Следователь должен иметь в виду, что возможности анализа признаков письменной речи зависят от объема и назначения рукописи. Так, в небольших стандартных текстах (заявление, расписка и т.п.) зачастую не удается выявить индивидуализирующие признаки письменной речи, специфичный текст (юридический, математический и т.п.) также затрудняет исследование.
При проведении экспертизы в отдельных случаях важное значение имеют данные об условиях написания теста, психическом и физическом состоянии автора-исполнителя. Эксперту важно также иметь определенные сведения о нем: возраст, образование, профессия, место рождения, родной язык, знание иностранных языков, в каких местностях проживал и какое время, страдает ли алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями и др.
Следует подчеркнуть, что исследование письменной речи требует большего по объему сравнительного материала, чем исследование почерка. Так, свободные образцы должны быть представлены, по возможности, в объеме 10-15 листов рукописного текста. Экспериментальные образцы необходимо отбирать в виде текстов, которые представляют собой изложения на темы, избранные самим подозреваемым, а также предложенные следователем и выполненные не менее 5 раз. Целесообразно также и написание текстов под диктовку следователя. В данном случае рекомендуется обеспечить употребление слов и предложений, в которых при написании документа автор-исполнитель допускал, соответственно, орфографические и пунктуационные ошибки.
Образцы (как свободные, так и экспериментальные) должны быть сопоставимы с исследуемым документом:
- выполнены в рамках одного и того же стиля (например бытовой стиль предполагает письма, жалобы; официально-деловой – заявления, объяснения; публицистический – статьи, рецензии и др.);
- содержание образцов должно охватывать ту же или близкую по смыслу тематику;
- объем рукописного материала образцов должен быть значительно большим, чем исследуемый; это достигается не только объемом одного документа, но и числом повторений.
Следователь должен знать, что ряд случаев обусловливает обоснованный отказ эксперта от дачи заключения:
- ограниченность языкового материала;
- разный стиль исследуемого документа и образцов;
- недостаточный объем сравнительного материала;
- неправильная постановка вопросов.
Таким образом, в качестве фактора повышения оптимизации использования специальных знаний необходимо отметить целесообразность привлечения к подготовке материалов эксперта, специализирующегося на проведении автороведческих экспертиз.
Источник: глава из учебного пособия
Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.