В случае нарушения российскими банками и иными кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральный Банк РФ (Банк России) имеет право применять меры, установленные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, он вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В 2005 году за нарушение закона о противодействии легализации 14 банков лишились лицензии (в 2004 году таких банков было только два). В 2006 году было отозвано более 50 лицензий.
Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая сформулирована как «неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля».
Данное правонарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством РФ; на юридических лиц – от пятисот до пяти тысяч МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данная мера применяется в ряде случаев, предусмотренных законом, в том числе в случае совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно закону срок административного приостановления деятельности может составлять до девяноста суток. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности по делу о нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должен быть решен вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания, а также вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, была установлена УК РФ 1996 г. Первоначально ст. 174 УК РФ предусматривала ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем. То есть уголовная ответственность наступала за совершение финансовых операций и сделок с деньгами и имуществом, полученными не только в результате совершения преступления, т.е. виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом, но и в результате административного правонарушения: неосновательного обогащения, самовольной постройки и т.п.
Данное положение подвергалось острой критике в юридической литературе, так как под понятие «незаконным» подпадали не только преступления, но и любые другие действия, признаваемые незаконными. Уголовно-правовая статистика первоначального применения ст. 174 УК РФ показывала, что более 2/3 от общего числа выявленных фактов легализации касались отмывания доходов, полученных не преступным, а каким-либо другим незаконным путем (в результате совершения административных правонарушений и т.п.).
После вступления в действие Закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в статью 174 УК РФ были внесены изменения. Кроме того, была введена новая статья 174-1 УК РФ.
Новая редакция ч. 1 ст. 174 УК РФ определяет легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199-1 и 199-2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».
Статья 174-1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») была выделена по субъекту первоначального преступления и сформулирована следующим образом: «Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199-1 и 199-2 настоящего Кодекса), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности».
Кроме того, Пленумы Верховных Судов России и Украины приняли постановления по делам о легализации, где даны рекомендации по многим спорным вопросам квалификации.
Источник: глава из монографии
Беницкий А.С., Розовский Б.Г., Якимов О.Ю. Ответственность за легализацию преступно приобретенных доходов в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации: Монография / МВД Украины, Ин-т экон.-пр. исл. НАН Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2008. – 496 с. – Библиогр.: С. 463-492.