, студенты, слушатели должны не только усвоить порядок сбора и подготовки материалов при назначении экспертиз, но и осознать закономерности отображения отдельных обстоятельств события преступления в материальной среде, возможности их надлежащей фиксации с целью последующего криминалистического исследования и использования в раскрытии и расследовании преступлений.
Построение курса осуществлено с учетом современных представлений науки криминалистики и практических возможностей криминалистической экспертизы, исходя из принципов профессиональной направленности.
В ходе семинарских и практических занятий предусмотрено использование активных методов обучения: решение практических задач, анализ проблемных ситуаций, учебно-деловые игры.
Информационный объем курса составляет анализ концепций, предмета и задач криминалистической экспертизы. Изучаются основные организационные моменты в деятельности лица, производящего расследование, при необходимости назначения отдельных видов криминалистических экспертиз. Обращается внимание обучающихся на особенности подготовки материалов в зависимости от конкретного вида экспертизы. Рекомендуются алгоритмы действий следователя в проблемных ситуациях.
Освоение курса «Организация назначения криминалистических экспертиз» предусматривает достижения такого квалификационного уровня подготовки, в соответствии с которым курсант, студент, слушатель должен знать следующее:
- На ознакомительно-ориентационном уровне:
- сущность и функции деятельности следователя при организации назначения криминалистической экспертизы;
- основные концепции проведения экспертизы;
- методы сбора и подготовки материалов для производства экспертизы;
- принципиальную методику производства криминалистической экспертизы;
- правовую основу назначения и проведения экспертизы.
- На понятийно-аналитическом уровне:
- сущность и содержание судебной экспертизы;
- характеристику криминалистической экспертизы как специфичный вид судебной экспертизы;
- исторический аспект становления и развития криминалистической экспертизы;
- роль криминалистической экспертизы в построении доказательственной базы;
- сущность взаимодействия следователя и эксперта;
- значение конкретных выводов эксперта в определении направления расследования.
- На продуктивно-синтетическом уровне:
- механизм образования криминалистически значимой информации как объекта последующего экспертного исследования;
- моделирование деятельности следователя при обнаружении вещественных доказательств и
- различных следов, которые могут быть представлены на экспертное исследование;
- порядок процессуального оформления объектов экспертного исследования;
- критерии и способы оценки следователем выводов эксперта.
В результате приобретенных знаний курсанты, студенты, слушатели обязаны уметь следующее:
- На предметно-практическом уровне:
- осуществлять выявление, фиксацию, изъятие следов и вещественных доказательств – объектов криминалистической экспертизы;
- проводить подготовку объектов для экспертного исследования;
- отбирать образцы для проведения идентификационных экспертиз;
- выносить постановления о назначении криминалистических экспертиз.
- На предметно-умственном уровне:
- анализировать изъятые следы и вещественные доказательства в целях определения возможности и необходимости проведения их криминалистического исследования;
- определять экспертные учреждения, в которых имеется возможность проведения конкретных экспертиз;
- конкретизировать вопросы, подлежащие экспертному разрешению;
- проводить оценку выводов эксперта и определять механизм их использования в расследовании преступлений;
- устанавливать связь выводов эксперта с отдельными обстоятельствами события преступления.
Программа курса «Организация назначения криминалистических экспертиз» разработана в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях и структурой содержания учебного курса, рекомендованного МОН Украины согласно Болонской декларации. Настоящее учебное пособие, по мнению автора, может быть полезным при изучении спецкурса «Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений», а также при осуществлении профессиональных функций работниками органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, суда.
Источник: предисловие из учебного пособия
Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.