Альтернативные виды уголовных наказаний

Современное направление политики уголовно-исполнительных систем развитых стран предусматривает широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Основным международным документом, ориентирующим на применение альтернативных мер наказания, служат принятые в 1990 году «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением» («Токийские правила»). Согласно п. 1.5 Правил «Государства-члены разрабатывают меры, не связанные с тюремным заключением, в рамках своих правовых систем с целью обеспечения других возможностей, сокращая тем самым применение тюремного заключения, и с целью рационализации политики в области уголовного правосудия с учетом необходимости соблюдения прав человека, требований социальной справедливости и потребностей правонарушителя в отношении возвращения к нормальной жизни в обществе». Пункт 2.3 Правил гласит: «В целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер. Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможной последовательность приговоров».

На основании поддержки развития наказаний, не связанных с изоляцией от общества, Правительством Российской Федерации 14 октября 2010 года утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Данная Концепция предполагает ведение перспективной рациональной политики в области уголовного правосудия и указывает на необходимость увеличения общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, на 200 тыс. человек уже к 2020 году за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, введения большего количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и значительного расширения практики назначения данных наказаний судами. Такая рационализация наказаний для лиц, совершивших преступление небольшой и средней тяжести, направлена на повышение обеспечения защиты общества, снижение общего уровня преступности, криминализации, разобщение преступного сообщества, и снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы.

По данным статистических учетов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России за 2014 год прошло 926 431 лиц, осужденных к наказанию без изоляции от общества, к концу 2014 года количество таких осужденных составило 433 674 человека. Количество, лиц содержащихся в местах лишения свободы за 2014 год по данным Росстата составило 665 600 осужденных, что меньше числа осужденных без изоляции от общества всего на 1/3. Такой показатель соотношения реальных и альтернативных наказаний является достаточно низким для государств с развитой правовой системой. В европейских странах (Франция, Германия, Великобритания) число лиц, содержащихся в местах лишения свободы в 3-4 раза меньше, чем приговоренных к альтернативным мерам наказания.

При исследовании возможности применения наказаний, не связанных с лишением свободы, был проведен анализ статистических данных по вынесенным приговорам за 2014 год. По данным Росстата РФ за 2014 год число осужденных по приговорам судов, вступивших в законную силу составляет 719 300 человек, из которых 198 900 человек осуждены за кражи (хищения), что в процентном соотношении составляет 27,65% от всего количества осужденных и является самым большим и многочисленным сегментом уголовного судопроизводства в 2014 году. В 2012- 2013 годах показатель количества приговоров судов за хищения также значительно больше, чем за совершение иных преступлений. На основании приведенных данных можно говорить о необходимости исследования возможностей увеличения применения назначения наказании без изоляции от общества, в отношении преступлений, связанных с хищениями, при этом руководствуясь нормами Российского законодательства, основываясь как на историческом так и на современном опыте зарубежных стран. Такие изменения в дальнейшем будут способствовать усовершенствованию уголовно-исполнительного производства, а также повышению экономической эффективности.

При рассмотрении инструмента уголовных санкций, действующих сегодня в качестве наказаний в РФ за совершение хищений, в сравнении с перечнем наказаний, предусмотренных за совершение хищений уголовным кодексом РСФСР, предусматривающим помимо лишения свободы - исправительные работы, штрафы, а при рецидиве деяния только лишение свободы и конфискацию имущества, наблюдается положительная динамика в сторону гуманизации законодательства. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации (от 13 июня 1996 года №63-ФЗ) кроме исправительных работ и штрафа предусмотрено наказание в виде обязательных работ. Положения уголовного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ введены в действие с 10 января 2005 года. Конфискация имущества была упразднена. Кроме того, в период с 1996 года по 2003 год исправительные работы могли быть назначены исключительно осуждённым, имевшим основное место работы, и заключались в привлечении осужденного к труду с вычетом в доход государства определенной части его заработка (от 5 до 20 %, на усмотрение суда, выносящего приговор). С 2003 года исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. В 2011 году в статью об исправительных работах были внесены изменения, согласно которым исправительные работы могут назначаться как осуждённым, не имеющим основного места работы, так и имеющим его. В настоящее время за преступления, связанные с хищением, предусмотрены дополнительные виды наказания в виде ограничения свободы, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 № 377 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и введены в действие новые положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы. Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 г. №420-ФЗ для применения в качестве альтернативы лишению свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести или за впервые совершенное тяжкое преступление введен новый вид наказания – принудительные работы. Этот вид наказания должен был исполняться с 2013 года, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы его введение в действие было отсрочено до 2014 года. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 431-ФЗ вступление в силу положений УК о принудительных работах было отложено до 1 января 2017 года. Причинной этого могла стать нехватка бюджетных средств на создание исправительных центров.

Источник:

Левченко В.Н. Совершенствование альтернативных видов уголовных наказаний // Actualscience. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 132-134.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике