Меню Закрыть

Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Под субъектом оперативно-розыскной деятельности можно понимать такого ее исполнителя, на которого законодатель возложил эту функцию, соответствующие задачи и обязанности, для выполнения которых он наделен соответствующими правами на применение конкретных мер ОРД и использование оперативных и оперативно-технических средств.

Таким субъектам присущи специфические общие признаки, а именно они:

  • представляют государственные правоохранительные органы;
  • являются полномочными субъектами ОРД, наделенными комплексными оперативно-розыскными функциями борьбы с преступностью, которым отвечают их задачи и обязанности;
  • имеют право для выполнения задач ОРД использовать гласные и негласные поисковые, разведывательные и контрразведывательные меры, а также оперативные и оперативно-технические средства;
  • находятся в различной ведомственной подчиненности, которая в отдельных случаях имеет разную правовую и процессуальную регламентацию;
  • подконтрольны прокурору по надзору за соблюдением законности в процессе осуществления ОРД, а также органам государственной власти и управления;
  • имеют в своем составе гласных и негласных штатных работников, а также привлеченных на добровольной основе для выполнения задач ОРД негласных работников.

Эти признаки позволяют отнести оперативные подразделения к специальным субъектам правоохранительной деятельности.

Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» четко определил такие субъекты, наделив их правом на проведение оперативно-розыскной деятельности. Ими являются следующие субъекты.

1. Органы внутренних дел: криминальная, транспортная и специальная милиция, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, судебная милиция (изложено в редакции с учетом изменений, внесенных в основополагающий закон об ОРД законами № 312-XIV от 11 декабря 1998 г., № 2246-Ш от 18 января 2001 г. и № 762-IV от 15 мая 2003 г.).

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, Государственной службы по борьбе с экономической преступностью, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, криминальной милиции по делам несовершеннолетних, другие оперативные подразделения.

Своеобразным родоначальником оперативных подразделений в системе органов внутренних дел является уголовный розыск. Собственно, с научного познания его деятельности и начато становление современной теории ОРД.

Сегодня на подразделения уголовного розыска, действующие в МВД, ГУМВД, УМВД, городских и районных органах внутренних дел возложены обязанности по выявлению, раскрытию, предотвращению и пресечению оперативно-розыскным путем преступлений, подготавливаемых известными лицами, подготовленных или совершенных неустановленными лицами и относящихся либо целиком, либо в большинстве своем к преступлениям: против жизни и здоровья лиц; половым преступлениям; преступлениям против собственности; против общественной безопасности; против общественного порядка и нравственности, а также к преступлениям в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров.

Кроме того, на подразделения уголовного розыска возложено выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также розыск преступников и лиц, безвестно отсутствующих.

Значительное место среди субъектов ОРД в криминальной милиции отводится Государственной службе по борьбе с экономической преступностью. Положением об этой службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 510 от 3 июля 1993 г., определено, что она является составной частью криминальной милиции системы МВД.

В ее состав входят: Главное управление по борьбе с экономической преступностью МВД Украины, управления (отделы) по борьбе с экономической преступностью в органах внутренних дел Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, областей Украины, а также в городах, районах, на транспорте и на закрытых объектах.

Служба по борьбе с экономической преступностью имеет специализированные задачи, а именно:

  • своевременное выявление, предотвращение и пресечение преступлений в сфере экономики;
  • анализ и прогнозирование криминогенных процессов в экономике и своевременное информирование об этом органов государственной власти;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики, и принятие мер по их устранению.

В соответствии с этими задачами определены специфические обязанности указанных подразделений:

  • выявление и раскрытие хозяйственных, должностных и других преступлений в сфере экономики, в том числе на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах, финансово-кредитной и банковской системах, а также осуществление мер по предотвращению таких преступлений;
  • оперативное обслуживание объектов хозяйствования разных форм собственности;
  • обеспечение защиты финансируемых правительством программ развития экономики Украины, отдельных регионов или сфер обслуживания населения от преступных посягательств;
  • выявление фактов взяточничества, коррупции и других злоупотреблений, в том числе связанных с приватизацией государственной собственности, и принятие мер по их предотвращению;
  • выявление лиц, занимающихся подделкой денег, чековых книжек, акций, векселей и других ценных бумаг;
  • проведение среди населения работы по разъяснению законодательства об ответственности за совершение преступлений в области экономики, освещение этих вопросов в средствах массовой информации.

Для выполнения перечисленных обязанностей подразделениям Государственной службы по борьбе с экономической преступностью предоставлены особые права:

  • беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения и хранилища, используемые гражданами для занятия предпринимательством;
  • проводить с участием собственника, его представителей осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения имущества и его использования;
  • изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материальные ценности, средства, а также сырье и продукцию в установленном законом порядке; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.

Главными оперативно-розыскными задачами криминальной милиции по делам несовершеннолетних является предупреждение, своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также широкая оперативно-розыскная профилактика правонарушений среди этой категории лиц.

К другим оперативным подразделениям криминальной милиции относятся подразделения криминального поиска, специальные оперативно-технические подразделения и т.п., которые выполняют в ОРД функции обеспечивающего характера.

В состав специальной милиции входят подразделения уголовного розыска, Государственной службы по борьбе с экономической преступностью и другие оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на специальных режимных объектах военного и оборонительного назначения, а также на объектах, доступ на которые строго ограничен. Практически такие же оперативные подразделения входят в состав транспортной милиции, осуществляя оперативно-розыскную деятельность на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Говоря о судебной милиции, необходимо обратить внимание на следующее. Во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины № 335-р от 28 июня 1997 г. в целях обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, а также лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, приказом МВД Украины № 467 от 23 июля 1997 года в структуре милиции общественной безопасности было создано соответствующее специальное подразделение, на которое были возложены следующие обязанности:

  • проверка заявлений (сообщений) об угрозе безопасности участников уголовного судопроизводства;
  • личная охрана таких лиц в случае возникновения реальной угрозы их жизни и здоровью;
  • охрана общественного порядка и безопасности в помещениях судов во время рассмотрения на судебных заседаниях уголовных дел по наиболее резонансным преступлениям и др.

Однако эти подразделения в то время не имели права на проведение ОРД. Его они получили в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 января 2001 г., а уже позднее в окончательной редакции с учетом изменений согласно закону № 762-IV от 15 мая 2003 г. эти подразделения были реформированы в судебную милицию.

Главные задачи этой милиции остаются прежними, а основные функции оперативных подразделений, входящих в нее, сводятся к соответствующему обеспечению указанных задач и в целом к оперативно-розыскному сопровождению уголовного судопроизводства.

Особая роль в системе субъектов ОРД органов внутренних дел принадлежит специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел.

В соответствии с Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» являются:

  • Главное управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины;
  • управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД в Автономной Республике Крым, Главного управления МВД в городах Севастополе и Киеве;
  • управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел областей, городов и на транспорте.

Следует отметить, что создание и ликвидация отделов и отделений по борьбе с организованной преступностью в городах осуществляется по необходимости на основании решения Кабинета Министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

Начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины назначается на должность решением Кабинета Министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины, согласованному с Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью, и является первым заместителем министра внутренних дел Украины.

Аналогично и в ГУМВД — УМВД — УМВДТ Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, областей и на транспорте руководители специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью являются заместителями начальников этих органов.

В Главном управлении и управлениях по борьбе с организованной преступностью создаются и действуют информационно-аналитические, специализированные оперативно-розыскные и оперативно-технические службы, службы внутренней безопасности, а также быстрого реагирования и другие.

Кроме того, в структуру специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью входят следственные управления и отделы, начальники которых назначаются на должность и освобождаются от нее министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью.

2. Служба безопасности Украины. Закон Украины «О Службе безопасности Украины» (ст. 1) определяет эту Службу как государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Ее главной задачей (ст. 2) является защита государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, а также от посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Кроме того, к задачам Службы безопасности отнесено предупреждение, выявление и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики, а также иных противоправных действий, непосредственно создающих угрозу жизненно важным интересам Украины.

Адекватно вышесказанному определены и основные обязанности Службы безопасности Украины (ст. 24), которые имеют преимущественно оперативно-розыскной характер, а именно:

  • осуществление разведывательной и информационно-аналитической работы в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решения проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и других вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины;
  • контрразведывательное обеспечение дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений, а также осуществление мер, связанных с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасности граждан Украины за границей;
  • выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, проведение дознания и следствия по делам этой категории; розыск лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений;
  • осуществление контрразведывательных мер с целью выявления, пресечения и раскрытия разведывательно-подрывной деятельности против Украины.

На Службу безопасности Украины возложена также координация действий всех подразделений, осуществляющих оперативно-розыскные меры в борьбе с терроризмом (в редакции согласно дополнению статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» частью шестой, внесенному законом № 965-IV от 19 июня 2003 г.).

Непосредственно оперативно-розыскные задачи выполняют разведка, контрразведка, военная контрразведка, подразделения зашиты национальной государственности, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-технические, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов (изложено с учетом положений закона № 2246-Ш от 18 января 2001 г.).

Следует заметить, что деятельность специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины регламентируется Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и Положением о порядке комплектования, материально-технического, военного, финансового и социально-бытового обеспечения этих подразделений, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 12 октября 1994 года.

Согласно этим нормативно-правовым актам Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью создаются в составе Центрального управления Службы безопасности Украины, соответствующие отделы существуют в Главном управлении военной контрразведки, Главном управлении Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, в областях и в городах.

Непосредственно в структуру специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины входят, наряду с другими оперативными подразделениями, также службы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности и внутренней безопасности.

Необходимо отметить, что на специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью как органов внутренних дел, так и Службы безопасности Украины целиком распространяются все права, предусмотренные Законами Украины «О милиции», «О Службе безопасности Украины», «Об оперативно-розыскной деятельности». Но, вместе с тем, в соответствии с Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» этим субъектам и, что особенно важно, их сотрудникам предоставлены определенные дополнительные полномочия, а именно:

  • получение информации из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины;
  • посещение по служебному удостоверению и письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения территорий, помещений, складов и хранилищ предприятий, организаций я учреждений (кроме иностранных дипломатических представительств) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, контрольно-пропускных пунктов погранвойск и таможен, а также производственных помещений граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • опечатывание сроком до 10 дней архивов, касс, помещений (за исключением жилых) и других хранилищ, взятие их под охрану, наложение ареста на денежные средства и прочие ценности физических и юридических лиц;
  • истребование и беспрепятственное получение от территориальных и других органов внутренних дел и Службы безопасности Украины (в пределах своих ведомств) оперативной информации, документов и других материалов, связанных с организованной преступностью, а также уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями;
  • привлечение к сотрудничеству участников организованных преступных формирований на основании письменного поручения и соответственно ведомственным нормативным актам и т.п.

3. Государственная пограничная служба Украины: разведывательный орган специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы; подразделения охраны государственной границы органов охраны государственной границы и Морской охраны; подразделения обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативно-технического и оперативного документирования (изложено в редакции с учетом изменений согласно законов № 3111-ІІІ от 7 марта 2002 г. и № 662-IV от 3 апреля 2003 г.).

Основными обязанностями оперативных подразделений погранвойск является сбор информации в интересах обеспечения неприкосновенности государственной границы, экономической безопасности, выявления подготовки разного рода эксцессов на границе, связанных с контрабандой наркотиков и оружия, провоцированием вооруженных и других конфликтов.

Эти подразделения осуществляют также меры по выявлению лиц, уклоняющихся от следствия, скрывающихся от суда либо от уголовного наказания, при попытке их выехать за границу, а также по выявлению и предупреждению незаконной миграции при попытке иностранных граждан въехать на территорию Украины.

4. Управление государственной охраны — подразделение оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана (изложено с учетом дополнений к Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», внесенных законом № 2246-Ш от 18 января 2001 г.).

В Управлении государственной охраны непосредственно оперативно-розыскной деятельностью занимается подразделение оперативного обеспечения охраны высших должностных лиц государственной власти и управления, а именно: Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, членов их семей, Генерального прокурора Украины, Председателя Верховного Суда Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, вице-премьер-министров и других высших должностных лиц. Кроме того, охране и защите подлежат правительственные помещения, связь, имущество и оснащение, используемые в целях обеспечения жизнедеятельности главы государства, парламента и правительства.

