Меню Закрыть

Уголовно-правовой механизм борьбы с коррупцией

Современный этап борьбы с коррупцией требует не только четкого ее определения, что уже сделано в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», но и эффективного набора средств противодействия. Одним из таких средств является механизм совершенствования уголовного закона для его результативного применения.

Противодействие коррупции – это деятельность органов власти по предупреждению коррупции, выявлению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, противодействие коррупции представлено:

  • средствами и методами профилактики;
  • средствами и методами борьбы;
  • средствами и методами ликвидации последствий.

Как известно, метод уголовно-правового регулирования – это совокупность правовых средств и способов воздействия на общественные отношения, с помощью которых обеспечивается решение задач уголовного права. Механизм уголовно-правового регулирования протекает по схеме: общественное отношение – норма уголовного закона – уголовно-правовое отношение – уголовная ответственность. Средства уголовного закона относятся ко второй выделенной ФЗ «О противодействии коррупции» группе — к средствам и методам раскрытия и расследования коррупционных правонарушений, то есть к средствам борьбы с коррупцией. Охранительные уголовно-правовые отношения возникают вследствие применения санкций уголовно-правовых норм. С учетом же смысла норм ч. 2 ст. 24, ст. 33, 45, 52 Конституции РФ противодействие коррупции можно представить как систему правовых средств и методов, опирающуюся на конституционно-правовой статус личности, который в демократическом обществе обеспечивается закреплением в законодательстве адекватных форм и оснований ответственности должностных лиц и соответствующего им процессуального порядка привлечения к ответственности.

В виду этого уголовно-правовой механизм противодействия коррупции – это система средств, состоящая из мер совершенствования норм уголовного закона, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества или государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Наша задача состоит в выявлении именно тех норм уголовного закона, которые закрепляют составы преступлений, соответствующие признакам коррупции, дабы четко установить виды уголовно-правовых средств борьбы с ней.

В научный оборот уже введены понятия «коррупционные правонарушения», «коррупционные преступления», которыми оперирует ФЗ «О противодействии коррупции» и имеющиеся комментарии к нему. Относительно верной является позиция, по которой отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере являются следующие: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности нормами позитивного законодательства. Но под данные признаки подпадают только такие преступления как взяточничество и коммерческий подкуп.

В доктрине уголовного права существуют такие точки зрения, что коррупционные преступления – это деяния, совершаемые против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления должностным лицом с использованием им своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности. То есть по сути они остаются в рамках должностных преступлений. Однако коррупция является многогранным явлением в современной действительности, к сожалению, присутствующем и в частной сфере. В ее структуре выявляются и экономические, и политические, и спортивные интересы, и интересы правосудия. В преамбуле Конвенции ООН против коррупции 2003 г. достаточно четко указаны сферы ее проявления (в том числе сфера политики, экономики), а также то, что необходим всеобъемлющий подход для эффективного предупреждения коррупции и успешной борьбы с ней.

В России на протяжении последних десятилетий наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных проявлений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Однако намного важнее данного факта то, что государственной властью было признано, что коррупция является главным тормозом экономического развития государства, а борьба против данного явления стала главным национальным приоритетом.

В виду этих обстоятельств, следует рассмотреть на предмет совершенствования нормы уголовного закона, которые фиксируют составы коррупционных преступлений, уточнив их признаки в соответствии с понятием «коррупция». Корректировке подлежат признаки субъекта (включение государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами в число субъектов преступления), субъективной стороны (уточнение понятия «коррупционный мотив»). Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о юридических лицах как субъектах уголовной ответственности за коррупцию.

Нельзя без внимания оставлять и вопросы усиления уголовной репрессии, а именно назначения наказаний коррупционерам, соответствующим характеру и степени тяжести совершенных преступлений. Дабы у судей была такая возможность, требуют совершенствования и конкретные санкции статей, закрепляющих коррупционные преступления, а именно расширение применения дополнительных видов наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) в отношении должностных лиц, других субъектов коррупции, разработка новых видов наказания для юридических лиц.

Источник: Бугаевская Н.В. «Уголовно-правовой механизм борьбы с коррупцией»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *