Право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение

На основании предписаний, содержащихся в п. «е» ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» право граждан на получение экологической информации рассматривается, как «свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды (экологическая информация) и свободное получение, использование, распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законом». Это право регламентируется Конституцией Украины; законами Украины «Об информации», «О государственной тайне», «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине» и другими, а также ратифицированной Украиной в 1999 году Орхусской конвенцией «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Экологическая информация – открытые, полные, достоверные, доступные и своевременные сведения в письменной, аудиовизуальной, электронной или другой материальной форме о: состоянии окружающей природной среды либо ее объектов; биологическом разнообразии и его компонентах, включая генетически видоизмененные организмы и их взаимодействие с объектами окружающей природной среды; источниках, факторах, материалах, веществах, продукции, энергии, физических факторах (шуме, вибрации, электромагнитном излучении, радиации), которые воздействуют или могут воздействовать на состояние окружающей природной среды; угрозе возникновения и причинах чрезвычайных экологических ситуаций, результатах ликвидации этих явлений, рекомендациях относительно мер, направленных на уменьшение их отрицательного воздействия на природные объекты и здоровье людей; экологических прогнозах, планах и программах, мерах, в том числе административных, государственной экологической политике, законодательстве об охране окружающей природной среды; расходах, связанных с осуществлением природоохранительных мер за счет фондов охраны окружающей природной среды, других источников финансирования, экономическом анализе, проведенном в процессе принятия решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.

Полная информация – информация, являющаяся исчерпывающей и в ней в полной мере отображены реальные факты. Достоверная – отвечающая объективным данным о существующем состоянии окружающей среды и здоровья людей, а также иным показателям. Сроки получения информации предусмотрены в законах Украины «Об информации» и «Об обращении граждан». Порядок ее предоставления регламентируется непосредственно Положением о порядке предоставления экологической информации, утвержденным приказом Минприроды от 18.12.2003 г. Экологическая информация предоставляется в сроки, определенные в Законе Украины «Об информации», но не позднее одного месяца после подачи запроса, если только объемы и сложность сбора запрашиваемой информации не оправдывают продления этого срока до двух месяцев после подачи запроса. В случае необходимости продления сроков заинтересованное лицо должно быть оповещено не позднее десяти дней с момента поступления запроса (п. 3.5).

Особой регламентации подлежит информация об объектах, представляющих повышенную опасность, а также объектах, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей природной среды.

Гражданам предоставлено право обращаться за получением экологической информации, как к государственным органам, так и к субъектам хозяйственной деятельности, прежде всего, к Министерству охраны окружающей природной среды Украины, которое осуществляет в пределах своих полномочий экологическое информационное обеспечение. Министерство готовит вместе с другими органами исполнительной власти и подает в установленном порядке Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды.

Общим условием получения экологической информации является ее открытый характер. В соответствии со ст. 28 Закона Украины «Об информации» информация по режиму доступности делится на открытую и с ограниченным доступом (конфиденциальную и тайную). Информация о состоянии окружающей природной среды, качестве продуктов и предметов быта; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях, которые произошли или могут произойти или угрожают безопасности граждан, не относится к конфиденциальной. Некоторая информация экологического характера, которая находится в ведении субъектов хозяйственной деятельности, может быть признана как коммерческая.

Соответственно с Законом Украины «Об информации», Приказом Главного Государственного ревизионного комитета Украины состав и объем сведений, которые составляют коммерческую тайну, порядок ее защиты определяется руководителем предприятия в приказе. В любом случае приказ не может заменять положения законодательства.

В соответствии с положениями Орхусской конвенции каждый имеет право на доступ к информации, а на государственную власть возлагаются обязанности ее сбора, распространения и предоставления. Особого внимания заслуживают такие принципы, как полнота учета экологических соображений при принятии решений на правительственном уровне и вытекающая из этого необходимость, чтобы государственные органы располагали точной, всеобъемлющей и новейшей экологической информацией; доступность и эффективность судебных механизмов; повышение открытости и большего участия общественности в процессе принятии решений о преднамеренном выпуске генноинженерно-модифированных организмов в окружающую среду. В Конвенции определяются цели, понятия, общие положения. В ней устанавливаются порядок доступа к экологической информации и ограничения на него (ст. 4), правила сбора и распространения (ст. 50), решаются вопросы урегулирования споров. Для реализации положений Орхусской конвенции в настоящее время ЕС готовит ряд решений и нормативных документов, в случае принятия которых в законодательство об экологической информации входящих в него государств будут внесены важные и масштабные изменения.

Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена ответственность за: нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, а также об источниках загрязнения, в сокрытии случаев аварийного загрязнения окружающей среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения (пп. «а», «л» ч. 2 ст. 68).

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике