Меню Закрыть

Понятие окончания досудебного следствия. Формы окончания досудебного следствия

Исторический омыт накопил богатый материал по правовому регулированию предварительного расследования преступлений. Изучение этого материала представляет значительный интерес дня уяснения понятия рассматриваемого института уголовного судопроизводства.

В литературе отмечается, что в нынешних условиях интернационализации преступности при исследовании проблем национальной уголовной юстиции нельзя игнорировать изучение общих судебных систем современного мира — англосаксонской и континентальной, ибо в развитии уголовного процесса любой страны мира могут наблюдаться две тенденции: отклонение от первоначальной модели или возвращение к ней.

В этой связи актуально изучение основ древнеримского права, оказавшего сильное влияние на уголовный процесс континентальной Европы, а также узловых моментов основных этапов развития указанного правового института Украины в контексте соответствующих форм процесса и современного состояния европейского судопроизводства.

Как известно, уголовное судопроизводство стран Европы сложилось под значительным влиянием римского процесса, но не в древнем его периоде, когда оно имело резко очерченный частно-исковый характер, а в классическую его эпоху, в которую прежние начала народного участия в суде и широкого признания личной деятельности сторон получили гармоническое сочетание с публичным началом, что «…имело в результате блестящую процессуальную систему, достойную величия Рима и до сих пор заслуживающую удивления».

Классический римский уголовный процесс распадался на досудебное (предварительное) производство у претора и окончательное производство в суде. Деятельными органами в том и другом производстве были стороны, но первое происходило в отсутствие присяжных судей и направлялось к организации сторон, собиранию доказательств, формулированию обвинения в принятию его претором. Обвинителю, подавшему просьбу претору и нуждавшемуся в собирании доказательств, назначался определенный срок, по истечении которого он являлся к претору и в присутствии вызванного для этого обвиняемого формулировал со всею точностью свое обвинение. Обвиняемый допрашивался претором или его помощниками по всем пунктам обвинения. Допрос фиксировался в протоколе с указанием сущности обвинения, который подписывал обвинитель. Этот этап досудебного производства характеризовался тем, что, вслед за указанными действиями претор объявлял о принятии обвинения против определенного лица, которое с этого момента становилось подсудимым, что сопровождалось разными ограничениями.

Обобщение исторически существовавших и существующих черт европейского уголовного процесса позволяет согласиться с утверждением М.А. Чельцова-Бебутова, что досудебное производство «…наиболее рельефно отражает в себе тип процесса, выполняя задание, соответствующее цели уголовного права, как ее рисует законодатель», что, на наш взгляд, характерно и для этапа, связанного с окончанием расследования.

Так, окончание досудебного производства розыскной (инквизиционной) формы получило свое развитие под непосредственным влиянием канонического инквизиционного процесса.

Западная христианская церковь, унаследовав порядок окончания досудебного производства от римского права, создала такую форму уголовного преследования, которая исключала какую-либо ответственность обвинителя.

Для досудебного производства канонического уголовного процесса и, соответственно, этапа его окончания было характерно отсутствие сторон, разделение функций обвинения и защиты: в одном лице сочетался судья, обвинитель и следователь. Представители государства — следователи и судьи -наделены односторонними властными полномочиями, а обвиняемый является лишь бесправным объектом их деятельности.

Канонический инквизиционный процесс, насаждая публичное начало процесса, постепенно создал такое производство, в котором существовало особое должностное лицо, по долгу службы наблюдавшее за ходом следствия и его окончанием и дававшее предложения суду (прообраз нынешнего прокурора). Таков был фискал, встречающийся в испанском инквизиционном процессе уже в XV веке и совершенно вытеснивший частного обвинителя. Это имело важное историческое значение в развитии европейского публичного уголовного процесса.

Представляется, что канонический процесс весьма важен и с точки зрения внесения в механизм принятия решения об окончании досудебного производства изменений, касающихся оценки системы судебных доказательств и их источников (признания обвиняемого, свидетельских показаний, письменных и вещественных доказательств). С другой стороны, эта форма процесса всецело устраняла состязательность досудебного производства, делала его розыскным, письменным, негласным, исключала участие народа.

На наш взгляд, при таких характерных чертах досудебного производства нет и не может быть независимого суда, т.к. это нарушило бы иерархическую пирамиду власти; нет и не может быть подлинной гласности, поскольку это привело бы к нарушению бюрократической тайны. Цель такой формы процесса — выяснить до суда и для суда не только все детали совершенного преступления, но и личность преступника. При этом обвиняемому отводится роль «объекта процесса, вещи», что исключает какие-либо демократичные начала этапа окончания досудебного производства.

Такой подход к построению уголовного процесса совершенно неприемлем для Украины, закладывающей основы демократического, правового государства с гарантией широких прав и свобод граждан. Новый Основной Закон страны, возводя общегуманный принцип презумпции невиновности в ранг конституционного (ст. 62), гарантирует не только право обвиняемому на защиту (ст. 63), но и независимость и неприкосновенность суда (ст. 126). Такие конституционные юридические конструкции исключают развитие современного отечественного уголовного судопроизводства в сторону усиления его инквизиционных (розыскных) начал.

В противоположность розыскному, для состязательной формы уголовного процесса традиционно такое построение, при котором все досудебное производство основано на споре между обвинителем и обвиняемым, обладающими равными юридическими возможностями. Эта форма характерна для англосаксонского уголовного процесса — например, Великобритании (Англия, Уэльс) и США. Ее главное свойство — «…наличие прав у обвиняемого, который считается не объектом, а субъектом процесса и может состязаться с обвинителем перед лицом независимого суда».

Расследование преступлений производится в форме полицейской или прокурорской деятельности (внесудебная форма расследования) и в порядке предварительного производства в суде (судебная форма расследования).

Например, в США преданию суду (это прерогатива Большого жюри по наиболее серьезным преступлениям и магистрата по большинству уголовных дел) предшествует возбуждение уголовного преследования прокурором (атторнеем). Это решение он принимает на основе материалов расследования, проведенного полицией и иными органами расследования, в том числе и следователями атторнейской службы. Вместе с выводами, основанными на материалах расследования, в атторнейскую службу для неформального утверждения представляется заявление о выдаче ордера на арест или обыск. Обвинительный акт документально оформляется, утверждается обвинителем и официально предъявляется обвиняемому после вынесения постановления о предании суду.

В англосаксонском уголовном судопроизводстве принято элементарное отрицание обязанности должностных лиц, завершающих досудебное производство, знакомить обвиняемого и других участников процесса со всеми материалами уголовного дела, что свидетельствует, как это будет показано ниже, о своеобразном понимании принципа состязательности на этапе окончания досудебного производства.

Такое построение процесса, по нашему мнению, обуславливает взгляд на досудебное производство именно как на процедуру, гарантирующую заподозренного гражданина от необоснованного предания суду, — здесь только закрепляются необходимые для предания суду обвинительные доказательства.

Однако в чистом виде состязательная форма процесса ни в одной из стран мира не существует, так как главное место в институте досудебного производства англосаксонской правовой системы значительную играет тайная деятельность полиции и других органов расследования (например, ФБР в США), вносящих во внесудебную деятельность элементы розыскной формы.

Для смешанной формы уголовного процесса характерно его четкое разграничение на две части: досудебное (предварительное) производство и окончательное (судебное разбирательство) производство, которое заканчивается принятием решения по существу (приговором). Эта форма получила признание в континентальной Европе после принятия во Франции в 1808 году Уголовно-процессуального кодекса.

Для смешанной формы типично, что досудебное расследование имеет ярко выраженную розыскную форму, а судебные стадии, и особенно судебное разбирательство, проводятся в состязательной форме. При этом главная, решающая роль в уголовном процессе фактически и по действующему законодательству отводится стадии судебного разбирательства.

По УПК Франции предварительное расследование осуществляется в двух формах: досудебной (полицейское дознание) и судебной (досудебное следствие), осуществляемых следственным судьей в случаях прямого указания закона или в зависимости от усмотрения прокурора Республики.

Для окончания досудебного следствия характерно освобождение лица, его завершающего, от обязанности знакомить обвиняемого и его защитника, а также других заинтересованных участников процесса со всеми материалами дела. При этом обвиняемый лишен права заявлять ходатайство о дополнении следствия. Существенно ограничены в этом плане и права его защитника.

После окончания досудебного следствия следственный судья выносит постановление, в котором формулируется окончательное обвинение, после чего материалы дела направляются прокурору Франции. Об указанных действиях следственный судья обязан уведомить защитника или представителя обвиняемого, а также потерпевшего или его представителя в течение 24 часов.

Бесспорно, что наиболее прогрессивным в условиях построения демократического государства, где граждане в той или иной форме участвуют в государственном управлении и пользуются широкими гражданскими правами, является состязательный уголовный процесс. Однако уголовный процесс, являясь составной частью государственной и правовой системы любой страны, находится в прямой зависимости от ее политического режима и государственного строя.

В государствах, политический режим которых представляет собой сочетание элементов деспотизма (бюрократии) и демократии, предопределено существование уголовного процесса как на розыскных, так и на состязательных началах (смешанная модель процесса). На это указывают результаты исследования западными учеными идеи разработки синтетической европейской модели правосудия, пригодной для многих стран мира. Как известно, проблемы ее создания актуализированы интернационализацией преступности и объективной необходимостью совместных усилий для борьбы с ней всех членов мирового сообщества.

Украинский уголовный процесс на протяжении 70-летнего советского периода характеризовался чрезмерной зависимостью от политической власти, связанной с пренебрежением к праву, которое, кроме того, не предусматривало эффективных законных средств зашиты от произвола представителей власти, традиционным соединением административных и судебных методов деятельности государства, отсутствием подготовленных, независимых и достойных своего предназначения кадров судей, игнорированием гуманистических начал в административной и судебной областях.

Эти исторические особенности и традиции украинского менталитета, находясь в прямой и обратной связи, обусловлены и многолетним существованием бюрократической системы государственной власти, пустившей глубокие корни во всех областях общественной и государственной жизни. Эта система создала свои прочные традиции в украинском обществе, ставшие реакционной силой, приобрела значительную устойчивость и способность к саморегулированию в условиях зарождающихся демократических основ государства.

Не случайно и вполне справедливо в литературе отмечается, что в таких условиях проведения судебно-правовой реформы крайне важно создавать жизненно эффективные правовые конструкции, которые, с одной стороны, отвечают международным демократическим принципам права, а с другой — учитывают культуру и историю Украины.

Представляется, что смешанная форма нашей национальной уголовно-процессуальной системы объективно соответствует политическому режиму и государственному строю современной Украины, в которой только закладываются демократические начала. Это, по существу, признают и авторы проекта Концепции правовой реформы в Украине.

Более того, такой вывод подтверждает и краткий ретроспективный анализ развития института окончания досудебного следствия страны.

Уголовное судопроизводство Украины исторически связано с русским и советским уголовным процессом, периоды развития которых соответствуют основным этапам развития дореволюционной России и СССР.

Источник – глава из монографии:

Гришин Ю.А. Окончание досудебного следствия с составлением обвинительного заключения: проблемы и пути реформирования: , Монография. – Луганск: РИО ЛИВД, 1999. – 252 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *