Меню Закрыть

Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности как практической правоохранительной категории

Практика оперативно-розыскной деятельности стара как мир, и она всегда воспринималась людьми как тайное выслеживание и поиск преступников.

Первые упоминания о ее существовании, приводимые A.M. Бандуркой, содержатся в религиозных писаниях. Так, в Библии (Книги Ветхого Завета. Четвертая книга Моисеева. Глава 13, ст. 3, 18-30, 1990) рассказывается о том, что Моисей послал нескольких своих сторонников (двенадцать наблюдателей) на землю Ханаан, чтобы они выяснили, какова численность ее жителей, оборона городов, плодородие земли. Через сорок дней посланцы возвратились и, рассказав о результатах разведки, подкрепили свой отчет образцами земли Ханаанской.

Или другая история: Иуда, один из учеников Иисуса, стал тайным информатором иудейской церкви, донося о его проповедях. За свою измену Иуда получил 30 тетрадрахм (сребреников). Иисус был распят на кресте, Иуда же сам потом стал жертвой заговора Понтия Пилата и руководителя тайной службы Афрания. Чтобы заманить Иуду к месту его убийства, была использована молодая гречанка Низа, которая назначила ему свидание в Гефсиманском саду. Но вместо Низы к Иуде пришли двое мужчин, которые и расправились с ним, ликвидировав таким образом нежелательного свидетеля-провокатора.

Существует два аспекта осуществления оперативно-розыскной деятельности, а именно правовой (на практике он представляет собой правовое регулирование этой деятельности и непосредственное применение правовых норм в процессе ее осуществления), и специальный процессуально-исполнительный (организация и тактика осуществления гласных и негласных оперативно-розыскных мер и применения оперативных и оперативно-технических средств).

Первый аспект, как верно отметил A.M. Бандурка, должен рассматриваться в качестве правовой дисциплины, а потому изучаться во всех юридических учебных заведениях наравне с другими правовыми предметами; второй же относится к сфере закрытого нормативно-правового регулирования, режимного осуществления организации и тактической реализации оперативно-розыскных мер.

Рассмотрим далее сущность ОРД именно как специальной практической деятельности. Этому способствует законодательное признание ОРД как вида правоохранительной деятельности, что дает возможность осветить ее с позиций деятельностного подхода, то есть как определенную предметно-деятельностную систему, имеющую единую структуру, которая в широком формате включает в себя практические цели и задачи оперативно-розыскной деятельности, ее субъектов и объектов, формы, средства, методы и способы осуществления мер ОРД, а также результаты этой деятельности. Данной структуре должен соответствовать и единый понятийно-категориальный аппарат.

Остановимся в первую очередь на рассмотрении целей оперативно-розыскной деятельности. Цель — это то, на что направлена деятельность, чего следует достичь в ней.

Законодатель Украины не определил прямых целей оперативно-розыскной деятельности, а поставил ее общие задачи, одновременно указав на цель их решения (ст. 1 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»). Такими задачами являются:

  • поиск и фиксация фактических данных о противоправных (преступных) деяниях отдельных лиц и групп, разведывательно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств и организаций с целью предупреждения правонарушений, а также в интересах уголовного судопроизводства;
  • получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Как видно, отправные общие задачи-цели ОРД определены в законе очень емко, но по смысловому содержанию их можно конкретизировать и дифференцировать, чему также способствует и обращение к обязанностям оперативных подразделений, сформулированным в законе. Рассмотрим их.

1. Выдвижение законодателем целей предотвращения, пресечения, профилактики преступлений путем проведения ОРД (ст. 1, п. 1 ст. 7 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», пп. 2, б ст. 10 Закона Украины «О милиции») свидетельствует о наделении оперативно-розыскной деятельности особой комплексной предупредительной функцией в системе общих целей и задач борьбы с преступностью. Эта функция издавна представляет собой оперативно-розыскное предупреждение (оперативно-розыскную профилактику) преступлений как задачу ОРД, выполняемую посредством проведения оперативно-розыскных мер, и обеспечивающую прежде всего общую и индивидуальную профилактику преступлений, что предполагает:

  • инициативный сбор информации о криминально опасных лицах, а также о фактах, изучение которых необходимо для предупреждения преступных проявлений;
  • целевое оперативное наблюдение с целью сбора данных о лицах, представляющих оперативный интерес, для своевременного распознания их преступных замыслов и намерений или противоправной активности;
  • реализацию добытой информации для сдерживания объектов ОРД (конкретных лиц и групп) от реализации преступных намерений или подготовительных к преступлению действий; переориентации лиц, потенциально склонных к криминальной активности, на иные ценности; разобщения или саморазложения преступных групп; нейтрализации выявленных путем проведения ОРД причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Имеются и другие рычаги осуществления индивидуальной профилактики. Это, в частности, право оперативно-розыскных подразделений на применение предусмотренных законом мер по контролю над лицами, склонными к совершению преступлений, в отношении которых установлен административный надзор, а также осужденными к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы (п. 7 ст. 10 Закона Украины «О милиции»).

В реализации функций общей и индивидуальной профилактики преступлений субъекты ОРД используют прежде всего свои полномочия административно-правового характера, которыми они наделены Законом Украины «О милиции» как соответствующие подразделения этого государственного правоохранительного органа.

Вместе с тем, законодатель, как уже было сказано, обязал оперативные подразделения применять необходимые оперативно-розыскные меры по предотвращению и пресечению преступлений. Эти формы предупреждения преступлений обусловлены двумя признанными в уголовном праве, стадиями незаконченного преступления: стадией приготовления к преступлению и стадией покушения на преступление (ст. 13 УК Украины).

С первой стадией как раз и связано оперативно-розыскное предотвращение преступлений, предполагающее:

  1. выявление оперативно-розыскным путем лиц и групп, которые:
    • либо практически осуществляют подготовительные действия к совершению преступлений: изучают объекты преступного посягательства, разрабатывают планы, подыскивают, приобретают или приспосабливают орудия совершения преступных действий, подбирают соучастников, создают благоприятные условия для достижения преступных целей и т.д.;
    • либо могут оказаться причастными к фактически уже ранее подготовленным неустановленными лицами преступным посягательствам к их совершению (например обнаруженная закладка взрывного устройства на месте возможного совершения преступления, выведение кем-то из строя охранной сигнализации, проломы в стенах, потолочных перекрытиях на объектах предполагаемого преступного проникновения и т.п.);
  2. обнаружение необходимых фактических данных, т.е. доказательств причастности указанных лиц и групп к подготовке преступлений, соответствующая фиксация (документирование) этих доказательств и последующая реализация добытых данных в уголовно-процессуальном порядке (возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности с применением ст. 14 УК Украины и т.д.).

Со стадией покушения на преступление связано оперативно-розыскное пресечение преступлений, суть которого в ОРД сводится главным образом к проведению оперативно-розыскных мер (оперативно-розыскных комбинаций или операций) по реализации ранее полученной оперативно-розыскной информации для того, чтобы:

  • нейтрализовать реальную угрозу преступного нападения на конкретное лицо путем задержания преступника в момент этого нападения;
  • захватить преступников с поличным («на горячем») в момент начала или определенного развития преступных действий (например при сбыте наркотиков, огнестрельного оружия, изготовлении фальшивых денег, попытке совершить кражу, разбойное нападение и т.п.);
  • в дальнейшем привлечь виновных к уголовной ответственности с применением ст. 15 УК Украины.

К сказанному необходимо добавить требования чч. 1, 2 ст. 97 УПК Украины, обязывающие оперативные подразделения (как структурные единицы органа дознания) предотвращать и пресекать преступления на стадии их приготовления или покушения на них одновременно с принятием и проверкой заявлений и сообщений о преступлениях.

2. Ссылка законодателя на интересы уголовного судопроизводства, которым, наряду с иным, подчинена задача поиска и фиксации фактических данных о преступных действиях отдельных лиц и групп, оправдывает смысловую интерпретацию этих интересов как целеполагающих элементов, определяющих комплексную функцию оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства, которой охватываются следующие действия.

Во-первых, непосредственная реализация оперативным подразделением (как субъектом дознания) в соответствии со ст.ст. 4, 103 Уголовно-процессуального кодекса Украины задачи раскрытия преступлений путем применения необходимых оперативно-розыскных мер с целью выявления признаков преступления и виновных лиц, которые его совершили.

Вопрос о выполнении этой задачи оперативными подразделениями является довольно проблемным из-за неоднозначного толкования отдельных правовых положений. С одной стороны, понятие раскрытия преступления трактуется сугубо с точки зрения уголовного процесса, с другой — рассматривается как результат оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающий обнаружение признаков преступления, а также получение фактических данных (доказательств) о лицах и группах, совершивших это преступление.

Двойственный характер рассматриваемого понятия вызывает в практической работе оперативно-розыскных аппаратов сложности с учетом и оценкой их работы по раскрытию преступлений. Это связано с неясностью признаков и содержания самого понятия раскрытия преступлений. Хотя термин «раскрытие преступлений» и используется в ст. 2 УПК Украины в контексте термина «быстрое и полное раскрытие преступлений», его законодательное определение отсутствует.

Из анализа текста ст. 2 УПК Украины видно, что раскрытие преступлений является задачей уголовного судопроизводства, в равной мере обязательной для всех органов, его осуществляющих. Поэтому в тексте закона отсутствует отдельное упоминание какого-либо из них. В таком случае содержание деятельности по раскрытию преступлений можно выявить через круг полномочий, возлагаемых законом на конкретный орган.

Так, согласно ст. 103 УПК Украины оперативное подразделение, фактически относящееся к органу дознания, обязано принимать необходимые оперативно-розыскные меры «в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших».

Уточним, что законодатель в этом случае не применяет термина «раскрытие преступления», исходя из чего обнаружение признаков преступления и лиц, его совершивших, отдельные процессуалисты не считают именно раскрытием преступления, полагая, что таковым можно считать только полное и всестороннее расследование преступления. Этот парадокс усугубляется еще и тем, что ст. 4 УПК Украины, как уже было сказано, обязывает орган дознания (к которому относится и оперативное подразделение) принимать меры к раскрытию преступления.

Однако, несмотря на столь существенные противоречия, в действующей системе учета к раскрытым относятся преступления, уголовные дела по которым закончены производством и по которым принято одно из таких решений:

  • утверждение обвинительного заключения и направление дела в суд;
  • закрытие дела на основании ст.ст. 7-2, 8, 9, 10 УПК с освобождением виновного от уголовной ответственности с применением к нему мер административного взыскания, либо передачей материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, либо передачей лица на поруки, либо в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера;
  • закрытие уголовного дела против виновного в соответствии с пп. 3, 4, 8, ст. 6 УПК по истечении сроков давности, вследствие акта амнистии или из-за смерти виновного;
  • закрытие дела с освобождением виновного от ответственности на основании ст. 7 УПК вследствие изменения обстановки;
  • направление в суд протокольной формы дела на виновного в порядке ст. 426 УПК Украины.

Во-вторых, можно обоснованно говорить об обеспечении по собственной инициативе оперативного подразделения, письменному поручению следователя, указанию прокурора или определению суда досудебного следствия или судебного разбирательства по уголовному делу фактическими данными, которые могут служить источниками доказательств в уголовном судопроизводстве (ч. 2 ст. 6, п.2 ст.10 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 3 ст. 15 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»; ст.ст. 65-66 Уголовно-процессуального кодекса Украины).

В-третьих, налицо реализация задачи информационного, оперативно-тактического и иного оперативно-розыскного сопровождения отдельных следственных и судебных действий, в том числе для обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлениями физическим, юридическим лицам и государству.

В-четвертых, это розыск лиц, скрывающихся от органов расследования или уклоняющихся от отбытия уголовного наказания (п. 3 ст. 10 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).

И в-пятых, вычленение функции ОРД по обеспечению безопасности работников суда и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, других лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности, а также принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц (п. 6 ст. 7 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Сравнивая перечисленные функции ОРД с общими функциями уголовного судопроизводства, нетрудно найти прямое совпадение ряда из них. Однако при этом следует учитывать, что реализация большинства идентичных задач является прерогативой сугубо оперативно-розыскной деятельности.

3. Признание необходимости получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства обусловливает многогранную функцию ОРД по получению поисковой, разведывательной и контрразведывательной информации, отвечающей данной потребности, по созданию и применению с этой целью специальных автоматизированных информационных систем, а также по проверке надежности лиц в связи с их допуском к государственной тайне, работе с ядерными материалами и на ядерных установках,

Таким образом, ОРД по своему основному назначению является комплексной правоохранительной деятельностью, а потому ей присущи многогранные функции соответствующего правоохранительного характера.

ОРД, как и любая иная деятельность, опирается на определенные принципы осуществления, то есть на главные исходные положения, составляющие основу этой деятельности. Статья 4 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что ее основными принципами являются законность, соблюдение прав и свобод человека, взаимодействие с органами управления и населением.

Прежде всего нужно признать, что эти принципы имеют общеправовой характер, поскольку они целиком вытекают из Основного Закона — Конституции Украины.

Так, суть принципа законности состоит в том, что субъекты оперативно-розыскной деятельности, проводя ее, должны руководствоваться нормами оперативно-розыскного законодательства и других законов, которые признают ОРД легитимной правоохранительной деятельностью и являются ее правовой основой.

Сегодня большое значение для общества и государства имеют не только результаты борьбы с преступностью, но и средства их достижения. Поэтому в современных условиях построения правового государства и гражданского общества требования .обеспечить законность применения мер, средств и методов ОРД становятся особенно актуальными.

Практическая реализация принципа законности при проведении оперативно-розыскной деятельности состоит прежде всего в соблюдении законодательно установленных оснований ее проведения, порядка и форм осуществления соответствующими субъектами отдельных оперативно-розыскных мер, документирования полученных результатов и введения их в уголовное судопроизводство. Игнорирование этими требованиями по существу является нарушением законности, что ведет, как правило, к непризнанию результатов ОРД в досудебном следствии и суде и ответственности нарушителей.

Определив вышеуказанные требования относительно законности проведения ОРД, законодатель очертил и правовые пути их обеспечения. Во-первых, это установление четкого перечня оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности (ст. б Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»). Во-вторых, это предельно ограниченный круг субъектов, имеющих право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также мер ОРД (ст.ст. 5, 8 названного закона). В-третьих, это строгая процессуальная регламентация осуществления ряда мер и использования средств ОРД, например санкционирование отдельных из них судом, утверждение ведомственными руководителями и т.д.

Сказанное выше дает основания утверждать, что принцип законности обеспечивает в первую очередь реальное предметное воплощение в мерах и средствах ОРД правовых начал оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем, этот принцип лежит в основе всего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе проведения ОРД.

Это значит, что при осуществлении мер оперативно-розыскной деятельности должны соблюдаться такие отношения между ее субъектами, между субъектами и другими участниками ОРД, а также физическими и юридическими лицами, вовлеченными в эту деятельность, которые не могут выходить за рамки очерченного законодателем правового поля.

Это значит также и то, что при проведении ОРД не могут быть допущены нарушения прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные же ограничения этих прав и свобод имеют исключительный и временный характер и допускаются только с санкции суда в отношении лиц, в действиях которых имеются признаки преступления, и в случаях, предусмотренных законодательством Украины (ч. 5 ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»). В этом как раз и заключается реализация принципа соблюдения прав и свобод человека в процессе осуществления ОРД.

Что касается принципа взаимодействия оперативных подразделений с органами управления и населением, то его соблюдение имеет прежде всего очень большое практическое значение для ОРД. Это касается, например, личного права граждан и обязанности органов управления содействовать оперативным подразделениям в выполнении задач ОРД, реализации Кабинетом Министров Украины своих особых полномочий по урегулированию трудовых отношений негласных работников оперативных подразделений, сотрудничающих с этими подразделениями на контрактной основе, а также по обеспечению социальной защиты субъектов оперативно-розыскной деятельности и лиц, привлекаемых к выполнению ее задач на добровольной основе, и т.п.

В то же время сущность рассматриваемого принципа, несомненно, заключается в отчетности и подконтрольности субъектов оперативно-розыскной деятельности органам государственной власти и управления, в частности главе государства, Верховной Раде Украины, правительству в пределах установленных законом полномочий, а также в определенной прозрачности этой деятельности для общества, что с развитием демократии становится все более реальным и оправданным.

Важную роль в практике ОРД выполняют и определенные отраслевые принципы этой деятельности.

Речь идет о специфических принципах предметно-деятельностного характера, присущих именно оперативно-розыскной деятельности и закрепленных в оперативно-розыскном законодательстве и ведомственных нормативных актах.

Остановимся на самых важных из них.

Принцип единства гласных и негласных мер ОРД, а также комплексно-системного их использования.

Ранее уже было выяснено, что понятие оперативно-розыскной деятельности определено как система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств (ст. 2 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Уже в самом этом определении законодатель указал на взаимосвязанный и комплексно-системный характер применения гласных и негласных мер ОРД. Объективно это обусловливается тем, что названные меры и средства нацелены на единый общий объект — преступность; единые задачи — поиск и фиксацию фактических данных о преступных действиях отдельных лиц и групп, а также единые цели, заключающиеся в предупреждении (предотвращении, пресечении, профилактике) преступлений, их раскрытии, обнаружении разыскиваемых лиц и, кроме того, в оперативно-розыскном сопровождении уголовного судопроизводства.

Следует отметить, что соблюдение принципа единства гласных и негласных мер ОРД, а также комплексно -системного их использования предполагает его органическую связь с другими принципами, к числу которых можно отнести следующие.

Принцип достаточности мер и средств ОРД. Его роль сводится к обеспечению полного решения задач и достижения целей ОРД, выполнения всех обязанностей оперативных подразделений, а также строгого соответствия этих мер и средств степени общественной опасности преступных посягательств, угрозы интересам общества и государства.

Принцип оптимизации мер ОРД. Он направлен на приведение всей системы мер и средств ОРД в оптимальное, т.е. наиболее соответствующее современным задачам и условиям борьбы с преступностью состояние, а также на выбор наилучшего варианта применения этих мер и средств в условиях конкретной оперативной обстановки.

Принцип рациональности мер ОРД. Он формирует наиболее целесообразное и разумное отношение субъектов оперативно-розыскной деятельности к применению ее мер и средств.

Принцип экономии мер ОРД. Он сводится к необходимости бережливого отношения к этим мерам как к главным ресурсам ОРД, а именно воздержания от нерационального использования отдельных из них, особенно экономически высокозатратных.

Принцип организации мер ОРД. Его роль заключается в обеспечении внутренней упорядоченности и согласованности более или менее дифференцированных и автономных мер и средств ОРД как органических слагаемых единой системы этой деятельности, а также в способствовании образованию и совершенствованию необходимых взаимосвязей между указанными мерами и средствами и всей системой ОРД, как между частями единого целого.

Принцип взаимодействия в применении мер ОРД различных субъектов этой деятельности, в том числе относящихся к иностранным государствам и международным организациям в рамках существующих договоров и соглашений.

Принцип гуманности мер ОРД. Основные требования этого принципа сводятся к гуманному, человеческому отношению к личности. Соблюдение данного принципа предусматривается нормами Конституции и других законов Украины, охраняющих права, свободы и достоинства личности, а также Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года; Европейской конвенции по правам человека, принятой в Риме 4 ноября 1950 года; Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашенного резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года и пролонгированной Заключительным Актом Хельсинского совещания в 1975 году, а также Конвенции против истязания и других жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказания, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 года.

К сказанному следует добавить ряд дополнительных специфических принципов, на которых базируется осуществление негласных мер ОРД. Это, в частности, принцип конспирации, обеспечивающий сокрытие или утаивание от объектов ОРД и иного окружения фактических целей, задач, мер и средств проводимой оперативно-розыскной деятельности; принцип добровольности привлечения лиц к выполнению задач ОРД и соблюдения конфиденциальности в доверительных отношениях оперативных подразделений с такими лицами; принцип обеспечения безопасности, а также правовой и социальной защиты лиц (конфидентов), содействующих оперативно-розыскной деятельности.

И, наконец, в заключение надо сказать об исключительной важности обновления смыслового содержания принципов ОРД.

Как известно, большинство принципов ОРД, предусмотренных в законодательном порядке и выработанных теорией оперативно-розыскной деятельности, декларировались еще в период нелегитимного ее существования. Это, скажем, принципы законности, гуманизма, нравственности и этичности, уважения прав и свобод человека, равенства прав человека и гражданина перед законом, исключительной целесообразности мер ОРД и т.п., на которых так или иначе базировалась практика тех лет.

Но современные демократические и правовые процессы в обществе целиком изменили условия реализации указанных выше принципов ОРД. Это, например, законодательное установление обязательного вневедомственного санкционирования отдельных мер оперативно-розыскной деятельности, введение системы прокурорского надзора, а также государственного и общественного контроля за ОРД и т.д.

Поэтому сегодня соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности приобретает все большее непосредственное практическое значение, а главное — обусловливает необходимость повышения профессионального и морально-этического уровня современного оперативного работника.

Возникает, вместе с тем, объективная потребность в смещении акцентов при осуществлении ОРД в сторону безоговорочного уважения и правовой защиты закрепленных Конституцией Украины демократических прав, свобод и других ценностей каждого отдельного лица, И здесь речь идет не только о защите граждан, их собственности и законных интересов от преступных посягательств. Главное, чтобы каждый оперативный сотрудник усматривал в любом человеке, включенном в процесс ОРД в качестве ее объекта, прежде всего Личность, которая охраняется обществом и Законом.

Разумеется, что это не простая задача. Ее решение требует преодоления почти векового менталитета, который неизменно формировался и укреплялся на идеях единства и незыблемости идеалов авторитарного государства с одновременным почти полным игнорированием достояний отдельной личности. Время этого менталитета еще довольно заметно и существенно. И это не только препятствует формированию новых профессиональных и духовных качеств современного оперативника, но и является значительным тормозом на пути успешной практической реализации мер оперативно-розыскной деятельности.

Источник – глава из учебного пособия:

Основы оперативно-розыскной деятельности в Украине (понятие, принципы, правовое обеспечение) Часть первая. Учебное пособие Э.А. Дидоренко, Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, Н.И Курочка, В.А. Силюков, А.Г. Цветков; Под. ред. проф. Э.В. Виленской; МВД Украины, Луг. акад. внутр. дел им. 10-летия независимости Украины. — Луганск: РИО ЛАВД, 2006. — 245 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *