Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. – Донецк, 2006.
1.1. Понятие и система хозяйственно-правовых средств предупреждения банкротства
Банкротство (несостоятельность) как институт хозяйственного права представляет собой совокупность хозяйственно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, можно выделить три основные цели, которые ставятся перед банкротством (несостоятельностью) как институтом хозяйственного права. Первая — недопущение признания должника банкротом через восстановление его платежеспособности. Вторая — ликвидация банкрота как неспособного восстановить свою платежеспособность и, соответственно, исключение таких лиц из хозяйственного (гражданского) оборота. И третья — полное или частичное удовлетворение требований кредиторов на основе принципа конкурса кредиторов через применение к должнику судебных процедур банкротства.
В современном мире наличие публичных интересов в восстановлении платежеспособности должника не вызывает сомнений. Так, смысл реабилитации должника заключается в намерении государства сохранить должника как производственную единицу, целостность производственных комплексов, их инфраструктуру, рабочие места и т.п. Вместе с тем восстановление платежеспособности должника следует понимать не как необходимость сохранять юридические лица (фирмы) и спасать их собственников, попавших в затруднительное положение, а как спасение бизнеса как такового, если он удовлетворяет публичные интересы.
В данном контексте имеет место сочетание двух функций законодательства о банкротстве: справедливое удовлетворение требований кредиторов и выполнение макроэкономической задачи ? обеспечения стабильности и устойчивости роста национальной экономики.
Таким образом, восстановление платежеспособности должника должно иметь своим положительным эффектом:
- упрочнение основ макроэкономической стабильности в государстве (удовлетворение публичных интересов в процедуре банкротства);
- справедливое удовлетворение требований кредиторов.
Первый в Украине Закон «О банкротстве» от 14.05.1992 г. являлся абсолютно прокредиторским и был направлен, прежде всего, на ликвидацию должника. Данный хозяйственно-правовой акт не содержал в себе средств, направленных на предупреждение банкротства (признание должника банкротом), кроме института санации, который сводился исключительно к сделке о переводе долга. Действующее ныне в Украине законодательство о банкротстве содержит в себе примерно равное количество норм, направленных как на восстановление платежеспособности должника, так и на его ликвидацию. Однако следует признать, что нормы, закрепляющие как реабилитационные, так и ликвидационные средства, в большинстве случаев нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Представляется, законодатель Законом о банкротстве 1999 года пытался создать нейтральную систему банкротства в Украине, в крайнем случае, можно говорить о стремлении к формированию относительно продебиторской системы.
Украинский законодатель, стремясь создать «нейтральное» законодательство о банкротстве, исходя из учета положительных и отрицательных аспектов «прокредиторской» и «продебиторской» систем о несостоятельности, как представляется, допустил «перекосы» в правовом регулировании, что выразилось в «несбалансированности» интересов кредиторов и должника. Российский ученый-правовед В.В. Степанов в результате анализа законодательства о банкротстве различных развитых стран справедливо пришел к следующему выводу: «Оптимальную модель законодательства о несостоятельности на сегодняшний день можно охарактеризовать фразой: лучшей является система, в которой реорганизация не является более предпочтительной, чем ликвидация (в отличии от американского варианта), и в то же время ликвидация не является более предпочтительной, чем реорганизация (в отличии от германского варианта)» [191, с. 166].
Таким образом, следует вырабатывать сбалансированные средства взаимной защиты интересов должника и кредиторов, исходя из принципа сохранения и упрочения основ макроэкономической стабильности в государстве. Макроэкономическая стабильность в сфере несостоятельности зиждется на либеральных средствах предупреждения банкротства, то есть следует создать систему средств (мероприятий), направленных на недопущение вынесения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и об открытии ликвидационного производства в случае наличия признаков санационной состоятельности должника, а также систему мер, направленных на защиту должника от неправомерных действий лиц, в том числе участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве).