Меню Закрыть

Проблемы защиты прав молодежи как участников гражданских правоотношений

SQLITE NOT INSTALLED

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности и идеалы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства. Именно культура в целом и правовая культура в частности имеет огромное значение для оптимального функционирования современного общества. Она оказывает существенное влияние на развитие общественного потенциала, служит вектором его социально-исторического становления, своеобразным мостом, обеспечивающим связь поколений. Вместе с тем культура выполняет роль особого высокозначимого социального регулятора, который распространяет свое влияние на все сферы практической деятельности.

В современном обществе, когда значительно расширились возможности людей по автономному, самостоятельному участию в гражданском обороте, конституционных и административных правоотношениях, роль юридической грамотности существенно возросла. И для того чтобы эффективно реализовать все права и возможности, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями в области гражданского, конституционного, уголовного и других отраслей права. В этой связи особенное значение приобретает правовое просвещение граждан, которое включает в себя не только усвоение ими правовых знаний, но и понимание его требований и дозволений, а также умение эффективно применять их на практике. Позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры напрямую зависит от качества диалога граждан и государственных органов, в том числе правоохранительных органов, органов государственного управления.

Одним из показателей качественного уровня взаимодействия граждан и государственных органов является «уровень защищенности» граждан, который также может использоваться для измерения степени доверия к ним, а также говорить о действенности правовых и социальных норм в различных сферах функционирования общества. В нашем исследовании мы выделили несколько основных сфер, которые, по нашему мнению, в большей степени помогают реализовать поставленные нами задачи. Кроме этого отдельно нами был измерен данный показатель относительно органов государственного управления и, в частности, органов внутренних дел. Рассмотрим полученные данные.

Важным показателем, который является наиболее иллюстративным и характеризует деятельность многих государственных организаций в целом и правовой системы в частности, является уровень защищенности наших граждан на улице. На рисунке отражены полученные данные в контекстном распределении по полу:

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя защищенными на улице?», в процентах

Как видно из приведенных на диаграмме данных, полностью уверены и чувствуют себя защищенными 13% мужчин и только 1% женщин, скорее защищены, чем нет 34,9% и 21,1% соответственно. Однако почти половина мужчин (49,2%) усомнились в безопасности своего пребывания на улице, а среди респондентов женского пола данный показатель составил 76,4%.

О качестве диалога граждан и государственных органов можно судить из данных, приведенных на рисунке:

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя защищенными в государственной сфере и с правоохранительными органами?», в процентах

Как видно «уровень комфортности» достаточно высокий. Однако сегодня в деятельности государственных органов в целом и правоохранительных в частности существуют такие проблемы, как бюрократизм, излишний формализм, не в полной мере выполнение своих обязанностей, и т.п. Это приводит к тому, что 6,7% респондентов указали на свою полную и 25,4% частичную незащищенность в государственных органах и 10,6% и 26% респондентов, соответственно, в деятельности с правоохранительными органами. Справедливости ради хотелось бы отметить, что специфика деятельности некоторых государственных органов, особенно правоохранительных, зачастую связана с законным ограничением свобод граждан, что не может не отражаться на их отношении к данным органам.

Однако сколько бы мы не высказывали критических замечаний, следует понимать, что органы государственной власти являются неотъемлемым элементом в структуре механизма обеспечения и защиты прав и свобод граждан. В данном случае невозможно рассчитывать только на собственные силы и помощь друзей, о чем свидетельствуют приведенные в таблице данные:

Распределение ответов на вопрос «На чью помощь рассчитываете в случае нарушения Ваших прав?»

Среди официальных структур определенным доверием молодежи пользуются специалисты в области права (юристы, адвокаты) и правоохранительные органы. И это не случайно, поскольку сфера юриспруденции сегодня одна из наиболее сложных и динамично развивающихся. Поэтому современному молодому человеку никак не обойтись без квалифицированной юридической помощи. Однако это не свидетельствует о том, что самому гражданину не нужно владеть основами правовых знаний. Ведь если мы не знаем своих прав, то и не сможем определить, что они нарушены.

В связи с вышесказанным нельзя не отметить, что следует больше уделять внимание правовому образованию, активизации личностного потенциала учащейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Незнание законов, собственных прав делают жизнь молодежи политически обособленной: отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей.

Источник: Дыжова А.А. «Проблемы защиты прав молодежи как участников гражданских правоотношений»

Добавить комментарий