Американская модель федерализма – сложное и противоречивое явление, находящееся в постоянном развитии. Сложившееся разграничение предметов ведения закрепляло за штатами полномочия по регулированию жилищных отношений. В частности, штаты занимались вопросами аренды жилья, обязательных для жилых помещений санитарных и инфраструктурных условий, а также стимулированием жилищного строительства. Однако, с 30-х годов XX века отмечается рост федерального регулирование жилищной сферы. Как указывает Н.А. Крашениникова, процесс централизации «по вертикали», перетекания полномочий от штатов к центру являлся общей тенденцией федеральных отношений в период «Нового курса» Рузвельта, в условиях концентрации средств для выхода из Великой депрессии, осуществления федеральных экономических и социальных программ, значительного усиления власти президента, роста числа многочисленных федеральных регулирующих ведомств.
До конца 30-х годов федеральное влияние на жилищные отношения оказывалось через независимые агентства и правительственные корпорации. Так, в 1932 году Законом о банке кредитования жилья были созданы: Федеральный совет банков кредитования жилья и двенадцать региональных федеральных банков кредитования жилья. Исследователи американского федерализма утверждают, что в период осуществления администрацией Теодора Рузвельта политики «нового курса» (30-е годы XX века), доктрина дуалистического федерализма уступает место доктрине кооперативного федерализма. В рамках кооперативного федерализма агентства федерации и штатов сотрудничают для реализации совместных проектов, а не выполняют их отдельно, конкурируя друг с другом. Этап кооперативного федерализма в жилищной сфере наступил, примерно, на пять лет позже. На протяжении 30-х годов вертикальные отношения имели дуалистический характер: агентства и корпорации действовали параллельно друг с другом, а иногда даже конкурировали; федеральное вторжение в жилищный сектор происходило за счет замены законодательства штатов, а не за счет интеграции с ним.
Федеральные отношения в жилищной сфере приобретают кооперативный характер после принятия в 1937 году Закона о жилье (так называемый закон Вагнера). Согласно названному закону, создавалась система местных агентств общественного жилья, которые при поддержке Жилищного управления США администрировали жилищные программы финансирования строительства доступного жилья. Статус агентства общественного жилья мог быть присвоен любому органу штата или муниципалитета, уполномоченному на строительство жилого помещения с низкой арендной платой или ликвидацию деградирующего района (п. 11 Секции 2 Закона).
Между муниципалитетами и действовавшими в качестве федеральных агентов жилищными управлениями возникали споры о составе вопросов, подлежащих обязательному согласованию. К середине века жилищные органы значительно уменьшили ограничения, введенные законодательством штата. Например, в 1950 году Верховный суд штата Калифорния признал, что Жилищное управление г. Эврика имело право самостоятельно определять место строительства жилого дома, т.к. данное полномочие было административным, а не нормотворческим.
Таким образом, до середины 60-х годов влияние национального правительства расширялось при помощи механизма опосредованного финансирования. Вместе с тем, Законом о развитии жилищного фонда и поселений» 1974 года вводилась Секция 8 (о жилищных программах) в Закон о жилье 1937 года. Согласно новому закону, получателями грантов стали муниципалитеты, которые должны были обеспечить участие населения в принятии решений об использовании грантов.
Став президентов в 1981 году, Рональд Рейган объявил программу «нового Нового федерализма». Н.А. Крашениников указывает, что Рейган провел беспрецедентную по своим масштабам налоговую реформу, сократив наивысшую ставку налогов на доходы физических лиц с 70% в 1981 г. до 28-33% в 1988 г. Бюджет Министерства жилья и городского развития уменьшился с 30 до млн. долларов. Урезание социальных программ сказалось на обострении проблем жилья.
Как указывает Уильям Берман, Конгресс традиционно следует курсу неполного законотворчества, принимая законодательство только в тех случаях, когда это необходимо для успешного решения общегосударственной задачи. Применительно к контролю арендной платы, которая более двадцати лет осуществлялась на местном уровне, федеральное значение было установлено Апелляционным судом США по первому округу в 1979 году. По мнению суда, Министерство жилья и городского развития имело социальный и экономический интерес в контроле арендной платы. Социальный интерес заключался в достижении цели закона 1949 года — стабилизация рынка жилья помещений при высоком уровне строительства жилых помещений, а экономический – в предотвращении возврата ипотечных кредитов. Высокая арендная плата заставляла заемщиков отказываться от предоставленных им ипотечных кредитов, что обязывало подведомственную Министерству Федеральную жилищную администрацию, как страховщика, выплачивать кредиторам (страхователям) возмещение убытков.
Таким образом, история вертикального федерализма США – это, в большей степени, история возрастания объема власти федерального правительства по отношению к властным полномочиям штатов. Рост контроля федерации над штатами осуществлялся за счет увеличения их финансовой зависимости.
Источник: Каблучков А.Ю. «Федеральные отношения в жилищной сфере США»