В мире существует примерно 2,5 тысячи народов и немногим более 190 государств.
Почему у одних народов есть государство, а у других нет? Почему различна судьба народов и государств по части их устройства, обстоятельств зарождения и гибели, прав, свобод и обязанностей их граждан? Чем история государства и права Украины отличается от истории государства и права других народов, а чем похожа? Почему мы занимаем второе место в Европе по территории после России, а государство называется Украина (окраина)?
Если мы откроем любую книгу и начнем читать с середины или с конца, возможно, мы сможем понять смысл определенных событий, описываемых на этил страницах, но не сможем понять всего замысла текста, смысл всего происходящего. По мнению Ю.М. Лотмана, вся история человечества – это один большой текст, содержание одной большой книги, и говорить об истории одной отдельно взятой страны – это читать отдельные странички, не охватывая всего замысла.
История любой страны – это часть мировой истории.
И возникает вопрос: как обстоит дело с государственностью у других народов? У всех по-разному!
- Египет – самое древнее из известных в мире государств – существует с IV тыс. до н.э., ему уже шесть тысяч лет. (А самые древние законы – законы вавилонского царя Хаммурапи – были составлены в XVIII веке до н.э.).
- Такие страны, как Франция, Италия, Германия, имеют свою государственность с IX века, а точнее: с 843 года, когда произошел распад империи франков Карла Великого. Эти государства на пять тысяч лет моложе Египта.
- На Руси государственность также возникла в IX веке. По данным «Повести временных лет», первым князем Киевской Руси был легендарный Кий. Датиронка фактов наминается с 852 года. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (862 г.) во главе с князем Рюриком. Это традиционная дата начала древнерусской государственности у В.И. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева и других классических историков.
- Некоторые крупнейшие современные государства возникли на тысячу лет позже. США, например, существуют с XVIII века (1774 г.), Канада с XIX века (1867 г.).
Все относительно.
После Украины и других республик СНГ объявила о своей независимости в 1992 голу Эритрея (часть северной Эфиопии). Чуть раньше с карты мира исчез Южный Йемен, ставший частью Йеменской Арабской Республики, Ожидается появление на картах государства Палестина. Меняются названия. Колония Гонконг стала частью Китая. особым административным районом Сянган. Ведется борьба за создание новых государств (Курдистан, Восточный Тимор, Западная Сахара) или разделение и раздробление прежних. Единение Европы совпадает с бурным ростом сепаратизма (Англия и Шотландия, страны басков и Испании, Боснии и республики Сербской, Югославии и Косово).
Мир разнообразен, разнообразно и развитие. Было бы странно, если бы все люди родились одновременно, а потом одновременно умерли, и было бы не менее странно, если бы все государства возникли одновременно (например, как Египет в IV тысячелетии до н.э,), а потом одновременно угасли.
Цикл развития народов и государств, зависящий от многих факторов, если не сугубо индивидуален, то стадиально неодинаков. Преемственность и неравномерность развития – явление естественное и закономерное.
У каждого государства свое время расцвета, наивысшей точки развития. Можем ли мы сейчас сказать, что древнейшие цивилизации – Египет, Индия, Эллада, Древний Рим – и сейчас являются самыми процветающими? Нет. Время их «цветения» давно миновало, и сегодня есть куда более развитые государства.
В своем развитии немногие страны отличаются непрерывностью государственности и культуры, как, например, Китай, но он скорее исключение, чем правило. История знает примеры, когда государства то появлялись, то исчезали (Персия – Иран) или две тысячи лет отсутствовали и появились вновь (Иудея – Израиль).
Человеческое общество постоянно меняется и развивается от простого к сложному (а иногда и наоборот). Как человек бывает разным в три, семь, восемнадцать и шестьдесят лет, хотя это один и тот же человек, так и в пределах одной и той же страны в разные периоды истории могут существовать разные типы общества, государства и права.
Возьмем, к примеру, современную Турцию. В разное время на территории страны, которая сегодня называется Турция, существовали: Лидийское царство, Мидийское царство, Персидское царство, Македонская держава (IV в. до н.э.), Полтийское царство, Римская империя, Византия (IV – XV вв.).
В VII веке большую часть территорий захватили арабы. С XIИ века гам утвердились турки, создав меленькую Османскую империю (XIV – XV вв.), которая постоянно расширялась и просуществовала с XV по XX век, превратившись в огромную державу от Марокко до Персидского залива, которая распалась после первой мировой войны.
То, что на территории современных стран в прошлом существовали другие государства, сменявшие друг друга в ходе своего развития, – явление, присущее мировой истории, а следовательно и нашей истории. Украина стала независимым государством в 1991 году, но в ее территориальных рамках различные виды государственности существуют уже около трех тысяч лет.
Перечислим основные периоды эволюции государственности на территории Украины (как на автохтонной основе, так и на основе заимствованных и навязанных форм государственности).
В I тысячелетии до н. э, здесь возникли первые государства:
- Скифское государство (VII век до н.э. – III-IV века н.э.).
- Греческие полисы (VI век до н.э.- Ш-1У века н.э.).
- Боспорское царство (V век до н.э. – IV век н.э.).
Просуществовав около тысячи лет» они погибли в ходе Великого переселения народов в начале I тысячелетия н.э.
Великое переселение народов длилось почти все I тысячелетие нашей эры (со II по IX век), хотя его пик пришелся на IV-VII века, В результате этого миграционного процесса в конце первого тысячелетия (в IX веке) на наших территориях сформировалось государство Киевская Русь.
Споры об автохтонности или пришлости народов в Северном Причерноморье затихнут еще нескоро. Понятие «исконные жители» для индоарийских народов очень относительно, а локализация прародины – серьезный научный вопрос (называют и степи между Днепром и Уралом, и территории северного Афганистана, и центрально-азиатские пустыни, и другие места. Во всяком случае, саки и массагеты – ираноязычные родственники скифов – расселялись от Ближнего Востока до Северной Индии).
Во II тысячелетии н.э. на наших территориях сменилось множество государств:
- Киевская Русь (IX-XII вв.).
- Галицко-Волынская Русь (ХII-ХV вв.).
- Великое княжество Литовское (вторая половина XIV – вторая половина XVI вв.).
- Речь Посполитая (с 1569 г.).
Государство Б. Хмельницкого (1648-1657 гг.), именуемое в современной историографии «Казацкой державой» или «Казацкой республикой», стало первой попыткой создания национальной государственности.
В середине XVII века большая часть Украинских земель вошла в состав Российского царства, а часть осталась в составе Речи Посполитой. Некоторое время длился период «Руины» или «Гетманщины» – относительно автономного существования в рамках Российского и Польского государств, , После распада Российской (1721-1917 гг.) и Австро-Венгерской (1867-1918 гг.) империй на украинских землях была предпринята вторая попытка создания национальной государственности:
- Украинская Народная Республика периода Центральной Рады (20 ноября 1917 года – 29 апреля 1918 года) и Директории (ноябрь 1918 г. – ноябрь 1919 г.);
- Украинское государство гетмана П. Скоропадского (29 апреля 1918 г. 14 декабря 1918 г.);
- Западно-украинская Народная республика (октябрь 1918 г. – июнь 1919 г.);
- Советская Украина (1920-1991 гг.) (хотя Советской республикой Украина впервые была провозглашена 25 декабря 1917 года, с 1917 по 1920 год советская власть чередовалась с властью Центральной Рады, гетмана Скоропадского и Директории).
Третья попытка создания национального государства была предпринята 24 августа 1991 года провозглашением Верховной Радой Украинской советской социалистической республики – Акта о независимости Украины, и закреплена на референдуме I декабря этого же года.
Кроме того до Киевской Руси (и в период ее существования) часть восточной Украины, в том числе территории бассейна реки Северский Донец, входила в Хазарский каганат (VII-Х вв.).
В XIII в. часть княжеств входила в Золотую Орду (Киевское. Черниговское, Переяславское), а также Крым и Левобережная Украина. (Симбиоз Руси и Орды по Л.Н. Гумилеву).
В XV-XVIII вв. в Крыму существовало Крымское ханство, отделившееся от Золотой Орды в 1443 г. и ставшее независимым в 1449 г. (в его состав входило и Нижнее Поднепровье). С 1475 по 1774 г. Крымское ханство было вассалом Турции.
Перестав быть вассалом Турции Крымское ханство было объявлено независимым (1774 г.) под протекторатом России, а в 1783 году окончательно присоединено к Российской империи. В 1783-1954 гг. Крым находился в составе России. Закарпатская Русь или земля карпатороссов (русинов) – в составе Австрийской империи (XVIII век), Австро-Венгерской империи 1867-1918 (в эти империи входило около восьми процентов украинского населения).
Буковина – в составе боярской Румынии (1918-1939 гг.), а украинская часть Бесарабии – в составе Молдавской автономной социалистической республики между двумя мировыми войнами. В 1918-1939 гг. Закарпатье входило в состав Чехословакии, подверглось немецкой оккупации, было освобождено 28 октября 1944 года, а 26 ноября 1944 года вошло в состав УССР. В годы второй мировой войны практически вся Украина была оккупирована немцами.
Некоторые государства существовали около тысячи лет, а некоторые – несколько месяцев. До XX в. территория Украины никогда не представляла единого государственного целого, тем более она не была единой в этнонациональном и конфессиональном отношении. Географическое положение, окруженность более сильными державами препятствовали попыткам создания национального государства.
Основным вектором развития украинского общества было формирование сообществ:
- этнических (украинцы, русские, татары);
- религиозных (православные, униаты, католики, мусульмане);
- региональных (Галиция, Поднепровье, Донбасс, Слобожанщина, Крым), связь и взаимодействие которых при сохранении самобытного вклада составили основу отражавшей их государственности.
Государственность формировалась при активном взаимодействии и борьбе народа и элиты, трудящихся слоев и привилегированных групп.
Борьба гетерогенного (неоднородного) общества и стремящегося к гомогенности (однородности) государства была стержнем эволюции государственно-правовых и политических институтов, существовавших на этой земле.
Изучить эволюцию государственности на территории нашей страны и является задачей курса.
Для того, чтобы понять специфику деятельности государственных органов на украинских землях – какого бы происхождения они не были: местные, польские, российские или иные, – следует описать функциональность самих институтов власти, распределение деятельности внутри сменяющих друг друга систем права.
Следует помнить, что всякая функция предполагает цель, а цель – функцию. Внутренним и внешним государственным функциям соответствовали государственные учреждения (административные, финансовые, военные, полицейские, судебные и другие), появлявшиеся на разных этапах развития. Их штат состоял из гражданских или военных чиновников – особо подобранных должностных лиц, деятельность которых, как правило, зависит от воли правящей элиты. Опираясь на привычку и традицию подданных или граждан повиноваться властям, признаваемым законными, чиновники выполняют определенные задачи в интересах элиты и государства.
Государственные институты формировались по мере развития общества и государства. В архаичных государствах государственный аппарат был предельно простым и состоял, как правило, из царя, его ближайших родственников и личных друзей (например, в Скифском царстве). Относительно рано появились специальные вооруженные отряды, созданные для зашиты власти и выполнения ее воли (прототипы современной полиции и армии). Государственные функции чаше всего осуществляли отдельные должностные липа или отдельные органы (например, дружина князя), выполнявшие свои задачи без штата чиновников (или с очень ограниченным штатом) и без делопроизводства, что соответствовало несложным задачам ранних государств.
По мере роста численности населения, социальных задач и дифференциации функций усиливалась распорядительная и карательная деятельность государства.
Европейские формы государственности в Украине (например, сословное представительство) возникли не только изнутри или от восточного соседа, но и посредством насаждения литовских и польско-литовских форм государственности XIV – XVI вв.
Когда в середине XVII в. Украина вошла в состав России, там существовал достаточно развитый государственный аппарат. Органами государства выступали как специально отобранные группы лиц (например, земские соборы – эпизодически созываемый правительством сословно-представительный орган в XVI-XVII вв.), так и одно должностное лицо (например, губернатор – орган местной администрации XVIII – начала XX в.).
На украинских землях постепенно переплелись национальные и космополитические, светские и церковные традиции управления.
Несмотря на длинную череду государств, сменявших друг друга во времени и пространстве, все они имели ряд общих тенденций развития и функционирования государственного аппарата.
В государстве с глубокими социальными противоречиями и сложным госаппаратом управление проявляется в нескольких разновидностях.
Административная. распорядительная деятельность является одной из ранних и распространенных. Характеристику сущности этой деятельности в XIX в. давал Свод законов Российской империи: «Власть каждого управления вообще состоит: 1) в определении к должностям, коих замещение ему предоставлено; 2) в надзоре за подчиненными местами и лицами; 3) в решении дел и в принятии мер к исполнению законов; 4) в представлении высшему начальству».
Здесь речь идет не о разделении властей, а скорее о единовластии управляющих над управляемыми.
Иногда от административной деятельности отделялся и становился самостоятельным надзор, основное назначение которого состоит в обеспечении исполнения законов, впрочем, надзор мог быть и односторонне ведомственным (например, финансовый контроль).
Разновидностью управления является деятельность полиции, направленная на осуществление «безопасности» в государстве, предупреждении и пресечении нарушений прав лиц, общностей и общества в целом.
К администрации и полиции близка цензура, так называемая «официальная критика. Цензура возникла с появлением письменности и получила широкое распространение с развитием книгопечатания, выпуском газет и массовой литературы. Она управляет духовными процессами в авторитарном обществе, лишенном устойчивой демократической традиции и сформировавшегося гражданского общества.
Финансовая деятельность государства, первоначально выражавшаяся в сборе налогов, хранении собранных средств и выдаче их государственным учреждениям и чиновникам, постепенно усложнялась. Относительно поздно появилась кредитная деятельность.
Экономическая деятельность государства реализовывалась в форме распорядительно-исполнительной деятельности, направленной на регулирование экономических отношений; создание наиболее благоприятных экономических условий для правящей элиты; проведение некоторых общегосударственных мероприятий (участие в создании и поддержании инфраструктуры, строительство государственных зданий, благоустройство городов и т.п.); на осуществление мероприятий полицейско-хозяйственного значения, в целях предупреждения народных волнений во время голода, эпидемий и т.д.
Военная деятельность государства охватывала комплектование, снабжение, боевую подготовку армии в мирное время и осуществление военных действий во время войны.
Внешнеполитическая деятельность была направлена на поддержание отношений с другими государствами в целях: дипломатических и торговых; заключения военных блоков и союзов с одними государствами для действий против других государств или обороны; обеспечения разведки и контрразведки, заключавшихся в сборе секретной информации (военного, экономического, политического и иного характера) в других странах и обезвреживании агентов разведки иностранных государств; обеспечении внешних акций престижа и пропаганды Своей политики (покровительство единоверцам, выкуп пленных, распространение благоприятных для правящих династий сведений, поддержание единомыслия приверженцев и т.д.).
Социокультурная деятельность государства включала сохранение и вое производство всех социокультурных институтов, таких как образование, научные исследования, поддержание нуждающихся групп населения, организация зрелищ и праздников, а также осуществление необходимого монархическому государству вмешательства в религиозные связи и отношения с целью укрепления господствующего православия и ограничения других вероисповеданий, Такая деятельность предполагала особую систему органов, к ведению которых относилось и «попечение о сирых и убогих, больных и престарелых, иноверцах и заключенных, радение о спасении душ, общественное призрение, попечение о благочинии», что расширяло сферу государственного надзора в социокультурной области.
При всем разнообразии названных выше функций государства все они (кроме законодательства) содержат общий элемент распорядительно-исполнительно и деятельности по отдельным отраслям и направлениям, что и дает основание считать их разновидностями управления.
Судебная деятельность длительное время отличалась от управления лишь наличием судебного процесса. Процессуальные формы часто маскировали сословный и несправедливый характер суда, придавали действиям государственной власти (администрации, полиции) видимость правомерности и законности. И даже отделившись от управления (судебная реформа 1864 г.), суд всегда находился в той или иной степени зависимости от него. В отечественной традиции судебная власть так и не была полностью отделена от исполнительной ни при Рюриковичах, ни при Советах.
В таких формах, как законодательство, управление, правосудие может быть выражена почти всякая функция государства.
Каждой из названных форм соответствовали и определенные государственные документы: законодательству – законодательные акты, управлению – административные распоряжения, суду – судебные решения.
Из всех форм выражения воли государства исполнительное властвование является наиболее старой и развитой. Законодательство и правосудие, особенно на ранних ступенях развития государства, были ограничены узкими пределами и лишь в результате усложнения социальных и государственных задач стали постепенно расширяться, оставляя за исполнительной властью главенствующую роль.
Государственные институты и органы власти условно можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе механизма государства; высшие, центральные и местные.
Высшие органы, как правило, подчинены непосредственно носителю верховной власти (великому князю» царю, императору, генеральному секретарю, президенту). Практически всегда на наших территориях они являлись органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума, Сейм, Сенат, Государственный Совет, Комитет и Совет Министров» Кабинет министров, Администрация Президента).
Центральные органы (приказы, коллегии, министерства) исполняли законы, а также распоряжения главы государства и высших государственных органов.
С усложнением государственного аппарата в начале XIX в. было связано появление ведомств. Каждое ведомство представляло собой сложную и разветвленную систему центральных и местных органов и учреждений одного подчинения и близких по назначению.
Например, ведомство Министерства внутренних дел к началу XX в. включало, помимо огромного центрального аппарата (главных управлений, департаментов, отделов, комитетов и советов), большую н разветвленную группу местных органов и учреждений администрации, цензуры, жандармерии, политического сыска, правительствен но-дворянского надзора за крестьянами и управления ими и т.д. Кроме того, министерство осуществляло надзор за сословными органами (дворянскими, крестьянскими, остатками городских) и органами местного земского и городского самоуправления.
Местные органы власти и управления в свою очередь можно подразделить:
- по функциям (административные, полицейские. судебные и т.д.);
- по территории действия (губернские, уездные, городские и т.д. Специфической разновидностью этого деления являлись «особенные», то есть характерные только для определенной, конкретной местности);
- по комплектованию личного состава чиновников (с назначаемым составом, с выборным составом (выборных органов было мало, и, как правило, им отводились второстепенные задачи местного хозяйственного управления или суда по мелким делам), со смешанным составом).
Местное самоуправление находится в тесной связи с властными формами выражения воли государства, подразумевая и отражение деформированной воли самого общества и его отдельных сегментов, например, горожан или казаков.
История подавления самоуправления – составная часть истории государственности. История самоуправления – составная часть истории борьбы народа за изменение, улучшение или упразднение государственности. Вече, земские соборы, казацкий круг, комбеды, съезд народных депутатов и другие органы управления и самоуправления, созданные участием снизу и при ограничении вмешательства сверху, необходимы государственности только в крайних случаях, когда нужно более широкое одобрение ее действий или если поиск выхода из кризисной ситуации затянулся. Когда опасность минует, класть снова концентрируется вверху, уповая на силу или закон и отстраняясь от всякого почина снизу.
Таким образом, если государство может рассматриваться как функциональная общность, это ни а коем случае не означает, что и общество как целое может быть сведено к нему. Потребности общества более глубоки и разнообразны, и никакое государство никогда не успевает за их полным развитием. Динамика правового и социального изменчива, В различные эпохи на первый план выходят определенные институты, сферы деятельности, объекты и субъекты права, Одна из задач историка то сужать, то расширять рамки их возможного анализа.
Источник – глава из учебного пособия:
Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.