Управление государственной охраны тесно сотрудничает с органами службы безопасности и органами внутренних дел при обеспечении личной или транспортной безопасности охраняемых высших должностных лиц как в местах их постоянного пребывания, так и в поездках по территории Украины. Заметим, что в последнее время парламентом Украины были приняты решения по упорядочению сопровождения высших должностных лиц во время их поездок на автомобильном транспорте. В частности, ограничена численность таких лиц, а также время перекрытия дорожного движения по маршрутам их автомобильного передвижения.

Управление государственной охраны осуществляет охрану высших должностных лиц также и при их пребывании в других странах, но для осуществления этого оно сотрудничает со спецслужбами стран посещения.

Все перечисленные задачи Управления государственной охраны, как правило, сопровождаются проведением оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, обеспечивается оперативно-розыскной поиск информации в целях выявления, предотвращения и пресечения террористических актов и других преступных посягательств на представителей органов государственной власти и управления зарубежных государств, международных организаций во время их визитов в Украину.

5. Государственная налоговая служба – оперативные подразделения налоговой милиции (изложено в редакции с учетом закона № 85/98-ВР от 5 февраля 1998 г.). Оперативно-розыскная деятельность в органах Государственной налоговой службы в свое время выделилась из ОРД органов внутренних дел. Раньше она охватывалась функциями Государственной службы по борьбе с экономической преступностью.

Сегодня, как известно, существует налоговая милиция, которая создана в системе Государственной налоговой службы. Эту милицию возглавляет ее начальник, который одновременно является первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации.

Оперативные подразделения налоговой милиции, созданные в рамках Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», а конкретнее в соответствии с дополнением к нему согласно закону № 85/98-ВР от 5 февраля 1998 г. На них возложено выявление путем осуществления оперативно-розыскных мер умышленного уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов, обязательных платежей и сборов, оперативно-розыскное документирование нарушений налогового законодательства, за которые установлена уголовная ответственность, и реализация полученных фактических данных в установленном порядке.

Надо сказать, что законодатель предоставил оперативным подразделениям налоговой милиции некоторые эксклюзивные права по проведению оперативно-розыскной деятельности. Речь идет о дополнении статьи 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» частью 5, в соответствии с которой при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности, связанных с предупреждением правонарушений в сфере налогового законодательства, права, предусмотренные этой статьей, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции (дополнение внесено законом № 2181-III от 21 декабря 2000 г.).

Это означает, что оперативно-розыскные подразделения налоговой милиции наделены монопольными функциями проведения ОРД в системе отношений, возникающих при реализации налогового законодательства Украины.

6. Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний — оперативные подразделения органов и учреждений этого департамента (изложено в соответствии с законом № 312-XIV от 11 декабря 1998 г.).

Главной их задачей является обеспечение режима отбытия наказаний осужденными в местах лишения свободы, выявление и предотвращение преступных намерений, пресечение конкретных преступлений, а также недопущение массовых волнений и неповиновений со стороны осужденных.

Оперативные подразделения органов и учреждений по исполнению наказаний проводят оперативно-розыскную деятельность не только в зонах пребывания осужденных, но и среди населения окружающих территорий с целью выявления и пресечения запрещенных, в том числе и криминальных, связей между осужденными и вольными гражданами, включая вольнонаемный персонал.

Указанные подразделения осуществляют оперативно-розыскные меры еще и для оказания помощи другим субъектам ОРД в раскрытии так называемых «старых» преступлений (или преступлений минувших лет), а также для получения другой ценной оперативной информации, способствующей выявлению и разоблачению организованных преступных формирований и иных преступных элементов, действующих на воле.

В своей постоянной деятельности оперативные подразделения учреждений по исполнению наказаний руководствуются Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственной нормативной базой. Они осуществляют как гласные, так и негласные меры, имеют право на использование оперативных и оперативно-технических средств, привлечение к сотрудничеству отдельных осужденных и других лиц, поскольку никаких ограничений относительно проведения оперативно-розыскной деятельности среди заключенных закон не устанавливает.

7. Разведывательный орган Министерства обороны Украины — оперативные, оперативно-технические подразделения, подразделения собственной безопасности (в редакции согласно дополнениям к Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», внесенным законом № 3111-ІІІ от 7 марта 2002 г.).

Указанные специальные подразделения Министерства обороны Украины проводят ОРД с целью определения уровня военной угрозы, обеспечения обороны и интересов государства в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической, информационной и экологической сферах.

Следует особо подчеркнуть то существенное в правовом отношении обстоятельство, что Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскной деятельности другими субъектами (подразделениями перечисленных выше органов, подразделениями других министерств и ведомств, общественными, частными организациями и лицами) запрещается (в редакции с учетом закона № 2246-Ш от 18 января 2001 г.).

Это очень важно усвоить и осознать, чтобы не допускать вольного толкования понятия субъекта ОРД (как это делают некоторые российские, а также и отечественные ученые, относя к таким субъектам различные государственные органы, иных юридических, а иногда и физических лиц, действия которых лишь в той или иной мере соприкасаются с ОРД).

Но проблема здесь состоит еще и в том, что в соответствии с буквой основного оперативно-розыскного закона даже отдельные сотрудники оперативных подразделений, включая их штатных негласных работников, к сожалению, не определены как субъекты ОРД. Поэтому о них сегодня правомерно говорить лишь как о главных исполнителях оперативно-розыскной деятельности.

Исключением является, как уже отмечалось выше, только правовое положение сотрудников специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, которые в соответствии с Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» прямо отнесены к субъектам ОРД.

Что касается внештатных негласных работников оперативных подразделений и других лиц, выполняющих по собственной воле и на добровольной основе отдельные задачи ОРД, а также граждан, должностных и других лиц, содействующих осуществлению этой деятельности, то их никак нельзя приравнивать к штатным оперативным работникам, как это предлагается в некоторых публикациях.

Здесь необходимо исходить из того, что оперативный работник является представителем исполнительной власти, принявшим соответствующую присягу и т.п. Кроме того, он является (хотя и с нечетко определенным правовым статусом) субъектом специальной легитимной правоохранительной деятельности, наделенным соответствующими правами, обязанностями и полномочиями.

Причастность же негласного работника к ОРД определена законодателем лишь в пределах достигнутого добровольного согласия лица на конфиденциальное сотрудничество с оперативным подразделением. Этим негласный работник принципиально отличается от штатного сотрудника оперативного подразделения. Поэтому негласных работников было бы правильным отнести к участникам ОРД.

В отличие от субъектов и иных участников оперативно-розыскной деятельности, существуют еще участники отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами и оперативными подразделениями в процессе осуществления ОРД.

Эти отношения возникают в предусмотренных законом случаях, когда оперативным подразделениям необходимо, например, опросить лиц с их согласия; осуществить контрольные закупки товаров, предметов и веществ; принять участие в проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций; использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и прочее имущество предприятий, учреждений, организаций и т.д.

Участниками рассматриваемых отношений, кроме того, можно считать следователей, прокуроров, судей в случаях дачи ими в соответствии с законом поручений оперативным подразделениям о проведении ОРД и выполнения последними этих поручений.

То же самое следует сказать о представителях полномочных государственных органов, учреждений и организаций, обратившихся к оперативным подразделениям с запросами о проверке лиц, допускаемых к государственной тайне или к работе, связанной с ядерными материалами или на ядерных установках, а также об оперативных подразделениях международных правоохранительных органов и организаций других государств в тех случаях, когда от них поступают запросы, выполнение которых связано с проведением ОРД.

Источник – глава из учебного пособия:

Основы оперативно-розыскной деятельности в Украине (понятие, принципы, правовое обеспечение) Часть первая. Учебное пособие Э.А. Дидоренко, Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, Н.И Курочка, В.А. Силюков, А.Г. Цветков; Под. ред. проф. Э.В. Виленской; МВД Украины, Луг. акад. внутр. дел им. 10-летия независимости Украины. — Луганск: РИО ЛАВД, 2006. — 245 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *