Меню Закрыть

Стабилизационные функции экологического управления

Экологическое информирование о состоянии окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение доступа к имеющимся открытым, полным и достоверным сведениям о событиях, явлениях, предметах, фактах, процессах в сфере использования, воспроизводства природных ресурсов, природных комплексов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.

Экологическое информирование подразделяется на срочное (оперативное), периодическое, комплексное, отраслевое, территориальное (региональное), в зависимости от его целевой направленности и эколого-социальной важности.

Различают экологическое информирование:

  • об уровне загрязнения, в т.ч. радиоактивного, почвы, атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и морских вод, подземных вод, продуктов животноводства и растениеводства;
  • о состоянии экологически опасных промышленных предприятий и производствах;
  • о применении химических, биологических средств защиты сельскохозяйственных культур и мероприятиях по предотвращению загрязнения окружающей природной среды средствами химизации;
  • об уровне техногенных изменений геологической среды;
  • об объемах бытовых отходов, занятых ими площадей земель и размеры подтопленных городских территорий;
  • о выполнении задач по строительству и вводу в действие природоохранных объектов, осуществлению природоохранных мероприятий;
  • о соблюдении требований экологической (радиационной) безопасности на атомных электростанциях;
  • о результатах контроля за охраной и использованием земельных, водных и лесных ресурсов, состоянием атмосферного воздуха, соблюдение экологических стандартов;
  • о другой статистической экологической информации. Обеспечение соответствующей информацией Верховной Рады.

Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других государственных предприятий, учреждений и организаций, распространение экологической информации в средствах массовой информации возложено на Министерство охраны окружающей природной среды Украины – в части сведений о качестве и режиме использования природных ресурсов, загрязнения окружающей природной среды, состояния экологической (в т.ч. радиационной) обстановки; Министерство здравоохранения Украины – в части сведений о степени влияния экологической обстановки и применяемых загрязненных продуктов питания на здоровье и состояние заболеваний населения.

Стандартизация и нормирование в сфере охраны окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на обеспечение единых требований, правил, норм, мерил относительно использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности. Экологические стандарты представляют собой совокупность научно обоснованных, юридически значимых нормативно-технических документов, которые содержат экологические требования, правила и нормы, утвержденные государственными органами и обязательные для выполнения субъектами экологического законодательства. Основной целью экологических стандартов является:

  • определение понятий и сроков, которые используются в экологической деятельности;
  • режима использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды;
  • методов контроля за состоянием окружающей природной среды;
  • мероприятий по предотвращению отрицательного влияния загрязнения природной среды на здоровье людей;
  • других вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.

Экологические нормативы представляют собой совокупность предельно допустимых концентраций возможного физического, биологического, радиационного и иного антропогенного влияния на состояние окружающей природной среды, которые не вызывают существенных изменений его качества и ухудшения здоровья людей, а также показателей использования природных ресурсов, которые устанавливаются уполномоченными органами государства относительно видов деятельности юридических и физических лиц.

Систему экологических нормативов составляют:

  • нормативы экологической безопасности;
  • предельно допустимые выбросы и сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов;
  • нормативы использования природных ресурсов и другие экологические нормативы.

К нормативам экологической безопасности относятся: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей природной среде; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и иного влияния на окружающую природную среду; предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания.

Нормативы экологической безопасности должны отвечать требованиям охраны окружающей природной среды и здоровью людей.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде и уровни вредного физического влияния на него должны быть едиными для всей территории Украины. В отдельных случаях для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных территорий допускаются более суровые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и другого вредного влияния на окружающую природную среду.

Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей природной среды, Министерством здравоохранения и другими уполномоченными государственными органами соответственно законодательству Украины.

Экологическое лицензирование. Значение лицензирования как одного из самостоятельных функций экологического управления определяется многими факторами информационного, превентивного, контрольного характера. Оно является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации публично-правовых методов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

Под экологическим лицензированием необходимо понимать деятельность уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, связанную с выдачей официальных документов (экологических лицензий) на осуществление природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экологические лицензии являются разновидностями разрешений на использование природных ресурсов. Вместе с тем, между ними есть определенные отличия, обусловленные характерными признаками. К признакам экологических лицензий относятся:

  • они выдаются на конкурсной основе;
  • в них отсутствуют индивидуализация природных объектов, на эксплуатацию которых они выдаются;
  • они устанавливают экологические требования и ограничения;
  • лицензии могут выдаваться и на те виды деятельности, которые не связаны с использованием природных ресурсов, но воздействуют на состояние окружающей природной среды.

В соответствии с действующим экологическим законодательством, экологическому лицензированию подлежат: деятельность по использованию недр (геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. сооружений для подземного хранения нефти, газа, иных веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, рекреационно-оздорови-тельное значение); по использованию источников минеральных вод; обращению с опасными для окружающей природной среды отходами; по осуществлению отдельных видов пользования объектами животного мира.

Так как лицензирование является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечивать соблюдение в процессе природопользования всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством.

Лицензии выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *