Меню Закрыть

Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права

Среди источников экологического права важную роль играют подзаконные нормативные акты, которые образуют сложную иерархическую систему и занимают соответствующее место во всей системе нормативного регулирования.

К подзаконным нормативно-правовым, актам – источникам экологического права – относятся указы Президента Украины, нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Группу подзаконных нормативных актов разделяют на виды по различным критериям: по внешней форме выражения (например, постановления, приказы, решения, правила и др.); по субъектам (например, нормативные акты правительства, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.п.); по времени действия – постоянные и временные и пр.

Особое место среди источников экологического права занимают нормативные правовые акты (указы и распоряжения) Президента Украины. В соответствии со ст. 106 Конституции Украины он, в частности, принимает в случае необходимости решение о введении в Украине либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации – с последующим утверждением решений Верховной Радой Украины.

Нормотворческая компетенция Президента Украины достаточно обширна. Так, Указом от 23 мая 2005 года утверждены меры по дальнейшему развитию природно-заповедного дела в Украине. Указом Президента Украины от 27 декабря 2005 года утверждено Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины.

Значительный удельный вес среди источников экологического права составляют постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины. Они принимаются согласно ст. 117 Конституции Украины на основании и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, указов Президента Украины и являются обязательными к исполнению.

Среди предусмотренных Конституцией Украины полномочий Кабинета Министров Украины необходимо выделить такие, которые относятся к регулированию и реализации экологических отношений: обеспечение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования; обеспечение равных условий развития всех форм собственности; принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и некоторые др. Путем принятия постановлений и распоряжений Правительство реализует свою исполнительно-распорядительную функцию в сфере экологии. При этом следует иметь в виду, что в одних случаях Кабинет Министров Украины принимает соответствующие постановления экологического содержания по собственной инициативе, детализируя и конкретизируя конкретный вопрос, в других – он реализует прямое указание соответствующих законов или указов Президента Украины. Так, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О растительном мире» Кабинет Министров Украины постановлением от 29 августа 2002 года утвердил «Положение о Зеленой книге Украины».

Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, принятые центральными органами исполнительной власти.

В систему центральных органов исполнительной власти Украины входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Министерства и государственные комитеты являются главными ведущими органами в системе центральных органов исполнительной власти в обеспечении реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Наиболее широкими полномочиями в сфере регулирования экологических отношений путем издания приказов, инструкций и других подзаконных ведомственных нормативных актов наделены Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Министерство охраны здоровья Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государственный комитет Украины по водному хозяйству, Государственный комитет лесного хозяйства и некоторые другие.

Нормативные акты указанных органов с учетом их правовой природы подразделяют на две группы: обязательные только для подчиненных этим органам субъектам (ведомственные); обязательные для всех субъектов экологических отношений (межведомственные).

Значительной компетенцией по изданию эколого-правовых актов наделено Министерство охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды Украины). Данное Министерство является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, заповедного дела, «обращения» сотходами, геологического изучения недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.

Одной из основных задач Минприроды Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования воспроизводства и охраны природных ресурсов, обращения с отходами и пр.

Минприроды Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение. В качестве примера, нужно привести Приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 18 декабря 2003 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации».

В случаях, предусмотренных законодательством, эколого-правовые акты Минприроды являются обязательными для исполнения центральными органами государственной исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и гражданами. При необходимости Министерство принимает вместе с другими центральными органами государственной исполнительной власти общие нормативно-правовые акты, которые носят межведомственный характер.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, который вносит предложения по поводу формирования государственной политики Кабинету Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляет управление в обозначенной сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению.

Так, Государственный комитет Украины по водному хозяйству вносит в установленном порядке предложения, касающиеся формирования государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения нужд населения и национальной экономики в водных ресурсах, а также обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в данной сфере. Кроме того, названный комитет осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование отношений по вопросам, отнесенным к его ведению.

Приказами министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти утверждаются в том числе и эколого-правовые акты: инструкции, положения и др. Например, Инструкция о порядке осуществления проверок субъектов, использующих водные ресурсы или осуществляющих хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон, утверждена Приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 29 января 2001 года.

Источниками экологического права выступают также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (постановления, решения, нормативные приказы) и местных органов государственной исполнительной власти (постановления, решения).

Согласно Конституции Украины органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к исполнению на соответствующей территории. Так, Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» определяют полномочия органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции: организовывают разработку экологических программ; сбор, переработку, утилизацию и погребение отходов на своей территории; регулирование планирования и застройки и пр. Перечисленные направления деятельности указанных органов реализуются с помощью принятия ими нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты министерства и других центральных органов государственной исполнительной власти подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом. Регистрация возложена на Министерство юстиции Украины и имеет своей целью упорядочение ведомственного нормотворчества, установления законности и устранения дублирования.

Регистрацию нормативно-правовых актов министерств и республиканских комитетов Автономной Республики Крым осуществляет Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым.

Государственную регистрацию нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их управлений, отделов и других подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля осуществляют областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции. Районные, районные в городах Киеве и Севастополе управления юстиции осуществляют регистрацию нормативно-правовых актов районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений.

В Украинском государственном центре правовой информации Министерства юстиции Украины создан банк данных о нормативно-правовых актах, которые занесены в государственный реестр.

Итак, подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права образуют сложную систему, в которой различают следующие уровни:

  • Указы Президента Украины;
  • нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины;
  • нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и местных органов государственной исполнительной власти.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

2 Comments

  1. Марк

    Подзаконные нормативно-правовые акты — это важные источники экологического права, которые помогают регулировать отношения в сфере охраны окружающей среды. Их принятие помогает обеспечить соблюдение экологических стандартов и норм и обеспечить устойчивое развитие.

  2. Алексей Воронцов

    Подзаконные нормативно-правовые акты играют важную роль в области экологического права. Они помогают уточнять и конкретизировать законы, делают их более доступными для понимания и применения. Благодаря таким актам можно эффективно решать экологические проблемы на местах и защищать нашу природу. Это, безусловно, позитивный шаг к более устойчивому будущему!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *