Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

В соответствии со статьей 4 УПК, орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья или суд обязаны, в пределах своей компетенции, возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода и достаточного основания. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает содержание понятия "повода", а только лишь перечисляет их в диспозиции статьи 94 УПК.

В "Толковом словаре" под ред. СИ. Ожегова слово "повод" толкуется как "обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь".

Это понятие раскрывается в юридической литературе. Так, Ф.Н. Фаткуллин отмечает, что повод к возбуждению уголовного дела есть "...предусмотренный законом источник, из которого компетентные органы получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении".

Под это определение подпадают все источники первичной информации о преступлениях, за исключением такого повода, как непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, следователем, прокурором или судом.

Возникает вопрос: почему указывается исключение? Под непосредственным обнаружением признаков преступления понимается сама непосредственная деятельность органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда, в которой повод для возбуждения уголовного дела появляется только на одном конкретном определенном ее этапе в ходе выполнения прямых функциональных обязанностей или при исполнении служебного долга. Например, это может быть связано с выполнением указанными лицами процессуальных и следственных действий, в ходе которых выявляются признаки преступления, в отношении которого еще не возбуждено уголовное дело: при производстве обыска по делу о краже имущества обнаруживается и изымается огнестрельное оружие, наркотических; средства и т. п.

Вместе с тем, признаки преступления могут обнаружить не только правоохранительные органы, но и граждане, должностные лица учреждений, организаций и предприятий. На них возлагается гражданская обязанность сообщить правоохранительным органам о выявленном подготовленном или совершенном преступлении. Но их сообщение не влечет немедленного возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь, прокурор, судья или суд, в чьем распоряжении имеется эта информация, обязаны, в пределах своей компетенции, проверить сообщение и только после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что информация с признаками преступления проверяется только правоохранительными органами, т.е. субъектами, уполномоченными разрешать заявления и сообщения о преступлении и возбуждать уголовные дела. Именно факт обнаружения ими признаков преступления порождает обязанность проверить обстоятельства совершенного преступления и возбудить уголовное дело.

Таким образом, можно сделать вывод, что повод к возбуждению уголовного дела - это предусмотренный законом источник первичных сведений о преступлениях, поступивших в органы дознания, досудебного следствия, прокуратуру или в суд, а также непосредственное обнаружение ими признаков преступления.

Все поводы к возбуждению уголовного дела являются юридическими фактами и порождают обязанность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Поводом к возбуждению уголовного дела, согласно статье 94 УПК, являются:

  1. заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;
  2. сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;
  3. явка с повинной;
  4. сообщения, опубликованные в печати;
  5. непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Все перечисленные поводы к возбуждению уголовного дела, кроме последнего, в перечне охватываются обычно термином "заявления и сообщения о преступлениях". К таким заявлениям, как свидетельствует практика органов досудебного расследования, прокуратуры и суда, относится и жалоба потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения, хотя она прямо в части 1 статьи 94 УПК не указана.

Правильное процессуальное оформление повода к возбуждению уголовного дела позволяет избежать ошибок при решении вопроса о возбуждении дела, а соблюдение процессуальной формы источника информации о преступлении предусматривает использовав его в будущем в качестве доказательства по делу.

Рассмотрим подробнее конкретно каждый повод к возбуждению уголовного дела.

1. Заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан. Заявление граждан представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица.

Устное заявление, согласно статье 95 УПК, заносится в протокол (Протокол устного заявления), в котором фиксируются сведения о заявителе, предупреждение его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного доноса, обстоятельства подготавливаемого или совершенного преступления. Протокол подписывается заявителем и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, принявшим заявление.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Должностное лицо обязано удостовериться в личности подающего заявление, для чего проверяется документ, удостоверяющий личность. Сведения об этом документе указываются в протоколе устного заявления или в другом процессуальном документе.

При подаче как устного заявления, так и письменного сообщения, заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности по статье 177 Уголовного кодекса Украины за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя (часть 2 статьи 95 УПК).

Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Они могут быть лишь поводом к проверке содержащихся в них сведений. Если факты, о которых указывалось, в анонимном письме, о готовящемся или совершенном преступлении подтвердятся, то поводом к возбуждению уголовного дела будет являться "...непосредственное обнаружение органами дознания, следователем, прокурором, судьей или судом признаков преступления".

Граждане активно участвуют в борьбе с проявлениями преступности и содействуют органам в быстром раскрытии преступлений. Более половины уголовных дел возбуждаются по заявлениям потерпевших от преступления.

Необходимо отметить, что по фактам совершения умышленного легкого телесного повреждения без отягчающих последствий, нанесения побоев, фактов клеветы и оскорбления, изнасилования без отягчающих последствий и по фактам самоуправства уголовные дела могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Однако, согласно части 3 статьи 27 УПК, прокурор по своей инициативе вправе возбудить уголовное дело без жалобы потерпевшего в случаях, если:

  1. преступление имеет особое общественное значение;
  2. потерпевший в силу своего беспомощного состояния не может защитить свои законные интересы;
  3. потерпевший в силу служебной или иной зависимости не в состоянии защитить свои законные интересы;
  4. потерпевший по другим причинам не в состоянии защитить свои законные интересы.

Сообщения о преступлении могут быть сделаны руководителями предприятий, учреждений и организаций, их должностными лицами, а также представителями власти или общественности, когда они располагают сведениями о подготавливаемом или совершенном преступлении, полученными в процессе работы или иным путем.

Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме, подписаны должностным лицом к удостоверены штампом или печатью предприятия, учреждения или организации. К сообщениям могут быть приложены документы, подтверждающие факт совершения преступления, сведения о лицах, его совершивших. Например, поддельные документы, акт ревизии, инвентаризации или аудиторской проверки, характеристика, выписка из истории болезни и пр.

Если руководитель предприятия, учреждения или организации или должностное лицо устно обратятся в компетентные правоохранительные органы с сообщением о преступлении, то их обращение должно быть, закреплено в "Протоколе устного заявления".

Телефонные звонки, личные обращения граждан к работникам милиции, прокурору или судье не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Сообщения должны быть тщательно проверены и в случае подтверждения факта совершения преступления поводом к возбуждению уголовного дела будет являться непосредственное обнаружение компетентными органами признаков преступления.

2. Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным. Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным, могут быть как устными, так и письменными.

Прежде всего необходимо дать толкование таким понятиям, как "лицо, задержанное на месте преступления" и "лицо, задержанное с поличным".

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 106 УПК видно, что подозреваемым называется лицо, застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Это лицо должно быть задержано при явном, т. е. не поддающемся сомнению в совершении общественно опасного деяния, минуемого преступление. Факт задержания подозреваемого лица вследствие возникновения каких-либо объективных причин, препятствующих непосредственному задержанию преступника, может быть отсрочен от момента совершения преступления на какое-то определенное время. Это может быть, например, преследование подозреваемого, оказание задержанным сопротивления при захвате и доставлении в правоохранительные или государственные органы, отсутствие автомототранспорта и т. п. Задерживающие должны быть уширены, что они пресекают совершение преступления, задерживают лицо, подозреваемое в его совершении, с целью доставления в соответствующее учреждение.

Задержание подозреваемого с поличным производится при явности совершения данным лицом преступления, когда оно пытается скрыться либо скрыть следы, орудия преступления и предметы или имущество, добытые преступным путем. У лиц, задерживающих подозреваемого, не должно быть сомнений в том, что данное лицо совершает или совершило преступление или готовилось к совершению преступления. К этому понятию также следует отнести такое обстоятельство, когда задерживающие обнаруживают на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище явные следы преступления.

Явными следами преступления считаются такие следы, которые несомненно свидетельствуют о совершении определенного преступления: следы крови по делам об убийстве или нанесении телесных повреждений, поддельные государственные казначейские билеты по делам о фальшивомонетничестве, похищенные вещи по делам о краже и т. п. Такие следы в результате соответствующих следственных действий могут быть обнаружены в жилых и подсобных помещениях, занимаемых заподозренным, на его рабочем месте, при нем, на его теле и одежде.

При доставлении подозреваемого, задержанного на месте совершения преступления или с поличным, в органы досудебного расследования, прокуратуру или в суд, составляется "Протокол задержания подозреваемого", который подписывается как задержанным, так и лицом, его задержавшим. Этот документ будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, Если задержание подозреваемого производится работником милиции, то последний составляет на имя начальника органа дознании рапорт, который будет служить поводом к возбуждению уголовного дела.

Необходимо отметить, что категорически нельзя отождествлять вышеуказанное задержание лица с задержанием подозреваемого, производимого в порядке статьи 106 УПК, которое может быть осуществимо только после возбуждения уголовного дела.

3. Явка с повинной. Явка с повинной - это заявление лица о совершенном им или с его участием преступлении, сообщенное или написанное добровольно, по личной инициативе, органу дознания, следователю, прокурору, судье или суду.

Это заявление может быть сделано как в письменной форме, так и в устной. В последнем случае лицо, принявшее устное заявление, обязано составить соответствующий процессуальный документ, в данном случае это "Протокол явки с повинной". При этом необходимо удостовериться в личности добровольно заявившего о подготавливаемом или совершенном преступлении. В протоколе явки с повинной необходимо указать анкетные данные заявителя, а также все обстоятельства преступления, имевшие место как до его совершения, так во время и после общественно опасного деяния. При необходимости следует уточнить сведения об орудиях преступления, местонахождении предметов, добытых преступным путем, о смягчающих и отягчающих уголовную ответственность обстоятельствах.

Необходимо учесть, что лицо, добровольно заявившее о совершении преступления, не предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного доноса (статья 177 УК Украины).

Во время приема явки с повинной должностному лицу, составляющему документ, необходимо выяснить, что явилось причиной такою заявления, и мотивы этого поведения фиксируются в протоколе.

Заявление о явке с повинной, послужившей поводом к возбуждению уголовного дела, следует отличать от явки с повинной как обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность. В первом случае лицо заявляет о совершении им или в составе преступного сообщества преступления, а также об укрывательстве либо недонесении о подготавливаемом или совершенном преступлении, о котором правоохранительные органы не располагают сведениями и если по данному факту уголовное дело ранее не возбуждалось. Поводом к возбуждению уголовного дела будет являться протокол о явке с повинной. В другом случае явка с повинной о преступлении, по факту которого ранее возбуждено уголовное дело и проводится предварительное расследование, служит лишь обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность. В этом случае лицо в заявлении о явке с повинной может сообщить о совершении им или о его причастности к преступлению, о местонахождении орудий преступления, предметов и ценностей, добытых незаконным путем, о объектах преступного посягательства.

Так например, Черников, находясь в местах лишения свободы, за совершение злостного хулиганства, написал администрации исправительно-трудового учреждения явку с повинной, в который указал, что 1 мая 1996 года он совершил в г. Кременная Луганской области ограбление: в лифте многоэтажного дома у озера снял с женщины золотые ювелирные изделия. Далее он указал, что на следующий день он совершил аналогичное поступление, завладев цепочкой и перстнем, принадлежавшими гр. Цуповой Л.П., ранее ему знакомой. Ценности, как он указал в собственноручно написанном документе, находятся в тайнике в квартире его матери. Администрация ИТУ, согласно статье 97 УПК "Обязанность принятия заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения", направила явку с повинной по принадлежности в территориальный ОВД г. Кременная. Проверкой установлено, что по факту ограбления женщины в лифте многоэтажного дома у озера имеется приостановленное производством уголовное дело. По второму факту гр. Цупова Л.П. подтвердила факт ее ограбления гражданином Черниковым В., но ранее в милицию не обращалась. По этому факту было возбуждено уголовное дело и поводом к этому послужила явка с повинной. В первом же случае явка с повинной является, согласно пункту 8 чисти 1 статьи 40 УК Украины, обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.

Вместе с тем, уголовный закон предусматривает основания для освобождения от уголовной ответственности лица, явившегося с повинной, за совершение некоторых видов преступлений:

  1. когда гражданин Украины не совершил в отношении своего государства никаких действий по исполнению преступного задания зарубежного государства, зарубежной организации либо их представителей и добровольно заявил о своих связях с ними органам власти Украины (статья 56 УК Украины);
  2. лицо, которое добровольно заявило о даче взятки должностному лицу и о наступивших последствиях (часть 3 статьи 170 УК Украины);
  3. лицо, добровольно спавшее огнестрельное оружие, боевые припасы и взрывчатые вещества, которые хранились у него без соответствующего разрешения компетентных государственных органов (часть 2 статьи 222 УК Украины).

Кроме того, необходимо учесть, что явка с повинной может быть не только раскаянием в содеянном, но и желанием скрыть совершенное более тяжкое преступление или даже взять на себя чужую вину.

Явка с повинной является не только поводом к возбуждению уголовного дела., но и смягчающим уголовную ответственность обстоятельством, и поэтому от правильности ее процессуальной) оформления зависит, какое юридическое решение будет принято.

4. Сообщения, опубликованные в печати. К числу сообщений, опубликованных в печати, относятся статьи, заметки, фельетоны, письма и т.п., исходящие от автора и присоединившейся к нему редакции печатного издания. Под прессой подразумеваются печатные издания, которые имеют постоянные названия и периодичность выпусков от одного и более номеров (выпусков) на протяжении года, издаваемые на основании "Свидетельства о государственной регистрации", регламентированные Законом Украины "О способах печати массовой информации (прессы) в Украине" в виде изданий газетного и журнального типов.

Необходимо обратить внимание, что материалы стенной печати не являются сообщениями печати. Если сведения о факте подготавливаемого или совершенного преступления станут известны компетентным органам из такой печати, то поводом к возбуждению уголовного дела является непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, следователем или судьей.

В случае неопубликования редакцией газеты или журнала некоторых статей, писем, заметок или фельетонов, в которых сообщаются сведения о преступлении, администрация обязана переслать их в адрес государственных или правоохранительных органов, в компетенцию которых входит рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В этом: случае поводом к возбуждению уголовного дела являются сообщения государственных учреждений или общественных организаций.

Возбудить уголовное дело по факту публикации в прессе вправе только прокурор, на чьей территории совершено преступление. Это исключительное право дано ему с той целью, чтобы не допустить дублирования аналогичных действий другими правоохранительными органами.

5. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом признаков преступления в качестве повода к возбуждению уголовного дела означает, что эти органы сами, исполняя свои функциональные обязанности, выявляют преступление и при необходимости возбуждают уголовное дело с целью раскрытия и расследования общественно опасного деяния.

Право возбуждения уголовного дела в органах дознания возложено, кроме руководителя органа дознания, на должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство дознания по уголовным делам. В милиции, являющейся органом дознания, такими полномочиями обладают инспекторы по дознанию, старшие участковые инспекторы милиции, наиболее подготовленные участковые инспекторы милиции, оперуполномоченные уголовного розыска и отделов государственной службы борьбы с экономическими посягательствами, должностные лица государственной автомобильной инспекции и подразделений общественной безопасности и т. п. Такими полномочиями также обладают сотрудники государственной» пожарного надзора, оперативных и режимных частей исправительно-трудовых учреждений, командиры воинских частей, соединений, таможенных и пограничных органов, капитаны морских судов и работники налоговой милиции.

Правовой основой деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов, кроме положений, урегулированных Уголовно-процессуальным кодексом Украины, являются Законы Украины: "О милиции", "О службе безопасности Украины", "О пограничных войсках Украины", "О статусе судей Украины", "Таможенный кодекс" и другие законодательные источники уголовно-процессуального права.

Однако, исходя из принципа верховенства права, правовые нормы Конституции Украины, согласно статье 8 Основного Закона, имеют высшую юридическую силу, и все иные законы и нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Поэтому Основной Закон государства также является источником уголовно-процессуального права, и все должностные лица и другие участники уголовно-процессуальной деятельности должны исполнять указанные законы.

Признаки преступления вышеуказанные органы могут обнаружить в процессе своей непосредственной деятельности по выполнению служебных обязанностей. Так, например, органы дознания обнаруживают признаки преступления в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий; органы досудебного следствия - при расследовании уголовных дел; прокурор обнаруживает признаки преступления в процессе осуществления надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания, досудебного следствия, при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер процессуального принуждения, связанных с ограничением личной свободы граждан; судья и суд выявляют признаки преступления при отправлении правосудия по уголовным и гражданским делам. В этой деятельности правоохранительные органы, в компетенцию которых входит возбуждение уголовных дел, обязаны соблюдать законность и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, в. частности, не допускать распространения конфиденциальной информации о лице без его согласия (статья 32 Конституции Украины).

Для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела недостаточно иметь предусмотренные законом поводы. К этому требуется еще наличие достаточных оснований.

В юридической литературе имеется следующее понятие термина основание: "наличие фактических данных, указывающих на совершение преступления."

В структуру понятия основание входят два элемента:

  1. наличие достаточных данных, указывающих на то, что противоправное деяние действительно имело место;
  2. наличие достаточных данных, свидетельствующих о наличии в этом деянии признаков преступления.

Вместе с тем, ученые-процессуалисты Л.М. Карнеева, П.А. Лупинская и И.В. Тыричев уточняют, что "...под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать конкретные фактические данные, свидетельствующие о совершенном или готовящемся преступлении и об отсутствии обстоятельств, препятствующих ведению уголовного судопроизводства".

Установление оснований, исключающих производство по уголовному делу, необходимо для того, чтобы уберечь работников органов дознания, досудебного следствия и суда от излишней работы в случае преждевременного возбуждения уголовного дела и последующего его прекращения.

Поэтому можно согласиться с мнением вышеуказанных авторов, которые подразделяют условия оснований к возбуждению уголовного дела на две группы:

  1. обязательные обстоятельства, направленные на установление законного повода и достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков преступления;
  2. факультативные условия - выяснение вопроса об отсутствии сведений об обстоятельствах, исключающих производство по делу.

Однако к моменту возбуждения уголовного дела не всегда представляется возможным установить обстоятельства, исключающие производство по делу, поэтому органу дознания, следователю, прокурору или суду для возбуждения уголовного дела достаточно установить наличие фактических данных, указывающих на признаки преступления в общественно опасном деянии.

Уголовное дело может быть возбуждено только относительно преступления, т. е. общественно опасного деяния, являющегося, согласно уголовному закону, преступлением. Если же в событии, о котором стало известно, нет признаков уголовно наказуемого деяния, то, следовательно, нет и оснований к возбуждению уголовного дела. Как правило, для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно должностному лицу, правомочному принимать га-кие решения, установить наличие таких признаков преступления, как общественном опасность или противоправность деяния. При выявлении этих элементов следует возбуждать уголовные дела. В дальнейшем при осуществлении проверки, дознания или следствия будут установлены другие признаки преступления ~ виновность и наказуемость, которые необязательно могут иметь место. Например, совершено не преступление, а казус или противоправное деяние совершило лицо, не достигшее определенного возраста для привлечения к уголовной ответственности, - в обоих случаях отсутствуют виновность, и уголовная наказуемость.

В момент возбуждения уголовного дела должна быть дана предварительна квалификация содеянного, которая подлежит проверке, уточнению в ходе дознания и досудебного следствия и определяет направление и объем выполняемой работы.

Источник – глава из монографии:

Колодяжный В.Л. Возбуждение уголовного дела: проблемы теории и практики: Монография. - Луганск: РИО ЛИВД, 1999. - 148 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике