Право государственной собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность природных ресурсов народу Украины в лице избранного им представительного органа государственной власти, устанавливают порядок приобретения, использования и отчуждения объектов государственной собственности.

Особенностью государственной собственности на природные ресурсы является то, что в этом случае она выступает в виде собственности народа Украины (ст.ст. 9, 10 Закона Украины «О собственности», ст. 324 ГК Украины). Это означает, что на природные ресурсы, провозглашенные собственностью народа, у государства есть лишь компетенция по управлению этими ресурсами в общенародных интересах. От имени Украинского народа органы государственной власти лишь осуществляют права собственника. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом.

Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсы – это особая форма государственной собственности, которая характеризует принадлежность природных ресурсов и иных природных благ народу Украины в целом.

Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права коммунальной и частной собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут находиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые основания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит всеобъемлющий характер, так как, будучи одновременно политическим органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осуществляться. Таким образом, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и границы их осуществления.

Закон не дает прямого определения объектов права государственной собственности на природные ресурсы, тем не менее, анализ экологического законодательства позволяет отнести к этим объектам все природные ресурсы, кроме тех, что находятся в коммунальной или частной собственности.

Объектом права государственной собственности на землю выступают все земли Украины, за исключением тех, которые находятся в коммунальной или частной собственности. Исключительно в государственной собственности находятся земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны, кроме земель под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, которые имеют национальное и общегосударственное значения, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.

Объектом права государственной собственности на недра выступает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторождения полезных ископаемых, техногенные месторождения полезных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается одна от другой целевым назначением, порядком создания и месторасположением, но для всех их установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным правом собственности народа Украины, которое означает, что недра находятся исключительно в собственности государства, а всем иным лицам предоставляются только в пользование.

Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (водные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря и другие внутренние воды Украины), которые не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины.

Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть индивидуализированы, т.е. на водные объекты. Не являются объектом права собственности воды, которые находятся в атмосфере, грунте, воды живых тканей, так как они не подлежат индивидуализации. Перестает быть объектом природы и соответственно объектом права собственности вещество «вода», отделенное от природной среды. Например, вода, отделенная от водного объекта, и поступившая в водопровод, резервуары, в другие емкости, превращается в товар, включается в гражданско-правовой оборот и соответственно регулируется нормами гражданского законодательства.

Водный объект не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связан конкретный водный источник, водохранилище, так как земля является самостоятельным объектом права собственности.

Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории Украины, которые не переданы в коммунальную или частную собственность. Действующее лесное законодательство определяет леса как тип природных комплексов, в котором доминируют древесная и кустарниковая растительность, с соответствующей почвой, травяной растительностью, животным миром, микроорганизмами и другими природными компонентами, которые в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду (ст.1 ЛК Украины). Такое определение, на наш взгляд, является не совсем корректным для лесов как объекта права собственности, так как земля, животный мир и растительность выступают самостоятельными объектами права собственности на природные ресурсы.

К объектам права государственной собственности на леса следует относить лесные участки, в том числе защитные насаждения линейного типа, площадью не меньше 0,1 гектара, на которых растут деревья и кустарники, а также техническое и лечебное сырье, корма, пищевые и другие продукты леса. Не являются объектами права собственности на леса зеленые насаждения в пределах населенных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарники, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, а также на приусадебных, дачных и садовых участках.

Самостоятельным объектом права государственной собственности выступает растительный мир, а именно дикорастущие сосудистые растения, мохоподобные, водоросли, лишайники, грибы, а также их группировки и место расположения.

В государственной собственности могут находиться и объекты животного мира. Это исключительно дикие млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и др. животные во всем их видовом и популяционном разнообразии и на всех стадиях развития, которые находятся в состоянии естественной свободы, содержатся в неволе или полувольном состоянии, части диких животных (рога, кожа и т.п.), продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.п.).

Объектами права собственности указанные объекты животного мира выступают тогда, когда они постоянно или временно населяют территорию Украины или относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Домашние и сельскохозяйственные животные не являются объектами права собственности на животный мир.

Право собственности государства возникает по различным правовым основаниям. Такими основаниями выступают изъятие природных ресурсов для общественных нужд, по мотивам общественной необходимости и конфискация природных ресурсов, как принудительное изъятие в пользу государства.

Перечень общественных нужд четко определен законодательно в отличие от общественной необходимости. К общественным нуждам относятся принудительный выкуп под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления, под здания, сооружения и другие производственные объекты государственной и коммунальной собственности; под объекты природно-заповедного и природоохранного назначения; обороны и национальной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередач, аэропортов, нефтегазовых терминалов, электростанций и т.д.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения.

Общественная необходимость возникает только в случае введения военного или чрезвычайного положения и по своей сути выступает форс-мажорным обстоятельством отчуждения в пользу государства.

Конфискация представляет собой бесплатное изъятие государством природных ресурсов в виде санкции за правонарушение.

Например, конфискации в пользу государства подлежат дикие животные в случае жестокого обращения с ними иных собственников (ст. 29 Закона Украины «О животном мире»).

Право государственной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основании гражданско-правовой сделки (дарение, купля-продажа, обмен, наследование).

Право собственности на природные ресурсы возникает с момента нотариального удостоверения сделки и ее государственной регистрации по месту нахождения объекта собственности.

Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы возможно лишь в случаях добровольной передачи их в коммунальную или частную собственность. Т.е. право государственной собственности не может быть прекращено по каким-либо принудительным основаниям без добровольного согласия собственника. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, которые представляют особую природоохранную, научную и эстетичную ценность. К ним принадлежат животные, занесенные в Красную книгу Украины; особо ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами и др.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике