Меню Закрыть

Проблемы подготовки специалистов для системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

В настоящее время, по мнению практических работников уголовно-исполнительной системы (УИС), выпускники ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) недостаточно подготовлены к реализации задач по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Одной из причин этого, на наш взгляд, является слабая практическая направленность обучения.

Согласно официальным данным ФСИН России, этому во многом способствуют неэффективная система профессиональной ориентации молодежи, а также устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства образовательных организаций, в итоге более 45% завершают обучение на «удовлетворительно», около 15% отчисляются в процессе учебы или увольняются в первые годы службы после окончания вуза. Так, по состоянию на 2013 год имеется недостаточный количественный (некомплект личного состава 4%) состав уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Кроме того, можно утверждать о недостаточном качественном составе УИИ. Нами был осуществлен опрос курсантов Псковского юридического института ФСИН России (ныне Псковского филиала Академии ФСИН России), осуществляющего в соответствии с введенной специализацией подготовку кадров для УИИ. В ходе исследования мы оценили их информационную компетентность, в частности, способность ориентиро¬ваться в информационном потоке, умение находить и систематизировать различные источники информации по разным критериям, владение современными информационными технологиями. Установлено, что у большого количества опрошенных нами лиц работа с библиографическими каталогами вызывает некоторые сложности, что, с одной стороны, обусловлено недостаточным фондом библиотеки, с другой – большими затратами времени на поиск и обработку информации в книжном варианте. В связи с этим необходимую информацию они находят преимущественно в Интернет-источниках, при этом без затруднений, как они сами утверждают, могут подобрать информацию по конкретной проблеме, выделить из общего массива собранных сведений наиболее актуальные и важные.

Респонденты в основном считают себя достаточно коммуникативными людьми, не испытывают затруднений выступать в роли как ведущего, так и слушающего (коммуникативная компетентность). При этом прослеживается явное разделение на тех, кто легко вступает в общение с разными категориями людей (независимо от возраста или положения), а также тех, кто сначала изучает оппонента, а только затем строит линию поведения. У курсантов не вызывает затруднений изменение или корректировка линии своего поведения в диалоге, они стараются избежать конфликтной ситуации, тем не менее определенные разногласия допускают в случае принципиального отличия собственной точки зрения и мнения оппонента. 15 % обучаемых в случае, если участник диалога, с их точки зрения, менее грамотен, чем они, всеми возможными способами пытаются ему на это указать (если, конечно, подобная ситуация не получит общественной огласки). Респонденты также убеждены в том, что готовы работать в команде, однако лишь единицы уверенно указали на наличие у себя лидерских качеств.

Свои права курсанты знают и готовы их отстаивать, но не забывают и о возложенных на них обязанностях. Однако далеко не каждый готов взять на себя ответственность за принятие решений (социально-правовая компетентность). Совсем незначительное число опрошенных тщательно подходят и к планированию собственного времени, при этом исходят из того, чтобы достижение результата было обеспечено рациональными затратами ресурсов.

Проведенные нами анализ деятельности УИИ и опрос позволяют сделать некоторые выводы.

1. В соответствии с распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2012 г. № 482-р «О подведении итогов работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за 2012 год и определении приоритетных задач на 2013 год» 17 января 2013 г. состоялось служебное совещание управления кадров ФСИН России, где определены основные направления развития ее кадровой службы на 2013 год.

Исходя из сложившейся ситуации в области ведомственного профессионального образования 22 декабря 2012 г. была утверждена Программа развития его системы на период до 2020 года, мероприятия которой ориентированы на достижение к 2020 году таких значений целевых показателей, как соответствие уровня профессионального образования и квалификации сотрудников УИС квалификационным требованиям к занимаемой должности для 90% среднего, старшего и высшего начальствующего состава учреждений и органов УИС; повышение удовлетворенности сотрудников качеством и доступностью образовательных услуг до уровня 90% и более.

Для повышения качества подготовки кадров для УИИ, приведения деятельности образовательных организаций и содержания обучения в соответствие с современными требованиями в качестве стратегических целей развития системы ведомственного профессионального образования должны быть определены следующие: улучшение отбора кандидатов на обучение, обеспечение соответствия структуры набора потребностям практики; совершенствование содержания профессиональной подготовки кадров; повышение уровня закрепляемости выпускников; совершенствование системы управления ведомственными образовательными организациями. В целях сокращения расходов на подготовку кадров нужно особое внимание уделять совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

2. Совершенствование организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в том числе кадрового обеспечения УИИ, невозможно без проведения научных исследований, внедрения их результатов в практическую деятельность. В связи с этим предлагается постоянно осуществлять мониторинг результатов деятельности профессорско-преподавательского состава и на этой основе вырабатывать критерии индивидуального стимулирования, избавляться от так называемой «уравниловки» в оценке трудовой деятельности.

Эффективное планирование научной работы позволит добиться максимальной интенсификации научного труда и вырабатывать своевременные и адекватные меры, направленные на совершенствование деятельности УИИ. Однако, на наш взгляд, при ее планировании не следует «гнаться» (что нередко выявляется при изучении планов научно-исследовательской деятельности образовательных организаций) за количеством научных разработок. Гораздо важнее повысить требования к качеству научных разработок, что будет способствовать увеличению их полезности для практики функционирования системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Кроме того, нужно активизировать взаимодействие образовательных организаций и территориальных органов ФСИН России. На наш взгляд, создание базовых УИИ позволит значительно улучшить экспериментальную базу научных исследований и соответственно обеспечить повышение их практической значимости. Следует также повысить требования к кандидатам на обучение в адъюнктуре, а также к организации самого процесса подготовки научно-педагогических кадров. Личный опыт преподавательской работы авторов позволяет утверждать о том, что в настоящее время недостаточно внимания уделяется курсу методологии научных исследований, в рамках изучения которого можно по мере необходимости оказывать адъюнктам консультационную и методическую помощь в разработке проблемных вопросов исследования. Соответственно возрастут требования к профессорско-преподавательскому составу, который будет участвовать в подготовке научно-педагогических кадров (считаем, что это должны быть доктора наук, активно занимающиеся проведением научных исследований и, что не менее важно, активно внедряющих полученные результаты в практическую деятельность).

Источник: Смирнова И.Н., Байчоров С.И. «Проблемы подготовки специалистов для системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в России»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *