Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности и идеалы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства. Именно культура в целом и правовая культура в частности имеет огромное значение для оптимального функционирования современного общества. Она оказывает существенное влияние на развитие общественного потенциала, служит вектором его социально-исторического становления, своеобразным мостом, обеспечивающим связь поколений. Вместе с тем культура выполняет роль особого высокозначимого социального регулятора, который распространяет свое влияние на все сферы практической деятельности.
В современном обществе, когда значительно расширились возможности людей по автономному, самостоятельному участию в гражданском обороте, конституционных и административных правоотношениях, роль юридической грамотности существенно возросла. И для того чтобы эффективно реализовать все права и возможности, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями в области гражданского, конституционного, уголовного и других отраслей права. В этой связи особенное значение приобретает правовое просвещение граждан, которое включает в себя не только усвоение ими правовых знаний, но и понимание его требований и дозволений, а также умение эффективно применять их на практике. Позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры напрямую зависит от качества диалога граждан и государственных органов, в том числе правоохранительных органов, органов государственного управления.
Одним из показателей качественного уровня взаимодействия граждан и государственных органов является «уровень защищенности» граждан, который также может использоваться для измерения степени доверия к ним, а также говорить о действенности правовых и социальных норм в различных сферах функционирования общества. В нашем исследовании мы выделили несколько основных сфер, которые, по нашему мнению, в большей степени помогают реализовать поставленные нами задачи. Кроме этого отдельно нами был измерен данный показатель относительно органов государственного управления и, в частности, органов внутренних дел. Рассмотрим полученные данные.
Важным показателем, который является наиболее иллюстративным и характеризует деятельность многих государственных организаций в целом и правовой системы в частности, является уровень защищенности наших граждан на улице. На рисунке отражены полученные данные в контекстном распределении по полу:
Как видно из приведенных на диаграмме данных, полностью уверены и чувствуют себя защищенными 13% мужчин и только 1% женщин, скорее защищены, чем нет 34,9% и 21,1% соответственно. Однако почти половина мужчин (49,2%) усомнились в безопасности своего пребывания на улице, а среди респондентов женского пола данный показатель составил 76,4%.
О качестве диалога граждан и государственных органов можно судить из данных, приведенных на рисунке:
Как видно «уровень комфортности» достаточно высокий. Однако сегодня в деятельности государственных органов в целом и правоохранительных в частности существуют такие проблемы, как бюрократизм, излишний формализм, не в полной мере выполнение своих обязанностей, и т.п. Это приводит к тому, что 6,7% респондентов указали на свою полную и 25,4% частичную незащищенность в государственных органах и 10,6% и 26% респондентов, соответственно, в деятельности с правоохранительными органами. Справедливости ради хотелось бы отметить, что специфика деятельности некоторых государственных органов, особенно правоохранительных, зачастую связана с законным ограничением свобод граждан, что не может не отражаться на их отношении к данным органам.
Однако сколько бы мы не высказывали критических замечаний, следует понимать, что органы государственной власти являются неотъемлемым элементом в структуре механизма обеспечения и защиты прав и свобод граждан. В данном случае невозможно рассчитывать только на собственные силы и помощь друзей, о чем свидетельствуют приведенные в таблице данные:
Среди официальных структур определенным доверием молодежи пользуются специалисты в области права (юристы, адвокаты) и правоохранительные органы. И это не случайно, поскольку сфера юриспруденции сегодня одна из наиболее сложных и динамично развивающихся. Поэтому современному молодому человеку никак не обойтись без квалифицированной юридической помощи. Однако это не свидетельствует о том, что самому гражданину не нужно владеть основами правовых знаний. Ведь если мы не знаем своих прав, то и не сможем определить, что они нарушены.
В связи с вышесказанным нельзя не отметить, что следует больше уделять внимание правовому образованию, активизации личностного потенциала учащейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Незнание законов, собственных прав делают жизнь молодежи политически обособленной: отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей.
Источник: Дыжова А.А. «Проблемы защиты прав молодежи как участников гражданских правоотношений»